Как поддерживать познавательную активность ребенка
материал (старшая группа)

Клишина Евгения Дмитриевна

Родительское собрание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Как поддерживать познавательную активность ребенка»

Цель: ознакомить родителей с понятием «познавательная активность»; повышение педагогического мастерства родителей по теме; овладение искусством общения, формирования умения общаться с детьми.

Помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Участники: дети и родители.

Повестка собрания:

  1. Что такое познавательная активность.

  2. Основные принципы построения общения с детьми. 

  3. Интеллектуальная игра «Сила ума».

Ход собрания:

  1. Что такое познавательная активность?

Тема родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка» выбрана не случайно. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Так как развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский.

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь.

Познание – это сложное образование, в котором можно выделить два компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся:

  • что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания;
  • как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания;
  • как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д.
  • информация рассматривается  как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания  является отношение человека к информации. У взрослых и детей отношение к ней вторично.  Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких     детей наблюдается обратная картина.  Для них  отношение – первично,  а  информация вторична.  Они всегда готовы познавать то к чему  хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно

Познавательная активность детей дошкольного возраста – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе, проявляющаяся у ребенка в любознательности; выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении инициативности

и волевых усилий в процессе овладения знаниями, в умении усвоить способ познания и применить его в другом материале. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый

социальный опыт, учится социальному ориентированию.

2. Основные принципы построения общения с детьми.

1.   Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено.

2.   Будьте вежливы с ребенком (тогда малыш усвоит именно такую модель поведения).

3.   Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии.

4.   Вводите четкую систему запретов. Их должно быть немного. Такие запреты нужны для ощущения безопасности ребенка (не брать спички, не включать газ и т.п.).

5.   Формулировать запреты следует четко и конкретно. Лучше сказать: "Горячо!", "Грязно!", чем "Нельзя!", "Отойди!".

6.   Установите определенные правила жизни семьи.

7.   Расширьте поведенческий репертуар ребенка. Рассказывайте, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте ребенку пример различных реакций на событие (позитивное и негативное).

8.   Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями (из Вашей речи ребенок может понять, что Вы просто им недовольны или не любите его).

9.   Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша.

10.   Будьте терпеливы.

11.   Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу. 

  1. Интеллектуальная игра «Сила ума»

Цели:

  • расширить представление детей об интеллектуальных способностях;
  • формировать положительное отношение к умственному труду,
  • воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция;
  • побуждать детей к самообразованию, самовоспитанию; развивать навыки групповой работы.

Форма проведения: интеллектуальная игра.

Участники: дети и родители.

Ход игры:

Родители вместе с детьми делятся на 2 команды (жеребьевка).

1 задание – «Придумай приветствие соперникам!»

         1 команда - «Умники – разумники»

         2 команда - «Всезнайки»

2 задание -  «Всюду пригодится!»

Перечислите как можно больше способов применения предметов: 

3 задание - «Это правда или нет?»

 

Послушай стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га!» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

4 задание – «Скажи правильно»

Послушай, как говорили другие дети, подумай, можно ли так сказать, и скажи, как надо сказать правильно:

  • Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются;
  • Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом;
  • Мамочка, я тебя громко-громко люблю.
  • Вечером солнце поднималось над горизонтом;
  • Мама готовит музыку и слушает суп;
  • Маша заваривает оладьи и печет чай;
  • Бабушка жарит молоко и кипятит котлеты;
  • Аня решает куклу и одевает задачу;
  • Друзья идут по песне и распевают тропинку;
  • Тетя поливает белье и стирает цветы;
  • Коля пьет ватрушку и ест кисель;
  • Вика чистит тесто и размешивает картошку.

5 задание - «Объясните, почему?»

Закончите предложения: 

  • Вова заболел,  потому что…                      
  • Мама взяла зонт, потому что…
  • Дети легли спать, потому что…                  
  • Очень хочется пить, потому что…
  • Лед на реке растаял, потому что…                  
  • Деревья сильно закачались, потому что…
  • Стало очень холодно, потому что…

6 задание – «Не скажем, а покажем»

Покажите действие противоположной команде, они должны угадать, что вы изобразили.

  • Кормить птиц
  • Лепить снеговика
  • Фотографировать на семейный портрет
  • Играет оркестр

7 задание - «Загадай, мы отгадаем»

Опишите любой овощ или фрукт в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Другая команда по описанию должна угадать.

8 задание – «Третий лишний»

Назовите лишний предмет и объясните свой выбор

9 задание – «Одно и то же»

Перед вами предмет, для каждой команды свой. Перечислите как можно больше предметов с такими же признаками. И, обязательно, объясните ответ. Например, вертолет – автобус, бабочка, стрекоза, птица.

10 задание – «Так похожи, но такие разные»

Сравни предметы, назови сходства и различия.

11 задание – «Составь пословицу».

Командам раздаются слова, составить пословицу из слов.

  • Лучше много знать, чем много иметь.
  • Мало самому знать, надо другим передать.

Исполнение песни «Вместе весело шагать».

Награждение команд.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как поддерживать познавательную активность ребенка» Родительское собрание Старшая группа №9

Слайд 2

Повестка собрани я Что такое познавательная активность. Основные принципы построения общения с детьми. Интеллектуальная игра «Сила ума».

Слайд 3

Что такое познавательная активность? Тема родительского собрания «Как поддерживать познавательную активность ребенка» выбрана не случайно. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Так как развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выготский .

Слайд 4

Познание – приобретение знаний, постижение закономерностей объективного мира. Познать – постигнуть, приобрести знание о чем-либо, о ком-нибудь. ПОЗНАНИЕ И нформация, состоящая из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации Отношение человека к информации

Слайд 5

Первый компонент включает в себя информацию , состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Сюда относятся: что интересует ребёнка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания; как получает ребёнок информацию, т.е. речь идёт о способах познания и средствах познания; как ребёнок перерабатывает информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и т.д. информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить у ребёнка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания . Вторым компонентом познания является отношение человека к информации . У взрослых и детей отношение к ней вторично. Взрослые могут высказать, определить отношение к чему – либо только при наличии о нём знаний, представлений, опыта. У маленьких детей наблюдается обратная картина. Для них отношение – первично, а информация вторична. Они всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно

Слайд 6

Познавательная активность детей дошкольного возраста – это активность , возникающая по поводу познания и в его процессе, проявляющаяся у ребенка в любознательности ; выражается в заинтересованном принятии информации , в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении инициативности и волевых усилий в процессе овладения знаниями, в умении усвоить способ познания и применить его в другом материале. Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию .

Слайд 7

Основные принципы построения общения с детьми 1. Будьте последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему было позволено. 2. Будьте вежливы с ребенком (тогда малыш усвоит именно такую модель поведения). 3. Сотрудничайте с ребенком, а не руководите им. Приказы и резкие запреты могут спровоцировать вспышку агрессии. 4. Вводите четкую систему запретов. Их должно быть немного. Такие запреты нужны для ощущения безопасности ребенка (не брать спички, не включать газ и т.п.). 5. Формулировать запреты следует четко и конкретно. Лучше сказать: "Горячо!", "Грязно!", чем "Нельзя!", "Отойди!". 6. Установите определенные правила жизни семьи. 7. Расширьте поведенческий репертуар ребенка. Рассказывайте, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте ребенку пример различных реакций на событие (позитивное и негативное). 8. Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями (из Вашей речи ребенок может понять, что Вы просто им недовольны или не любите его). 9. Наказывая ребенка, не будьте чрезмерно строгими и не ущемляйте достоинства малыша. 10. Будьте терпеливы. 11. Чаще говорите ребенку, что Вы его любите. Пусть малыш знает, что Вы его любите просто за то, что он есть, а не за то, что он убрал игрушки или съел кашу.

Слайд 8

Правильное общение – это такое общение между ребенком и его родителями, когда слова не нужны. Умение сказать без слов – свидетельство истинного и глубокого понимания.

Слайд 9

Интеллектуальная игра «Сила ума» Цели : расширить представление детей об интеллектуальных способностях; формировать положительное отношение к умственному труду, воспитывать позитивную оценку таких качеств характера, как любознательность, пытливость, эрудиция; побуждать детей к самообразованию, самовоспитанию; развивать навыки групповой работы. Форма проведения : интеллектуальная игра. Участники: дети и родители.

Слайд 10

100 вопросов, 100 ответов Выдают в минуту дети. Много нужно нам познать, Чтоб ответ ребятам дать.

Слайд 11

1 задание – «Придумай приветствие соперникам!» 1 команда «Умники – разумники» 2 задание - «Всюду пригодится!» Перечислите как можно больше способов применения предметов: 2 команда «Всезнайки»

Слайд 12

3 задание – «Это правда или нет?» Послушайте стихотворение Л.Станчева «Это правда или нет?». Надо внимательно слушать, тогда можно заметить, чего на свете не бывает. Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» — пел соловей. Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Слайд 13

4 задание – «Скажи правильно» Послушайте, как говорили другие дети, подумайте, можно ли так сказать, и скажите, как надо сказать правильно: Папа, тут дрова недавно пилили: вон на снегу пилилки валяются. Я немножко открыла глаза и смотрела шепотом. Мамочка, я тебя громко-громко люблю. Вечером солнце поднималось над горизонтом. Мама готовит музыку и слушает суп. Маша заваривает оладьи и печет чай. Бабушка жарит молоко и кипятит котлеты. Аня решает куклу и одевает задачу. Друзья идут по песне и распевают тропинку. Тетя поливает белье и стирает цветы. Коля пьет ватрушку и ест кисель. Вика чистит тесто и размешивает картошку.

Слайд 14

5 задание - «Объясните, почему?» Закончите предложения: Вова заболел, потому что… Мама взяла зонт, потому что… Дети легли спать, потому что… Очень хочется пить, потому что… Лед на реке растаял, потому что… Деревья сильно закачались, потому что… Стало очень холодно, потому что…

Слайд 15

6 задание – « Не скажем, а покажем» Покажите действие противоположной команде, они должны угадать, что вы изобразили. 7 задание - «Загадай, мы отгадаем» Опишите любой овощ или фрукт в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Другая команда по описанию должна угадать.

Слайд 16

8 задание – «Третий лишний» Назовите лишний предмет и объясните свой выбор

Слайд 17

9 задание – «Одно и то же» Перед вами предмет, для каждой команды свой. Перечислите как можно больше предметов с такими же признаками. И, обязательно, объясните ответ. Например,

Слайд 18

10 задание – «Так похожи, но такие разные» Сравни предметы, назови сходства и различия:

Слайд 19

11 задание – «Составь пословицу» Командам раздаются слова, составить пословицу из слов. Лучше много знать, чем много иметь. Мало самому знать, надо другим передать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие познавательной активности ребенка

Игры на развитие познавательнойактивности ребенка...

Развитие познавательной активности ребенка через элементарное экспериментирование

Замечательным средством по ознакомлению детей с природой является  ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ. В данном материале описаны опыты и эксперименты с водой, песком; на что нужно обратить особое внима...

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА

« Хорошо – плохо»В игре предлагаемый ведущим предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Нужно найти его положительные стороны и отрицательные. Все рассматривают игрушку- грузовик.Сначала в...

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка

В статье определяются актуальность и особенности проектной деятельности дошкольников...

Развитие познавательной активности ребенка

Развитие познавательной активности ребенка...

«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»

В докладе раскрывается роль познавательного развития и познавательной активности в жизни дошкольника, опубликованы интеллектуальные игры в детском саду и методика проведения интеллектуальных игр разны...

«Роль интеллектуальных игр в развитии познавательной активности ребенка»

В данном материале рассказывается о развитии познавательных способностей и познавательной активности через интеллектуальные игры. Даны разнообразные виды интеллектуальных игр и методика проведения инт...