Создание предметно развивающей среды в ДОУ по межполушарному взаимодействию.
консультация

Арсентьева Александра Владимировна

С каждым годом растет число детей нарушением межполушарного взаимодействия – это механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов, соответственно у таких детей страдает весь процесс обучения.

По каким же признакам можно определить несформированность межполушарного взаимодействия:

 

  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Псевдолеворукость.
  • Логопедические отклонения.
  • Неловкость движений.
  • Агрессия.
  • Плохая память.
  • Отсутствие познавательной мотивации.
  • Инфантильность.

 

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

 

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

 

Особое внимание стоит уделить созданию предметно-пространственной среды обучения и воспитания с учетом нейропсихологических особенностей детей.

 

Говоря о создании такой среды важно учитывать три функциональных блока мозга, а также межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие.

 

Первый блок – энергетический. От его функционирования зависит желание ребенка участвовать в образовательно-воспитательном процессе и наличие у него сил для участия.

Активизировать эту часть мозга помогает, например питье воды маленькими глотками. Взаимодействие с сенсорным материалом помогает удерживать первый блок в рабочем состоянии.

Например, атрибуты для занятия дети отыскивают в кинетическом песке. Так же для активизации этого блока необходимо создать положительный эмоциональный настрой у воспитанников. Для этого педагоги устраивают «сюрпризные моменты», с помощью атрибутов перевоплощаются в героев любимых мультфильмов и сказок. Частые переключения деятельности, динамические паузы, физические, дыхательные, глазодвигательные упражнения так же помогают поддерживать работу первого блока на необходимом уровне.

 

Такие упражнения можно использовать в логопедических минутках. Например, мигалочки, где дети поочередно открывают ладошку правой и левой руки, показывая предмет, спрятанный в ней, затем открывать и закрывать следует кисти обеих рук, после чего повторить поочередное открывание кистей.

В данном упражнении можно использовать любые мелкие предметы.

 

Второй блок - получение, обработка и хранение информации. Получение информации происходит через органы чувств (зрение, слух, вкус) тактильное чувство. Для формирования полноценного образа об изучаемом предмете или явлении важно задействовать как можно больше органов чувств ребенка.

Например, при изучении овощей и фруктов заменить картинки настоящими предметами. Это позволит помимо визуального образа получить еще и тактильный и обонятельный образы и объединить их в общем представлении о предмете. При изучении животных и птиц необходимо использовать аудиозаписи голосов для подключения слухового анализатора.

Для включения в процесс познания тактильного анализатора важно иметь достаточное количество игрушек и муляжей разной текстуры по лексическим темам. Важно для межполушарного развития учить детей определять предметы на ощупь, не видя их.

 

Учет ведущего канала восприятия каждого ребенка помогает осуществлять индивидуальный подход в образовательно-воспитательной и коррекционной работе. Кому-то из детей важно услышать, другому – увидеть, а третьему – потрогать изучаемый предмет.

Обилие сенсорных материалов, например песок обычный и кинетический, мячи из разных материалов и разной текстуры просто необходимы в создании предметно-окружающей среды.

 

Третий блок – программирования, регуляции и контроля. Он только начинает формироваться в дошкольном детстве и для его эффективного запуска важно всю деятельность детей сделать осмысленной, а именно включить в игровой контекст. Ребенок – дошкольник может не хотеть просто выполнять задания, поэтому учебная деятельность для дошкольника должна быть игровой. Только тогда он начнет регулировать свое поведение для достижения поставленной цели.

 

Например, педагог не просто предлагает найти всю полезную еду, а объясняет, что эти продукты необходимы заболевшей кукле или спортсмену для победы в соревновании. Ребенку важно понимать для чего он старается. Для формирования функции самоконтроля удобно использовать визуальное расписание активностей в течение дня. Для младших детей – это картинки с изображением детей выполняющих различные действия. Для более старших – схемы или пиктограммы.

 

Например, карточки с изображением прыгающего лягушонка, при помощи которых дети учат лягушонка, верно, прыгать и приземляться лягушонка на лист,  включает ребенка в игровой контекст и способствует межполушарному взаимодействию.

Использование подходящих карточек на занятии по математике, помогает ребенку не только налаживать механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий, но повторять устный счет, а так же сформировать зрительный образ цифры.

 

Так же и с карточками, на которых за каждым пальцем закреплен определенный цвет, которые помогают лучшему запоминанию цветовой гаммы и развитию межполушарных связей.

 

Кинезеологические упражнения можно использовать в любой деятельности. Например, во время закаливания, используя мячи «Ёжики», которые можно прокатывать ступнями ног, сначала одной ногой, затем другой, после вместе и поочередности.

 

Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушарий, всегда работает как единое целое, а ведущее полушарие в дошкольном возрасте – правое. В связи с этим обучение в дошкольном образовательном учреждении должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

 

Наполнение предметно - пространственной среды должно происходит с учетом данной особенности.

- Целесообразно использование светлой доски и темного маркера.

- Детей вокруг педагога лучше размещать полукругом – это обеспечивает детям чувство безопасности, позволяя каждому ребенку видеть реакцию всех участников познавательного процесса.

- При правополушарном восприятии важно размещать наглядный материал с лева от детей.

- Разыгрывание тематических сценок и чтение литературных произведений уместно сопровождать музыкой, создающей настроение и помогающей понять эмоции героев.

- Так же рассказывая детям кинезеологические сказки, дает возможность детям, использовать визуальный образ и слуховой анализатор задействовав работу левого и правого полушарий в целостную систему.

 

Помнить, что окончательно ведущее полушарие определяется к школьному возрасту. Поэтому при работе с дошкольниками большое внимание уделяем развитию межполушарного взаимодействия. Именно это взаимодействие между полушариями помогает формироваться функциям мозга.

Для осуществления данного взаимодействия педагоги могут использовать такие средства как:

• Игра «Жонглёр» (стоя на балансире, подкидывать по десять раз мячик или мешочек вверх, сначала правой, затем левой рукой). Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, совершенствование координации, развитие зрительно-пространственных представлений.

• «Рисование двумя руками». Если одновременно двигать обеими руками, то работает сразу два полушария, образуются нейронные связи, появляется процесс анализа и синтеза, повышается умственная активность и работоспособность. В результате ребёнок усваивает знания, успевает выполнять большой объём заданий.

• «Рисуем ритм» музыкально-ритмическое рисование с нейроподходом (лист бумаги, фломастеры)Цель: развитие межполушарных связей головного мозга, развитие чувства ритма, способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, усидчивости, мелкой моторики и координации движений рук.

• Лабиринт. Ребёнок берет два бегунка (два шарика в пластиковом корпусе разных цветов) и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала против часовой стрелки, затем -по. Цель: включаются оба полушария головного мозга, и происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук, этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга.

Гармонично организованная предметно-развивающая среда и грамотное применение необходимого материала имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным. Игры и занятия вызывают у детей эмоциональный подъём, даже слабые дети принимают в них посильное участие. 

Поэтому для полноценного развития ребенка в ДОУ помимо прочих игр, необходимо иметь достаточный набор или картотеку кинезеологических упражнений на растяжки (снеговик, дерево, сорви яблоко, тряпичная кукла и солдат), дыхательные упражнения (свеча, дышим носом, ныряльщик), упражнения на релаксацию (погреем ручки, цветочек, ухо-нос, колечко) и глазодвигательные упражнения (горизонтальная восьмерка, глаз-путешественник и т.д.).

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста рекомендовано выполнять  кинезиологические упражнения каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка, а также помогут раскрыть резервные возможности каждого ребенка, т.к. ранний и дошкольный возраст – это период активного развития мозговых структур.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhpolusharnoe_razvmtie_na_sayt.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предметно развивающей среды в ДОУ по межполушарному взаимодействию

С каждым годом растет число детей нарушением межполушарного взаимодействия – это механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий в целостную систему, которая развивается под воздействием врожденных и приобретенных факторов, соответственно у таких детей страдает весь процесс обучения.

По каким же признакам можно определить несформированность межполушарного взаимодействия:

  • Зеркальное написание букв и цифр.
  • Псевдолеворукость.
  • Логопедические отклонения.
  • Неловкость движений.
  • Агрессия.
  • Плохая память.
  • Отсутствие познавательной мотивации.
  • Инфантильность.

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Особое внимание стоит уделить созданию предметно-пространственной среды обучения и воспитания с учетом нейропсихологических особенностей детей.

Говоря о создании такой среды важно учитывать три функциональных блока мозга, а также межполушарную асимметрию и межполушарное взаимодействие.

Первый блок – энергетический. От его функционирования зависит желание ребенка участвовать в образовательно-воспитательном процессе и наличие у него сил для участия.

Активизировать эту часть мозга помогает, например питье воды маленькими глотками. Взаимодействие с сенсорным материалом помогает удерживать первый блок в рабочем состоянии.

Например, атрибуты для занятия дети отыскивают в кинетическом песке. Так же для активизации этого блока необходимо создать положительный эмоциональный настрой у воспитанников. Для этого педагоги устраивают «сюрпризные моменты», с помощью атрибутов перевоплощаются в героев любимых мультфильмов и сказок. Частые переключения деятельности, динамические паузы, физические, дыхательные, глазодвигательные упражнения так же помогают поддерживать работу первого блока на необходимом уровне.

Такие упражнения можно использовать в логопедических минутках. Например, мигалочки, где дети поочередно открывают ладошку правой и левой руки, показывая предмет, спрятанный в ней, затем открывать и закрывать следует кисти обеих рук, после чего повторить поочередное открывание кистей.

В данном упражнении можно использовать любые мелкие предметы.

Второй блок - получение, обработка и хранение информации. Получение информации происходит через органы чувств (зрение, слух, вкус) тактильное чувство. Для формирования полноценного образа об изучаемом предмете или явлении важно задействовать как можно больше органов чувств ребенка.

Например, при изучении овощей и фруктов заменить картинки настоящими предметами. Это позволит помимо визуального образа получить еще и тактильный и обонятельный образы и объединить их в общем представлении о предмете. При изучении животных и птиц необходимо использовать аудиозаписи голосов для подключения слухового анализатора.

Для включения в процесс познания тактильного анализатора важно иметь достаточное количество игрушек и муляжей разной текстуры по лексическим темам. Важно для межполушарного развития учить детей определять предметы на ощупь, не видя их.

Учет ведущего канала восприятия каждого ребенка помогает осуществлять индивидуальный подход в образовательно-воспитательной и коррекционной работе. Кому-то из детей важно услышать, другому – увидеть, а третьему – потрогать изучаемый предмет.

Обилие сенсорных материалов, например песок обычный и кинетический, мячи из разных материалов и разной текстуры просто необходимы в создании предметно-окружающей среды.

Третий блок – программирования, регуляции и контроля. Он только начинает формироваться в дошкольном детстве и для его эффективного запуска важно всю деятельность детей сделать осмысленной, а именно включить в игровой контекст. Ребенок – дошкольник может не хотеть просто выполнять задания, поэтому учебная деятельность для дошкольника должна быть игровой. Только тогда он начнет регулировать свое поведение для достижения поставленной цели.

Например, педагог не просто предлагает найти всю полезную еду, а объясняет, что эти продукты необходимы заболевшей кукле или спортсмену для победы в соревновании. Ребенку важно понимать для чего он старается. Для формирования функции самоконтроля удобно использовать визуальное расписание активностей в течение дня. Для младших детей – это картинки с изображением детей выполняющих различные действия. Для более старших – схемы или пиктограммы.

Например, карточки с изображением прыгающего лягушонка, при помощи которых дети учат лягушонка, верно, прыгать и приземляться лягушонка на лист,  включает ребенка в игровой контекст и способствует межполушарному взаимодействию.

Использование подходящих карточек на занятии по математике, помогает ребенку не только налаживать
механизм, объединяющий работу левого и правого полушарий, но повторять устный счет, а так же сформировать зрительный образ цифры.

Так же и с карточками, на которых за каждым пальцем закреплен определенный цвет, которые помогают лучшему запоминанию цветовой гаммы и развитию межполушарных связей.

Кинезеологические упражнения можно использовать в любой деятельности. Например, во время закаливания, используя мячи «Ёжики», которые можно прокатывать ступнями ног, сначала одной ногой, затем другой, после вместе и поочередности.

Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушарий, всегда работает как единое целое, а ведущее полушарие в дошкольном возрасте – правое. В связи с этим обучение в дошкольном образовательном учреждении должно проходить естественным для них правополушарным способом — через творчество, образы, положительные эмоции, движение, пространство, ритм, сенсорные ощущения.

Наполнение предметно - пространственной среды должно происходит с учетом данной особенности.

- Целесообразно использование светлой доски и темного маркера.

- Детей вокруг педагога лучше размещать полукругом – это обеспечивает детям чувство безопасности, позволяя каждому ребенку видеть реакцию всех участников познавательного процесса.

- При правополушарном восприятии важно размещать наглядный материал с лева от детей.

- Разыгрывание тематических сценок и чтение литературных произведений уместно сопровождать музыкой, создающей настроение и помогающей понять эмоции героев.

- Так же рассказывая детям кинезеологические сказки, дает возможность детям, использовать визуальный образ и слуховой анализатор задействовав работу левого и правого полушарий в целостную систему.

Помнить, что окончательно ведущее полушарие определяется к школьному возрасту. Поэтому при работе с дошкольниками большое внимание уделяем развитию межполушарного взаимодействия. Именно это взаимодействие между полушариями помогает формироваться функциям мозга.

Для осуществления данного взаимодействия педагоги могут использовать такие средства как:

• Игра «Жонглёр» (стоя на балансире, подкидывать по десять раз мячик или мешочек вверх, сначала правой, затем левой рукой). Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, совершенствование координации, развитие зрительно-пространственных представлений.

• «Рисование двумя руками». Если одновременно двигать обеими руками, то работает сразу два полушария, образуются нейронные связи, появляется процесс анализа и синтеза, повышается умственная активность и работоспособность. В результате ребёнок усваивает знания, успевает выполнять большой объём заданий.

• «Рисуем ритм» музыкально-ритмическое рисование с нейроподходом (лист бумаги, фломастеры)Цель: развитие межполушарных связей головного мозга, развитие чувства ритма, способствует развитию зрительного восприятия, произвольного внимания, усидчивости, мелкой моторики и координации движений рук.

• Лабиринт. Ребёнок берет два бегунка (два шарика в пластиковом корпусе разных цветов) и передвигает их по лабиринту, проходит лабиринт только правой, затем только левой рукой, а затем проходит весь лабиринт двумя руками одновременно сначала против часовой стрелки, затем -по. Цель: включаются оба полушария головного мозга, и происходит их взаимодействие. Кроме этого, такие упражнения влияют на синхронизацию работы глаз и рук, этим обеспечивается включенность в работу обоих полушарий головного мозга.

Гармонично организованная предметно-развивающая среда и грамотное применение необходимого материала имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным. Игры и занятия вызывают у детей эмоциональный подъём, даже слабые дети принимают в них посильное участие. 

Поэтому для полноценного развития ребенка в ДОУ помимо прочих игр, необходимо иметь достаточный набор или картотеку кинезеологических упражнений на растяжки (снеговик, дерево, сорви яблоко, тряпичная кукла и солдат), дыхательные упражнения (свеча, дышим носом, ныряльщик), упражнения на релаксацию (погреем ручки, цветочек, ухо-нос, колечко) и глазодвигательные упражнения (горизонтальная восьмерка, глаз-путешественник и т.д.).

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста рекомендовано выполнять  кинезиологические упражнения каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка, а также помогут раскрыть резервные возможности каждого ребенка, т.к. ранний и дошкольный возраст – это период активного развития мозговых структур.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Взаимодействие педагогов с детьми в создании предметно развивающей среды в ДОУ

Взаимодействие педагогов с детьми в создании предметно развивающей среды в ДОУ...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...

Опыт работы "«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды....

Консультация для родителей « Взаимодействие с семьей при создании предметно-развивающей среды, как условие развития личностных качеств ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что вс...

Консультация для родителей "Взаимодействие с семьёй при создании предметно- развивающей среды, как условия развития личностных качеств ребёнка"

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй  всегда была актуальной и трудной.Актуальной,потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое,а трудной,потому что все ро...