Консультация Развитие рече в игре
консультация

Дацкевич Татьяна Николаевна

Разделы речевого развития, игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_rechevoe_razvitie_v_igre.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Консультация

«Развитие речи в игре»

Подготовила:

Дацкевич Т.Н.

учитель – логопед

Югорск, 2023

«Речь – удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.» 

Георг Гегель

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно окружающие его взрослые. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

Тема нашей встречи «Развичие речи в игре». Сегодня  хочу вам рассказать из каких разделов состоит речевое развитие, раскрыть нормы речи детей 4-5 лет и предложить игры. И так начнем!

Речевое развитие делиться на 4 больших раздела.

  1. Звуковая сторона речи:

Фонематический слух– способность человека воспринимать и различать звуки (фонемы). От степени развития фонематического восприятия зависит успешность овладения процессом чтения и письма. Смешение и замена звуков – показатель недоразвития фонематических процессов. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Формирование фонематического восприятия включает в себя развитие:

- слухового внимания и памяти;

- речевого слуха;

- фонематического слуха.

Работа по развитию у детей способности дифференцировать фонемы условно делится на пять этапов:

I этап – узнавание и различение неречевых звуков.

II этап – различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

III этап – различение слов, близких по звуковому составу.

IV этап – различение слогов по сходным звукам.

V этап – готовность ребенка к звуковому анализу.

  • Звукопроизношение;
  • Слоговая структура слова – Это воспроизведение слов различной слоговой структуры. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. В слоговой структуре их 14. Можете с ними ознакомиться, типы представлены на экране.
    1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
    2. Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
    3. Односложные слова (дом, мак).
    4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
    5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
    6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
    7. Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
    8. Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
    9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
    10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
    11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
    12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
    13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
    14. Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Для детей  4-5 лет нормой является воспроизведение слов:
-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);
-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)
Ребенок должен уметь:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за взрослым;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

 Если мы слышим в речи ребенка пропуски или наращения звуков и слогов, значит слоговая структура слова нарушена. До 3-х лет  – это физиологическая норма, если ребенок 4-5 лет произносит: масолет  (самолет), моцик ( мотоцикл), липека( таблетка), томаок ( молоток) и пр., можно констатировать стойкое нарушение слоговой структуры слова и в этом случае ребенку нужна помощь логопеда. Важно понять: самостоятельно, без коррекционной помощи специалиста это нарушение не пройдет!

  • Просодическая сторона речи. это совокупность ритмико- интонационных свойств речи. Просодика включает в себя следующие компоненты: интонацию, мелодику, тембр, темп, ритм, силу голоса, громкость, высоту, паузы, логическое ударение, полетность голоса. Игра на слайде. Игра с прищепками.
  1. Лексическая сторона речи  (формирование словаря)

Формирование словаря детей понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально ‒ закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

Словарная работа в дошкольном возрасте ‒ это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов.

Словарь делиться на пассивный и активный.

Активный словарь ‒ это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

Пассивный словарь ‒ это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного.

  1. Грамматический строй речи

Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: он обозначает, во-первых, сам грамматический строй языка, во-вторых, науку, изучающую правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям:

морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам);

Игра «назови ласково» работу по обучению ребенка образованию уменьшительных существительных. Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково». голова - головка лоб - лобик рука - ручка шея нос ресницы спина рот колено живот грудь глаз

словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п) ;

синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов) .

  1. Связная речь

Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Игры на формирование фонематических процессов

Формирование слуха на неречевых звуках

«Где позвонили?»

Для этой игры нужны колокольчик или любой шумовой предмет. Одному ребенку завязывают глаза, а другой, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука. Затем целесообразно поменяться местами.

"Коробочка гремит"

Цель – дифференцировать неречевые звуки.

Ход игры. Предложите ребенку послушать звучание каждой коробочки. После прослушивания обобщите услышанное: "Коробочки гремят". Поставьте все коробочки на стол в один ряд.

Предложите ребенку потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят.

Попросите найти две одинаково звучащие коробочки.

Игра « Погреми такой же»

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Оборудование: стаканы (с водой и пустой, баночки с крупами, фольга, деревянные и металлические ложки, ширма.

Описание игры : сначала показать и назвать предметы, демонстрируя их звучание. Затем за ширмой выполнять различные действия с предметами (переливать воду, пересыпать крупу.) . Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук льющейся воды и т. д.)

 Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.
Игра «Три медведя»
Ребёнок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребёнок сам говорит за трёх медведей, изменяя высоту голоса.

Игры на формирование речевого слуха

"Аленушка-ревушка"

Цель – развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Ход игры. Покажите детям куклу и прочитайте двустишие: У нас живет Аленушка,

Плакса девочка и ревушка.

Наша куколка умеет плакать по-разному: если ей хочется лимон, она плачет так: "А… ", если ей хочется яблоко, она плачет: "А-А… ", если грушу – "А-А-А… ", если банан, то плачет: "А-А-А-А… ". Скажите, как можно назвать одним словом лимон, яблоко, грушу, банан? (фрукты). А теперь послушайте внимательно, чего хочет Аленушка.

Воспроизведите звук "А" один, два, три или четыре раза и попросите ребенка показать на картинке столько точек, сколько раз заплакала Аленушка, и сказать, что же она хочет.

Игры слов близких по звуковому составу.

Игра «Подбери нужное слово»

Взрослый читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я опять задачу дам—всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?.

Что построили с тобой?.

На крючок в реке попал?.

Может всё, хоть ростом мал?.

( Слова для подстановки: ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ)

Различение сходных по звучанию слов.
Игра «Верно – неверно»
Взрослый показывает ребёнку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота; «Бумага — пумага — тумага — пумака – бумака». ). Задача ребёнка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Игра «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Игры на слоговую структуру слова

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Игры на развитие словаря

Игра «Что чем делают?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;

Ход игры

На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать».

Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопата). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».

Игра с мячом «Животные и их детеныши».

Игры на формирование грамматического строя.

"Назови правильно"

Цель: учить согласовывать местоимения с существительными и прилагательными по смыслу.

"Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом».

Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Ребенку предлагают спрятать игрушку в какое- то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказывает, где игрушка, выделяя предлог голосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие речи через игры воскобовича"

«Игры Воскобовича по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома"

Для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Развитию грамотной речи способствуют словесные игры...

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"

Консультация для родителей "Развитие речи ребенка. Игры и упражнения для развития речи"...

Консультация по развитию речи "Пальчиковые игры для развития речи"

Развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребёнка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Их польза ещё и в том, что они подготавли...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

quot;Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома."...

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...