Если ребенок отстает в развитии
консультация

Мельникова Ирина Олеговна

Консультация для родителей. В консультации описаны характерные особенности развития детей с ЗПР. Даны рекомендации родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если ребёнок отстает в развитии

(консультация для родителей)

Все дети развиваются по-разному. Одни начинают раньше ходить, другие уже рассказывают стихи, пока их сверстники общаются простой фразой или вообще еще не говорят. Но, со временем, менее развитые дети становятся сильнее, смышлёнее и догоняют своих одногодок.

Задержка развития – это не просто «слегка отстает» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением необходимых навыков, соответствующих для своего возраста.

Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом. Важно понимать - чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше шансов у ребенка догнать в развитии своих сверстников.

Причины ЗПР:

  • медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания, хронические заболевания у родителей, курение и употребление алкоголя мамой во время беременности, болезни самого ребенка, ослабление организма из – за инфекций или травмы);

  • психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье);

Как бы сложно не было признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами, дефектологами, логопедами поможет вам решить проблему.

Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения или группы комбинированного вида. Там с детьми работают сразу несколько специалистов (дефектолог, логопед, психолог, воспитатели и др.) Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ или группу, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.

Поэтому, если родители замечают проблемы в развитии своего ребенка, им необходимо обратиться к дефектологу, логопеду или в ЦПМСС.

Характеристика особенностей развития детей с ЗПР

Физиологические особенности

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и ручной моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, выносливость, гибкость, координация. Практически у всех дошкольников названной категории наблюдаются симптомы недоразвития двигательного анализатора – нарушение в координации движений. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках, поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге (при прыжках держатся за опору: край стола, стула, за руки взрослого), перепрыгивать с места на место на двух ногах. Дети испытывают большие затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий (например, поднять руки над головой, на плечи, опустить вниз), хотя сами действия в отдельности выполнить в состоянии. У дошкольников данной категории не сформирован самоконтроль, поэтому они не замечают неправильного выполнения действий. У всех детей наблюдается снижение таких физических качеств, как ловкость, мышечная сила, скорость, выносливость. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма. Технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании слабо сформированы. Многие из детей данной категории не умеют правильно держать карандаш, кисточку (держат в кулаке или используют четыре пальца), не регулируют силу нажима (при рисовании линии могут быть мало заметными или дети настолько сильно нажимают на карандаш, что он ломается или рвет бумагу), с трудом пользуются ножницами.

Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако физическое и моторное развитие ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.

Особенности визуального восприятия

Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются в том случае, если отвлекающем фактором является речь. Дошкольникам данной категории выполнять задания лучше в тишине. Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Установлено, что состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка. Часты случаи, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, ребенок испытывает трудности в школе. Одним из условий оптимальной учебной деятельности ребенка является его способность к концентрации внимания.

Особенности сенсорного восприятия

Сенсорное развитие отличается качественным своеобразием. Следует отметить, что у детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия (зрительного, слухового, тактильного) несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире, о себе и о своем окружении. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности выделять и запоминать только отдельные, простейшие свойства предметов и явлений. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений, относящихся к нескольким органам чувств и уже имеющихся в коре головного мозга от прошлых восприятий. Это взаимодействие и нарушено у детей с ЗПР. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, когда изображение предмета представлено одной линией, силуэтом или контуром. Сложности вызывает и узнавание предметов, если они перечеркнуты (зашумлены) или «наложены» друг на друга (детям предлагается узнать несколько предметов, которые изображены не отдельно друг от друга, а как бы наложено).

Ребенок с ЗПР за определенное время воспринимает меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отставание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освоении чтения, нарушению различных сходных по написанию букв и цифр (например, дети путают цифры 3 и 8, 1 и 7; буквы А и Л, Н и П и т.д.).

Пространственное восприятие

Установлено, что пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. С недоразвитием пространственной функции связаны трудности в овладении знаниями и навыками по математике, чтению, письму, где очень важно различать расположение элементов.

Особенности анализирования

Сенсорный опыт детей данной категории долго не обобщается и не закрепляется в слове, присутствуют ошибки при назывании признаков величины, цвета, формы. Эталонные представления цвета, формы, величины не формируются своевременно. Дошкольники с ЗПР могут правильно соотносить предмет по цвету (инструкцию «Дай такой же» выполняют правильно), могут верно показать цвет по названию, например, показать, где красный круг. Но название цветов долго не появляется в речи, или дети путают цвета при назывании.

У детей с ЗПР отмечается замедленный процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности: недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительной координаций, которые проявляются в несформированности чувства ритма, в возникающих трудностях при ориентировке в пространстве и на плоскости. В дальнейшем все выше описанные недостатки возможно будут препятствовать овладению чтением, письмом, счетом.

Вербальная память

В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР особенное место занимают нарушения памяти: ограниченный объем памяти и снижение ее прочности. Обычно родители спрашивают: «А как определить, сколько предметов или картинок ребенок может запомнить?». В данном случае целесообразно использовать следующую формулу – паспортный возраст ребенка, плюс минус один. Например, если ребенку пять лет, то можно предлагать для запоминания от четырех до шести объектов.

В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условия задачи. При запоминании стихов дети переставляют слова местами, добавляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы.

Следует отметить, что наглядный материал запоминается лучше словесного, непроизвольное внимание страдает в меньшей степени, чем произвольное. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Поэтому так часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок сегодня вечером все рассказал, все понял, а на утро как будто ничего и не было и можно начинать все с начала.

Итак, задержка психического развития может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, не усвоением образовательной программы в ДОУ, а затем и неуспеваемостью в школе.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Работа логопеда, дефектолога и психолога должна сочетаться с медикаментозным лечением, назначенным неврологом. Родители должны помнить, что задержка сама не пройдет. Необходимо приложить усилия и работать всем в комплексе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ессли ребенок отстает в развитии

рекомендации родителям детей, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения....

Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".

Шпаргалки для родителей:  "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Как понять что ребенок отстает в развитии

laquo;Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в пол...