«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
статья (средняя группа)

Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.  Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.

Выделяется несколько основных линий освоения ребенком нормативной стороны жизни социума: 

1. В ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре – старшие дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу человеческих поступков и отношений. Принимая на себя какую-либо роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, правила, регламентирующие деятельность взрослых.

2. Другими «воротами», через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного поведения.

3. Очень часто для освоения какого-либо правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах взрослого. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они вряд ли уступают попугаям. 

4. Всестороннее, ярко эмоционально окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно телевидение.

5. На формирование представлений, связанных со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной деятельности ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт стихийной самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в них своих условностей и норм. 

Уважаемые родители!  Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы знаете.                                                                                                                 

«Правила поведения в общественных местах»

Как мы ведем себя на улице.        

Человек идет по правой стороне тротуара, дорожки, а встречные пешеходы идут слева от него. Для пешеходов - тротуар, а проезжая часть - для автомобилей, через нее нельзя перебегать где попало.

В автобусе.        

Войдя, не останавливайтесь у двери, чтобы не мешать входить другим. Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять. В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи.

В магазине.

- хорошо выглядеть, быть вежливым и внимательным к окружающим; - у двери магазина пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти; - пропустить вперед пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком; - не кричать, громко не разговаривать, не бегать по магазину;

В кинотеатре.

Во время фильма нельзя разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и плакать, если грустно. И самое главное, не забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….

Помните об этих правилах и учите детей соблюдать их.

И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них начало коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться: проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

         Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства- жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определять как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Формировать у детей культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить подели для игры, в подарок маме, малышам.

Закрепление поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например, уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя.  

Важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, Оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребенка навыки культуры, поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность (занятия любимым делом, игры, просмотр книги, альбомов, прослушивание музыки, конструирование, рисование), собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.  Основным принципом формирования культуры поведения ребенка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.

Выделяется несколько основных линий освоения ребенком нормативной стороны жизни социума: 

1. В ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игре – старшие дошкольники овладевают самыми общими смыслами различных форм человеческой деятельности, раскрывают для себя потребностно-мотивационную сферу человеческих поступков и отношений. Принимая на себя какую-либо роль, стремясь ей соответствовать, ребенок начинает понимать нормы, правила, регламентирующие деятельность взрослых.

2. Другими «воротами», через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослыми, в процессе которого дети получают прямые инструкции, указания по организации собственного поведения.

3. Очень часто для освоения какого-либо правила, стереотипа поведения ребенок не нуждается в прямых директивах взрослого. Дети – прекрасные имитаторы, по способности к подражательству они вряд ли уступают попугаям. 

4. Всестороннее, ярко эмоционально окрашенное воздействие на ребенка оказывают книги, театр, кино и особенно телевидение.

5. На формирование представлений, связанных со словом «правило», большое влияние оказывает опыт совместной деятельности ребенка, особенно совместных игр по правилам, а также опыт стихийной самоорганизации детских сообществ (например, во дворе) и появления в них своих условностей и норм. 

Уважаемые родители!  Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных местах. Вспомните, какие из этих правил вы знаете.                                                                                                                 

«Правила поведения в общественных местах»

Как мы ведем себя на улице.        

Человек идет по правой стороне тротуара, дорожки, а встречные пешеходы идут слева от него. Для пешеходов - тротуар, а проезжая часть - для автомобилей, через нее нельзя перебегать где попало.

В автобусе.        

Войдя, не останавливайтесь у двери, чтобы не мешать входить другим. Обязательно уступим место тем, кому трудно стоять. В транспорте, как и на улице, нельзя громко разговаривать или кричать, оставлять после себя грязь, вставать на сиденье ногами или ставить на него грязные вещи.

В магазине.

- хорошо выглядеть, быть вежливым и внимательным к окружающим; - у двери магазина пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти; - пропустить вперед пожилого человека, инвалида, женщину с маленьким ребенком; - не кричать, громко не разговаривать, не бегать по магазину;

В кинотеатре.

Во время фильма нельзя разговаривать, пересаживаться, разворачивать фантики конфет, выражать свое недовольство игрой актеров. Можно смеяться, но не очень громко, если смешно, и плакать, если грустно. И самое главное, не забывайте говорить вежливые слова на улице, в магазине, кинотеатре….

Помните об этих правилах и учите детей соблюдать их.

И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них начало коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться: проявлять сочувствие друг к другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

         Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства- жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Понятие «культура поведения дошкольника» можно определять как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Формировать у детей культуру деятельности - значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить начатое до конца, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом и опрятно.

Уже в дошкольном возрасте у детей должны постепенно формироваться нравственный и волевой аспекты поведения. Так, дети старше четырех лет в своих действиях все чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы: поскорее навести порядок в группе или помочь одеться новенькому, чтобы все вместе вовремя вышли на прогулку; выполнить подели для игры, в подарок маме, малышам.

Закрепление поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребенка к самим совершаемым действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. В этом случае нравственные чувства, например, уважение к педагогу, любовь к родителям, доброжелательность к сверстникам и другие, выступают как самостоятельный движущий мотив поведения детей. В воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя.  

Важный залог успеха в воспитании культуры поведения – высокий уровень организационно-педагогических усилий в детском саду. Это стиль работы коллектива, культура оформления помещений детского сада, Оснащение педагогического процесса необходимыми пособиями и оборудованием.

Атмосфера содержательной деятельности и рационального порядка – признак высокой общей культуры дошкольного учреждения. В подобной благоприятной атмосфере воспитания у ребенка навыки культуры, поведения, доброжелательность, привычка находить интересную, увлекающую его деятельность (занятия любимым делом, игры, просмотр книги, альбомов, прослушивание музыки, конструирование, рисование), собранность и организованность постепенно становятся неотъемлемым свойством личности.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

План 1. Определение понятия культуры поведения «этикет»…………...…………...32. Культура поведения - показатель воспитанности ре...

Консультация для молодых специалистов "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в человеческом коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях....

Педагогический совет "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

В соотвтетсвии с задачей годового плана  об орагнизации работы ДОУ в области социально-коммуникативного развития, мною был организован педагогический совет на данную тему. Педсовет продуман в нет...

Статья для родителей: "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Формировать у детей навыков поведения, воспитывать сознательно, активное отношение к порученному делу, товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»...

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Материал представляет собой конспект родительского собрания в старшей группе,подобранный с учетом возрастных особенностей и поведенческих качеств детей данной группы.После проведения предшествующей ра...

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста

Наша задача не только приучить детей выполнять те или иные правила поведения, не только обучить их хорошим манерам, но и воспитать у них внутреннюю красоту, чтобы дети поступали должным образом в силу...