Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка
статья на тему

Зиновьева Ольга Александровна

В статье определяются актуальность и особенности проектной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-proektnaya_deyatelnost.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности ребенка

ГБДОУ детский сад № 39 комбинированного вида

Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Старший воспитатель Зиновьева Ольга Александровна

Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста  в последнее время весьма актуально. В первую очередь потому, что  ребенок, как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Как известно, уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Все возрастающая динамичность экономических  и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и  предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему  норм и правил.

Таким образом, можно утверждать, что наиболее эффективным методом в развитии необходимых в современном мире качеств является метод проблемного обучения, который, в свою очередь реализовывается в проектной деятельности. Поскольку в основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Как показывает опыт многих современных педагогов, метод проектирования представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Как утверждают отечественные педагоги, в ходе проекта ребенок приобретает группу умений и навыков, такие как:  интеллектуальные (умение работать с информацией, ориентироваться  в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы); творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему); коммуникативные (умение вести беседу, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение излагать свою мысль); методологические (умение находить источники получения информации).    

Проектная деятельность как специфическая деятельность творчества, является универсальным средством развития ребенка. Проектная деятельность в обучении содержит в себе – игровую сущность; потребность создания своей предметной среды. Организация проектной деятельности позволяет сформировать познавательную самостоятельность у детей, которые бывают, бояться высказывать свое мнение.

В процессе использования в образовательной программе проектную деятельность выявляются интересы ребенка, развивается партнерский стиль взаимодействия между взрослыми  и детьми, активно поддерживается детская инициатива.

Проектная деятельность способствует развитию творчества и исследовательских навыков, позволяет развивать познавательные способности, личность дошкольника, а также взаимодействие со сверстниками. В детском саду применение метода проектной деятельности позволяет максимально вовлечь родителей в продуктивную деятельность детей и лучше узнать внутренний мир своего ребенка, взрослые и дети становятся ближе друг другу.

 К особенностям организации проектной деятельности входят: индивидуальный подход к каждому ребенку; тесная взаимосвязь с семьей ребенка; повышение педагогического мастерства.

Организация проектной деятельности в ДОУ позволяет повысить профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность: развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем); развивать у детей такие качества, как активность, самостоятельность; создавать продукты, которые можно предъявлять социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию дошкольного учреждения).

Между тем, устанавливается тесные партнерские отношения между взрослым и ребенком: повышается интерес к познанию; повышается самооценка; дети учатся планировать; идет общение на равных; становятся активными; учатся беречь свой и чужой труд.

   Организация проектной деятельности позволяет оттолкнуться от индивидуального детского интереса и оформить его в завершенное настоящее взрослое дело. Такой комплексный подход является более продуктивным и времясберегающим, нежели отдельно развивать знание, умения и навыки на занятиях. В процессе грамотного организованного  проектной деятельности в детское образовательное учреждение все это формируется как бы исподволь, незаметно для ребенка, увлеченного решением активной проблемы, положенной им самим в основу совместной с педагогом исследовательской работы (проекта).

Таким образом, эффективное использование данной образовательной технологии приводит к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Проектная деятельность  в воспитательно-образовательном процессе  способствует развитию свободной творческой, познавательно-активной, креативной, социализированной личности  ребенка и неразрывно связана со всеми видами деятельности: обучающей, игровой, исследовательской, экспериментальной, трудовой и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

Опыт работы "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частые изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса....

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Метод проектной деятельности является наиболее эффективным способом, позволяющим одновременно обеспечить:-развитие у ребенка предметных знаний, умений и навыков;-формирование универсальных компетентно...

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольников»

Тема: Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у старших дошкольниковВведение:    Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новоепокол...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...