Опыт работы "«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
статья (младшая группа) на тему

Беленькая Марина Валентиновна

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Гимназия № 1516 “

Дошкольное отделение

«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ

ПРИ СОЗДАНИИ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Опыт работы

Подготовила и провела

воспитатель младшей

группы № 1

Беленькая М.В.

Москва

2014-2015  учебный год

   Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация развивающей предметной среды. Поэтому мы, педагоги группы, создавая развивающую среду, старались оформить групповые комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основных потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Исходя из этого нами были обозначены основные направления создания предметно-развивающей среды в группе:

  1. Гибкое зонирование развивающих центров, обеспечение многофункциональности.
  2. Обогащение предметно-пространственной среды игровыми материалами в соответствии с основными направлениями развития детей дошкольного возраста.
  3. Обеспечение соответствующего оборудования и материалов, их размещение в пространстве, учитывая возрастные и половые особенности детей группы.

   Предметно развивающую среду «строили» для своих воспитанников совместно с родителями. Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей, и для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В практике работы ДОУ используются разные формы сотрудничества с семьёй. Исходя из актуальности вовлечения родителей в образовательный процесс, мы определили возможность подключить их к созданию предметно-развивающей среды группы.

Эта работа проходила в несколько этапов:

  1. Знакомство с воспитателями и группой в период адаптации детей.
  2. Родительское собрание, на котором были обозначены основные цели и задачи программы по развитию и обогащению предметно-развивающей среды группы.
  3. Работа с родительским комитетом.
  4. Создание «Уголка для родителей» с целью обеспечения своевременной информацией об особенностях работы группы, о событиях, происходящих в ДОУ, для оказания родителям квалифицированной методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей, а также размещение информационных материалов по теме недели и рекомендации по проведению образовательной работы с детьми.

   Постепенно, в ходе решения поставленных задач, нам удалось привлечь родителей к воспитательно- образовательному процессу. С помощью пап и мам

 мы сформировали игровую, экологическую, учебную, физкультурную, музыкально-театральную зоны и начали их обогащение.

   Создавая Игровую зону, мы стремились расширить гендерные представления детей, воспитать в процессе игры уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола, углубить представления детей о семье и её истории, воспитать любовь к родным людям, дать представление об основных профессиях людей. Главная задача игрового уголка — научить детей общаться друг с другом.

   Механические, электронные игрушки приближают ребёнка к современной науке и технике, расширяют технический кругозор, поэтому для мальчиков была создана своя игровая зона с машинами, разнообразными видами конструктора, столярной мастерской.  Для девочек – кухня,  стол и шкаф, кроватка, набор для уборки помещений. Хотя и девочки, и мальчики проявляли интерес ко всему, что находилось в игровой зоне.

   При создании Экологической зоны была поставлена задача формирования у воспитанников умения видеть и наблюдать за окружающим миром природы, желание помогать и сопереживать. Родителями были принесены комнатные растения, сделаны кормушки для птиц, высажены цветы на участке.

   Учебно-развивающая зона является основой для развития познавательной активности детей. Проблема познавательной активности — одна из самых трудных в педагогике. Однако при правильной организации предметно-развивающей среды может стать устойчивой чертой личности ребёнка и оказывает сильное влияние на его развитие, поэтому  перед родителями и педагогами была поставлена задача по заполнению учебно-развивающего сектора дидактическими играми и книгами по возрасту детей, с чем все успешно справились.

   Репродукции картин известных художников, портреты, наличие изделий декоративно- прикладного искусства обеспечивают художественное восприятие детей, а необходимый материал (мелки, краски и т.д.) позволяют отражать собственное видение мира. Для этого в группе существует «Уголок творчества», который пополняется с помощью родителей: трафареты, бумага для рисования, книги для раскрашивания и т.д.

   Предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, развивают творческое и эстетическое восприятие, воздействуют на эмоции детей. Все эти задачи реализует Музыкально-театральная зона.

    Важное значение имеет в группе «Физкультурный уголок». Спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности. Дети знакомятся с основами здорового образа жизни — гигиеной тела, двигательными умениями и навыками. Олимпийская символика обогащает запас знаний ребёнка.

  Есть в группе  «Парикмахерская» с набором игрушек и фотографиями детей, посещающих группу. На этих фотографиях девочки и мальчики аккуратно и красиво причесаны. Эта зона также вызывает интерес у детей, особенно у девочек.

   Для развития трудовых навыков детей и формирования желания трудиться, в группе создан уголок труда и экспериментирования, оснащённый необходимым инвентарём: фартуки, халаты,, изготовленные руками родителей. Для подготовки к летне-оздоровительному периоду приобретён садовый инвентарь для детей: грабли, лейки, лопатки, вёдра.

   Труд позволяет ребёнку повысить свою самооценку, придает уверенность в своих силах. У дошкольников формируется чувство хозяина по отношению к своей группе. Дети учатся организовывать свой быт, постепенно и естественно осваивая необходимый для этого труд.

   Благодаря совместной работе воспитателей и родителей, предметно-развивающая среда группы постоянно обогащается. Родители становятся полноправными участниками педагогического процесса.

    Интерес родителей и желание участвовать в жизни группы позволяет решать многие задачи по воспитанию, развитию и обучению детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Опыт работы взаимодействия с родителями в Монтессори-среде

Я как педагог нередко и с тревогой думаю о родителях, которые приводят своих малышей в детский сад. Часто приходится терпеливо рассказывать о Монтессори-педагогике, объяснять, что ребёнку нужно позвол...

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Опыт работы "Взаимодействие с родителями в современном ДОУ"

Опыт работы "Взаимодействие с родителями в современном ДОУ"...

Опыт работы " Взаимодействие с родителями"

Взаимодействие с родителями  в условиях реализации ФГОС...

Опыт работы "Взаимодействие с родителями воспитанников"

В материале представлена система работы с родителями воспитанников...

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?...