Консультация для родителей: "Как проверить, не отстает ли Ваш ребенок в речевом развитии"
консультация

Чухина Марина Александровна

таблица Речевое развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_proverit.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как проверить, не отстает ли Ваш ребенок в речевом развитии»

«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливые закономерности
детского мышления».
К. И. Чуковский.


   
Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников.
   
Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, убеждаешься  в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений.

     Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка.

     Проверьте речевые возможности вашего ребенка, используя данную таблицу.

 Возраст

 Речевые навыки

 Признаки риска задержки речевого развития

1 год

Появление однословных предложений («Дай», «Кукла», «Кука»).

1 год 3 месяца

Запас слов до 30

1 год 6 месяцев

Легко повторяет часто слышимые слова. Запас слов до 40 – 50.

Отсутствие или очень малый пассивный словарь

1 год 5 месяцев – 2 года

Появление фраз типа «Хочу пить», «Идем играть», двухсловных предложений типа «Моет нос», «Ловят мяч».

Отсутствие специфического детского активного словаря со словами «ням – ням», «тик – так», «мяу» и т.д.

Отсутствие коммуникативных жестов.

2 года

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?». Запас слов до 200 - 300

Малый пассивный словарь

2 года 6 месяцев

Появление многословных предложений: «Девочка ест кашу ложкой»; «Папа ням – ням»; слогов: «Мама бай».

Сокращение количества слогов в слове: «Носки – ки»

3 года

Появление вопросов: «Когда?”, «Почему?». Запас слов до 800 – 1000. Изменение существительных по падежам и числам, глаголов – по родам, временам, числам и лицам. Например: «Мама режет хлеб ножом», «Тёма идет домой». Нечеткость произношения звуков.

Отсутствие предлогов – на, под, в, с и т.д. Большое количество фонетических ощибок («петух – титух», «не хочу – не фасу»).

4 – 5 лет

Используют в речи структуру сложносочиненного и сложноподчиненного предложений («Коля и Лида пошли гулять», «Я помыл руки, потому что они грязные).

Предпринимают поиски применения предлогов в речи: «Я взял книжку …в … из шкафа).

4 – 5 лет

Исчезают все неправильные произнесения звуков

Неправильное согласование числительных с существительными: («Три медведем – три медведя»)

5 лет

Составляют по картинке рассказ из нескольких предложений, правильно отвечают на вопросы по сюжету рассказа. Запас слов до 2500.

Отсутствуют сложные предложения для описания слов – действий с предметами. Испытывают затруднения при составлении рассказа по картинке.

Один звук заменяется другим («сапоги – сяпоги», «шуба – сюба», «цапля – сяпля»).

6 лет

Отсутствуют недостатки произнесения звуков и слов

Недифференцированное произнесение пар или групп звуков. Например, звук Т’ произносится вместо С, Ч, Ш («тюмка», «тяска», «тяпка» вместо «сумка», «чашка», «шапка»).

6 лет, 6 месяцев

Умеют составить рассказ (пересказ) из предложений с развитием сюжета

Замена одних звуков другими. Например: звук Л вместо Р; звук Ф вместо Ш.

6 -  7 лет

Начало освоения навыков письменной речи (письма и чтения)

Смешение звуков. Так, ребенок, умея произносить Р, Л в речевых высказываниях, произносит: «Сторял стлогает доску» вместо «Столяр строгает доску».

6 – 7 лет

Запас слов до 4000 и более

Испытывают трудности в освоении навыков чтения. Читают побуквенно (нарушено сияние звуков в слоги и слова). Замена и смещение звуков при чтении: (Д заменяют на Н, П – Н, М – Ш, Б – Д, В – Д, В – К и т.д.). Искажают слова (пропускают согласные и гласные; переставляют звуки и т.д.).

     Если Вас настораживают признаки речевого развития ребенка, посоветуйтесь с логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Консультация для родителей. Как проверить, готов ли ребенок к школе.

Консультация для родителей.Как проверить,  готов ли ребенок к школе....

Конспект групповой консультации для родителей в старшей группе на тему: ««Роль игры в речевом развитии детей».

Цель: повышение педагогической грамотности родителей. Основной целью игр по развитию речи в детском саду является помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, ...

Конспект групповой консультации для родителей в старшей группе на тему: ««Роль игры в речевом развитии детей».

Цель: повышение педагогической грамотности родителей.Основной целью игр по развитию речи в детском саду является помощь детям в овладении родным языком. Это сделать гораздо сложнее, чем со школьниками...

Консультация для родителей на тему: «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» 09.09.2019

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...