«Формирование и сплочение детского коллектива в условиях детского сада»
консультация (средняя группа)

Побережняк Ирина Аркадьевна

 «Целью всякого воспитания должно быть создание

деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни,

в идеалах истины, добра и красоты»

 

В.М.Бехтерев

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл splochenie_detskogo_kollektiva.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование и сплочение детского коллектива в условиях детского сада»

 «Целью всякого воспитания должно быть создание

деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни,

в идеалах истины, добра и красоты»

В.М.Бехтерев

В нашем современном мире  многое зависит от того, насколько человек коммуникабелен.  Все мы родом из детства -  именно в детстве формируются такие  наиболее ценные и значимые для взрослой жизни человеческие качества как: дружелюбие, сопереживание, умение прислушиваться к мнению других, уверенность в себе и т.д.

Федеральные Государственные Требования к стандартам дошкольного образования, определяют обязательный минимум содержания программы,  реализуемый в ДОУ, и выдвигают требования к социально – личностному развитию воспитанников. К таковым требованиям относятся:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  • развитие положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
  • создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения;
  • приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми;
  • развитие у детей чувства ответственности за другого человека.
  •  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Только в дружном и сплоченном коллективе можно успешно развивать перечисленные человеческие качества.  Маленькие дети с полутора лет учатся общаться со своими сверстниками. Сначала это выглядит как обыкновенная игра, но именно в игре, как в основном виде деятельности малышей,  развиваются коммуникативные способности. Не все дети могут строить своё общение с чужими людьми. Эту проблему широко исследовали такие выдающиеся  педагоги – психологи: Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Р.Б. Стеркина, В. А. Сухомлинский. Основу этих исследований составляет учение А.С. Макаренко об этапах развития детского коллектива. К большому сожалению, в современных учебниках по педагогике, незаслуженно мало говорят об искусстве воспитания в детях коммуникабельности, поэтому каждый педагог в своей работе старается найти свой рецепт сплотить и сдружить детский коллектив, сделать такую комфортную атмосферу в группе, чтобы и дети ходили в детский сад с удовольствием, и родители уходили на работу с полной уверенностью в том,  что  ребенок хорошо и с пользой проведет время в компании своих друзей.  

Как правило, в ДОУ все дети находятся под неустанным присмотром воспитателей и педагога – психолога, поэтому  развитие коммуникативных навыков происходит при постоянном участии воспитателя, под его руководством и наставничестве.

Мы начинали создавать детский коллектив с неорганизованной адаптационной группы детей 2-3 лет, абсолютно разных, которые пришли в детский сад каждый со своими поведенческими особенностями и желанием самоутвердиться и быть главным, были дети,  которые не  отвечали на позитивное к ним отношение. Сразу было видно, что некоторые родители настроили своих чад давать сдачу, если будут обижать, что приводило к тому, что ребенок просто искал повод чтобы выполнить наказ своего родителя и дать «сдачу» не существующему обидчику.

 Мы поставили перед собой задачу – создать дружелюбную атмосферу в нашей группе. Взрослые, которые проводят  с детьми целый день в детском коллективе, являются примером для подражания а также носителями некой шкалы ценностей. С начала мы познакомились с родителями наших воспитанников в рамках родительского собрания, чтобы узнать их по – ближе, провели анкетирование и посетили дома, в которых они проживают. После чего стало понятно, что мы можем справиться с этой проблемой только сообща и только вместе с родителями, так как они являются участниками воспитательного и учебного процесса.

Для формирования детских понятий о том, как жить в детском коллективе, как научиться дружить, на начальном этапе,  мы  наметили план наших совместных с родителями, действий:

  1. познакомить малышей с литературными произведения, в которых речь идет о дружбе, взаимовыручке и т.д. («Урок дружбы» М. Пляцковского, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Замазка», «Огородники» Н. Носова и т.д.   ;
  2. разучить  с детьми различные «мирилки» и пальчиковые игры в стихотворной легко запоминающейся форме;
  3. регулярно проводить с детьми тематические беседы – дискуссии на заданную тему;
  4. дополнить развивающую среду нашей группы наглядными тематическими картинами, иллюстрациями о дружбе;
  5. разучить этические игры, направленные на сплочение коллектива;
  6. привлечь  родителей наших воспитанников к участию в различных конкурсах, проводимых в нашем детском саду,  предложить взрослым принять участие в  облагораживании детского участка для прогулок;
  7. создать фотоальбом «Добрых дел», в котором каждая семья наших воспитанников покажет,  как они дружно проводят свободное время, какие добрые дела и поступки они совершают.

Создание дружного и крепкого детского коллектива – процесс  длительный и сложный. На первом этапе я решила научить 3 – 5 малышей играть новыми игрушками сообща и по очереди. Как правило, такие незатейливые игры проходят под контролем педагога. Играя сначала просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Затем усложняем игру тем, что превращаем нашу затею в общее дело, в котором будет задействовано уже 8 – 10 участников. При этом стараемся собственным примером привлечь в нашу игру  тех детей, которым трудно почувствовать свою общность с другими и они держатся в стороне от всех.

Следующим этапом формирования дружного коллектива, стало выявление у детей организаторских способностей, умение спокойно решать споры и разногласия, а также подчиняться правилам игры, прислушиваться к мнению большинства. Чтобы распределить роли, в сюжетно ролевых играх, мы используем считалки и таким образом дети сами решают - кто кем будет. Дети становятся самостоятельными, инициативными, начинают сами создавать свои объединения, сами регулируют взаимоотношения. Если возникают конфликты, дети  очень просто гасят их с помощью «мирилок». Наладить эмоциональные связи между детьми нам помогла игра «Назови ласково», в которой сами воспитанники придумывают ласковые имена своим сверстникам, родителям, братьям и сестрам,  нашим няням и даже воспитателям – это очень сближает коллектив и со временем детям понравилось называть друг друга ласково.

Основной и верный способ сплотить детский коллектив – увлечь в совместную деятельность.  Мы любим придумывать и воплощать в жизнь коллективные творческие работы: «Новогодняя ёлочка дружбы», которую дети выполнили своими ладошками,  помощью специальных красок, на большом листе бумаги; праздничная газета к дню защитников Отечества;  общий букет цветов в вазе для мам и бабушек к международному женскому дню 8 марта и т.д.

Незабываемые праздничные утренники несут свой положительный заряд. Даже простое хоровое исполнение песен вызывает в детях сплоченный эмоциональный отклик. Нет ничего ярче, чем впечатления, полученные во время инсценировки кукольного театра. В нашей группе есть кукольный дом, в котором живут сказочные герои, и дети сами могут придумать и разыграть сказочный сюжет. В этом случае я применяю приём косвенного руководства, предоставляя детям возможность действовать самостоятельно,  поощряя их фантазию.

  Коллективное слушание сказки иногда перерастает в дискуссию – тут важно соблюдать право голоса каждого ребенка и следить за тем, чтобы спор был только мирным.

На занятиях по формированию физической культуры, детям прививается умение соблюдать правила во время проведения эстафет, подвижных игр, соревнований. Такие занятия помогают детям проявить взаимовыручку, почувствовать себя частью общей детской семьи, членом дружного коллектива, в спортивных играх открываются самые хорошие черты характера маленького человека.

Уже много лет в нашей группе существуют хорошие традиции, которые способствуют сближению малышей:

  • утренний круг (утренний прием детей) – дети, когда заходят в группу, мы их приветствуем в стихотворной форме ( есть несколько любимых речёвок), или в хороводе передаем друг другу хорошее настроение а все плохое складываем в синий мешок и выбрасываем его навсегда;
  • вечернее прощание с группой и друзьями мы тоже можем обыграть с помощью писем о том, какие планы на завтра, а еще уходя, каждый ребенок крепит на магнитную доску значок своего настроения, из которого понятно, что у него на душе;
  • у нас есть традиция - мы нашим именинникам рисуем подарки от всей группы, кладем в конверт, и вечером виновник торжества с родителями рассматривают рисунки дома.

Дружба детей нашей группы будет крепче  и надежней, если их родители  будут дружить между собой. Мы поставили перед собой задачу: сплотить всех участников  педагогического процесса: дети, родители, педагоги, через вовлечение в совместную деятельность. Наши родители с большим энтузиазмом приняли участие в облагораживании и озеленении участка для прогулок: построили большой деревянный автобус, сделали две качели, поладили цветы на клумбе. Во время нашего субботника родители  очень подружились и даже стали ходить друг к другу в гости. Также родители нашей группы с удовольствием принимают участие в конкурсах, проводимых в нашем детском саду, занимают призовые места.

Таким образом,  дружный детский и родительский коллектив – залог успеха воспитательно  – образовательной  работы. Проведенную нами работу по формированию и сплочению детского коллектива в условиях нашего детского сада можно считать успешной. Также можно с уверенностью и утвердительно заключить – коммуникативные игры и упражнения способствуют формированию навыков общения с сверстниками и взрослыми людьми. В дальнейшем мы будем продолжать разрабатывать, дорабатывать и совершенствовать уже опробованные приемы сплачивания нашей маленькой детской семьи. Свою задачу мы видим в том, чтобы дети, которые приходят в наш детский сад, овладели не только запасом знаний, умений и навыков, но и научились быть самостоятельными и  коммуникабельными, что, несомненно,   поможет им успешно реализоваться в дальнейшей взрослой жизни.

Библиографический список:

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
  2. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей / Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение, 2004. - 141с.
  3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 416с.
  4. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. 2001. № 9. С.98-104.
  5. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования (6-ое издание). ФГОС (2020) Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.- 6-е изд., доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. -368 с.
  6. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм // Дошкольное воспитание. 2006г., №10.С.82-85.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март

laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...

Семинар – практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи»

Цель: учить воспитателей ДОУ формировать у детей дошкольного возраста потребность в здоровом образе жизни"...

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада.

Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада....

Семинар-практикум для педагогов "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях детского сада и семьи"

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни....

Доклад Пленарного заседания Совещания Тема: «Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада»

Непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста - когда детьми приобретается первичный опыт ...