Консультация для педагогов "Формы взаимодействия воспитателей с родителями"
консультация

Целищева Ольга Сергеевна

Формы взаимодействияпедагогов и родителей. Организация их совместной деятельности и общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitatelya.docx17.48 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ воспитателей С РОДИТЕЛЯМИ»

С первого дня работы с коллективом детей и коллективом родителей воспитатель должен добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. Важным условием взаимодействия семьи и классного руководителя является разумность тех требований, которые педагог предъявляет к родителям и ребёнку.

В общении с коллективом родителей воспитатель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех мероприятиях, которые проводятся в классе. Нужно давать родителям возможность проявлять инициативу и поддерживать их в делах в классе и в школе.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Хочу остановиться на тех формах работы, которые я использую в своей работе.

Традиционные формы работы с родителями:

1.         Родительские собрания.

2.         Общешкольные и общественные конференции.

3.         Родительские клубы.

4.         Индивидуальные консультации педагога.

Родительское собрание

Основная форма работы с коллективом родителей – родительское собрание, которое проводится один раз в четверть, а если это необходимо - ежемесячно.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвящённые актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания носят просвещенский характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определённое время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребёнка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно провести в различной форме: праздники, походы, торжественные собрания.

В моей практике стало традицией поощрять родителей, бабушек и дедушек, активно участвующих в жизни класса благодарственными письмами. Дети делают сувениры, поздравительные открытки, медали. Готовим итоговый концерт в конце учебного года и в торжественной обстановке все, что нами приготовлено, вручаем.

Родительские конференции

Имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут дети.

Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций. Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы школы: ремонт и оформление школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и её результаты, и многое другое. Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по намеченной проблеме. Хороший эффект даёт встреча родительского комитета класса с победителями интеллектуальных марафонов, участниками олимпиад, призёрами различных соревнований. Это огромный стимул для дальнейшего сотрудничества учащихся и родителей.

Родительские клубы

Интересной формой работы с родителями являются родительские клубы, где родители объединяются по интересам. Интерес к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.

На собрания родительского клуба приглашаются специалисты различных организаций в зависимости от тематики заседания клуба.

Заседания проводятся три-четыре раза в год. Родителям заранее предлагается тематика клубных занятий, которая вывешивается в школе на стенде для родителей. В тематику родители могут вносить коррективы.

Индивидуальные консультации

Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо провести индивидуальные консультации-собеседования с родителями.

Готовясь к консультации необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы.

Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителем и учителем.

Учитель должен дать родителем возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя, в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком.

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя.

Огромную роль в сотрудничестве родителей воспитанников и родителей играет родительский комитет . От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. У нас в классе хорошо организованный родительский комитет, который выполняет в классе различные функции: оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе, в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю в начальной школе трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребёнка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребёнком и другими детьми.

Многое помогает сделать родительский комитет по решению хозяйственно-бытовых вопросов в классе: ремонт кабинета, мебели, в приобретении предметов, необходимых для классного коллектива, помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, подарков для именинников в классе и т.д.

Нетрадиционные формы работы с родителями

1.         Тематические консультации.

2.         Родительские чтения.

3.         Родительские вечера.

4.         Открытые уроки.

Тематические консультации

В каждой группе есть дети  и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного решения. Родителей приглашают для участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения проблемы. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т.д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по вопросам, которые их волнуют.

Родительские чтения

Это очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменению подходов к его решению после прочтения этой книги.

Родительские вечера

Это форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя.

Примерные темы родительских вечеров: «Первые книжки ребенка», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Песни которые пели мы и поют наши дети», «Как мы учим своего ребёнка трудиться» и др.

Открытый урок

Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с предметом, методикой преподавания, требованиями воспитателя. В этот день педагог проводит уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности каждого ребёнка. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Сотрудничество детского сада и семьи- это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного обучения и воспитания ребенка. Взаимодействие участников педагогического процесса должно быть спланировано и организовано. Суть взаимодействия воспитателя и семьи заключается в том, что обе стороны заинтересованы в раскрытии и развитии в ребенке лучших качеств. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Обучающий процесс в детском саду и дома неразрывно связан между собой. И только тесный контакт педагога и родителя, желание идти навстречу друг другу в достижении взаимопонимания, с направляющей ролью школы, может принести ощутимые плоды в процессе обучения ребёнка, формировании его, как многогранной, полноценной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей"

Консультация для педагогов "Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию детей"...

Консультация для воспитателей на тему: «Взаимодействие воспитателей и родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей»

    Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения, который включает целый комплекс задач:- воспитание у ребенка ...

Консультация для педагогов «Взаимодействие воспитателя, и родителей по вопросам познавательно – речевого развития дошкольника

  В настоящее время отношения между воспитателями ДОУ и семьями воспитанников строятся на основе взаимодействия, главная цель которого – установление конструктивных взаимоотношений п...

Консультация для воспитателей Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы «Взаимодействие воспитателей с родителями».

Консультация для воспитателей   Тема: Из опыта работы воспитателей второй младшей группы  «Взаимодействие воспитателей с родителями»....

Консультация для педагогов «Взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для педагогов«Взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения»....

Консультация для педагогов Взаимодействие воспитателя и родителей в формировании у детей потребности в здоровом образе жизни

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. Особенно волнует проблема сохранения здоровья будущего поколения. Не последнюю роль здесь играет фактор семьи и фактор обр...