Методическое пособие «Работа с семьей по патриотическому воспитанию и приобщению к семейным кубанским традициям».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Юлия Викторовна Рыбалко

Пособие имеет практикоориетирующий характер, является частью системной работы по данному направлению. Может быть рекомендовано для публикации и апробации в ДОО региона.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное                                                                      автономное учреждение   детский сад    г. Новокубанска муниципального образования  Новокубанский  район

Ю.В.Рыбалко

Методическое пособие

«Работа  с семьей по патриотическому воспитанию и приобщению к семейным  кубанским традициям»

http://s.liveexpert.ru/public/uploads/2014/06/18/d9887d47d5bf6879520b4f82cf1b3e99.jpg?v=17e5a28456c1c9a81a65b6c6e17c9f335967bf95

Новокубанск 2021

1. Введение.

    « В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

В.А. Сухомлинский              

              Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня, так как это является одним из важнейших компонентов в развитии личности маленького, растущего человека.

           Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

            Великие педагоги Я.А. Коменский, И. Г. Песталоцци, В.А. Сухомлинский не раз в своих работах напоминали, что  в становлении личности ребенка, его воспитании как гражданина, нет ничего важнее семьи. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. С первых дней жизни ребенок впитывает культуру своего народа, через колыбельные песни, пестушки, потешки, пословицы, поговорки, сказки, предметы окружения. С чего начинается Родина? Она начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  В семье ребёнок приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».  Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

            В законе РФ « Об образовании» говориться, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье». В этом законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, то есть семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.  Современные исследователи Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова, Л.М Кларина, В.П. Дуброва  уделяли  особое  внимание изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть решен детским садом без сотрудничества с родителями.

             К сожалению, современное поколение родителей не имеет достаточных знаний о традициях, обычаях предков, недостаточно знает культуру и историю своего народа. Как показывает практика и проведенные научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в патриотическом  воспитании детей, испытывают определенные трудности. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. Известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. « Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей» (Н. И. Новиков).

           Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия.  Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей.  Итак, отношения ДОУ с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать и оценивать. Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

2. Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения.

          В настоящее время взаимодействие родителей  и детского сада  направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями. В первую очередь мы считаем необходимым установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. В связи с этим целью нашей работы   стало вовлечение семьи в единое образовательное пространство через создание эффективных условий взаимодействия ДОУ и родителей, ориентированного на патриотическое воспитание дошкольников.

          В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

  - повышение педагогической культуры родителей;

- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;

- приобщение родителей к проблеме патриотического воспитания;

- формирование у родителей активной позиции и сознательного участия в реализации задач патриотического воспитания детей.

           Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность  в нашем  ДОУ ведется  по следующим темам: «Хлебные    поля – гордость Кубани», «Мой любимый город», «Традиции и быт кубанского   казачества», «Литература Кубани», «Рождественские гулянья на Кубани», «Знакомство с народно-прикладным искусством Кубани», «Масленица – криво - шейка, встречаем тебя хорошенько», «Праздник Пасхи на Кубани», «День Победы – праздник дедов», «Ты, Кубань, ты наша  Родина», «Нет лучшего дружка, чем родная матушка», « Имя  - великое сокровище», «Природа Кубани».  

          Взаимодействие педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста осуществляется в основном:

- через приобщение родителей к педагогическому процессу;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

- информационно – педагогические материалы, выставки детских работ;

- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по патриотическому  воспитанию  ребенка старшего дошкольного возраста: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, с учетом интересов, способностей и предшествующего опыта ребенка;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании  ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

            Мы используем в своей работе с семьей  по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста  как традиционные, так и инновационные формы. К традиционным относятся:

- наглядная информация (папки – передвижки, выставки работ детей, советы и рекомендации в «Уголке для родителей»);

-  Дни открытых дверей;

- беседы;

-  консультации;

- родительские собрания;

-  анкетирование.

            В настоящее время в связи с перестройкой системы дошкольного образования, мы применяем новые нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей:

- семейные клубы

- «родительская почта»

- картотека игр

- кружки «Рукодельницы и рукодельники»

- вечера вопросов и ответов

- встречи за круглым столом

- тематические акции

-  совместная с детьми проектная деятельность

- семейные посиделки

- чайные гостиные

- литературные вечера

- видеотеки, презентации, подготовленные как родителями, так и педагогами.

- оформление тематических альбомов по нравственно – патриотическому воспитанию.

            Какие бы формы взаимодействия с родителями не были выбраны, каковыми бы не были пути их реализации – главное, вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы взаимодействия с ними, пробудить интерес к жизни детей в ДОУ и активизировать участие самих родителей в различных мероприятиях детского сада.  Родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи. Поэтому только совместными усилиями    мы можем пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

           Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Календарно-тематическое планирование

работы  с родителями по патриотическому воспитанию детей старшей группы.

Месяц

Тема

Формы проведения

Задачи мероприятий

Сентябрь

Хлебные    поля

 – гордость Кубани.

«Осенние дары».

 Фотовыставка  «Семейные рецепты».

Чайная гостиная 

«Лучший бабушкин                    пирог».

Совместная  выставка поделок из фруктов и овощей  с детьми  ко Дню урожая.

Презентация для родителей: «Как научить детей бережно относится к хлебу».

 

  - способствовать возрождению семейных традиций, укреплению внутрисемейных отношений;

 

- привлечь родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

- обогащать опыт родителей по воспитанию у детей бережного отношения к хлебу.

Октябрь

Мой             любимый                 город.

Беседа  о совместном отдыхе и увлечениях семьи.

Проектная  деятельность «Маршруты выходного дня» просмотр видеокассет с записями (семейный отдых в различных местах Краснодарского края).

Участие в проектной деятельности «Мой город».

Фотовыставка «Родной Новокубанский район».

- вовлечь родителей в активную познавательную деятельность детей;

- вызвать чувство любви к своему краю,  гордость за свой город;

- продолжать знакомить родителей и детей с историческими местами, достопримечательностями, красотами нашего города;

- привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотовыставок;

- познакомить родителей с проектной технологией.

Ноябрь

Традиции и быт

кубанского                                                                     казачества

Семейный клуб «Сядем рядком поговорим ладком».

Памятка для родителей:  «О воспитании у детей трудолюбия».

Беседа за круглым столом:

 « Православное воспитание ребенка в семье».

Анкетирование: «Православное воспитание детей».

Родительская почта «Актуальные вопросы в воспитании детей дошкольного возраста по патриотическому воспитанию».

 - продолжать знакомство детей и родителей с традициями и обрядами, связанными с рукоделием;

- способствовать укреплению внутрисемейных отношений;

- вовлечь родителей в обсуждение вопросов православного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Декабрь

Литература Кубани

Консультации для родителей «Воспитание у дошкольников интереса к детской книге», “Литературное воспитание ребенка в семье”.

Литературный конкурс «Поэзия Кубани».

 Круглый стол: "Приучите ребёнка полюбить книгу" (диспут о вопросах семейного чтения).

Экскурсия с детьми в городскую библиотеку.

- обогащать опыт родителей в  воспитании любви  к чтению у детей старшего дошкольного возраста;

 - познакомить родителей и детей с творчеством кубанских поэтов и писателей.

Январь

Рождественские гулянья на Кубани

Стенд: «Зимние православные праздники».

Выставка совместного творчества «Зимняя сказка».

Презентация: « Как отмечали Рождество на Кубани».

Конкурс совместного творчества детей и родителей «Вифлеемская звезда».

- развивать интерес к познанию традиций и обрядов Кубани;

-познакомить с рождественскими традициями и символами;

- привлечь родителей к совместному оформлению стенда и творческой выставки.

Февраль

Знакомство с народно-прикладным искусством Кубани.

 «Национальная одежда  кубанского казака и  казачки»

Семейные посиделки

«Пляши, веретенце!».

Практикум для родителей: «Обучение ребенка вышиванию и плетению из лозы».

Мастер-класс: «Мама-рукодельница».

Тематическая презентация «Национальная одежда кубанского казака и казачки».

- оказание практической  помощи родителям в ознакомление детей кубанским ремеслам;

- развивать интерес к познанию традиций и обрядов Кубани;

- привлечь родителей к пополнению экспозиции мини-музея предметами старины: посудой, вышивкой;

- познакомить с особенностями национальной кубанской одежды.

март

Масленица – криво - шейка, встречаем тебя хорошенько»

Чайная гостиная «Как на масляной неделе блины по небу летели…».

Конкурс на самые вкусные блины.

Совместный досуг:

«Масленица в  родном Новокубанске».

- формировать у родителей и детей коммуникабельность, сплочение,  получение положительных эмоций;

- продолжать знакомить  с традициями русского народа, православной культурой.

апрель

Праздник Пасхи на Кубани.

Конкурс поделок «Пасха в кубанской семье».

Презентация  совместных проектов  родителей и детей: « Почему на Пасху красят яйца?».

Мастер класс: «Пасхальный голубок».

- привлечь родителей к совместной проектной деятельности  с детьми;

- оказать содействие семейному духовно-нравственному воспитанию;

- продолжать знакомить с русскими православными праздниками.

май

День Победы

 – праздник дедов.

Консультации: «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне».

Фотостенд: «Спасибо деду за Победу!».

Конкурс рисунков «Так сражались наши деды».

Семейный проект: «Война в истории моей семьи».

Анкетирование: "Как в нашей семье чтут исторические традиции".

 - приобщать родителей к соблюдению традиций и формировать уважительное отношение к людям старшего поколения;

- обогащать опыт родителей по ознакомлению детей с историей Великой Отечественной войны;

- привлечь к участию в семейных проектах.

Календарно-тематическое планирование

работы  с родителями по патриотическому воспитанию детей  подготовительной группы.

месяц

Тема

Формы проведения

Задачи  мероприятий

сентябрь

Ты, Кубань, ты наша Родина.

Видеотека «Семейные традиции».

Совместные  проекты: «Моя семья», «Семейные традиции нашей семьи».

Памятки для родителей:

« Известные люди о патриотическом воспитании», «Символика Российского государства», «Символика малой родины».

Анкета: «Патриотическое воспитание ребенка в вашей семье».


Оформление стенда «Край родной, навек любимый».

- развивать представление о значении семьи в жизни ребенка, вызывать интерес к истории семьи, с которой начинается любовь к Отечеству;

- выявить уровень знания родителей о патриотическом воспитании ребенка;

- раскрыть сущность и значение взаимодействия родителей и педагогов по патриотическому воспитанию детей;

октябрь

Мой город самый красивый, мой город самый родной.

Конкурс поделок  ко дню города «Цвети мой город и процветай».

Совместный с детьми досуг:

« Мой город самый красивый, мой город самый родной».

Участие в выставке «Дары осени».

Тематическая  выставка: «Мой дом. Мой город».

Консультация: «Как знакомить детей с родным городом».

- повышать интерес к истории родного края, города;

- продолжать привлекать родителей к совместной творческой деятельности с детьми;

- повышение уровня интереса, активности и вовлеченности родителей в воспитательно – образовательный процесс;

ноябрь

«Нет лучшего дружка, чем родная матушка».

Выставка рисунков ко Дню матери «Рисуем маму вместе с папой».

Создание проектов «При солнышке - тепло, при матери - добро» с последующей их презентацией.

Оформление семейных газет «Мы – мамины помощники».

Уголок для родителей: "Растим будущую женщину".

- содействие воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к матери, уважение к ее труду;

- дать информацию родителям о воспитании девочек - будущих мам;

- привлечь к выполнению совместной деятельности.

декабрь

«Имя  - великое сокровище».

Жизнь, традиции и обычаи кубанских казаков.

  Изготовление альбома: «Тайна моего имени». 

Составление генеалогического дерева, написание родословной.

Картотека кубанских подвижных игр.

Родительская почта: « Что бы вы хотели узнать о традициях и обычаях кубанских семей?».

Тематическое развлечение: «Посвящение в казаки».

Консультация «Роль отца и матери в становлении личности ребенка».

- вызвать интерес к совместной исследовательской деятельности с детьми;

- привлечь родителей к сбору информации об именах и сопутствующей тематике;

- продолжать развивать интерес к прошлой и нынешней культуре  жителей Кубани;

- выявление наличия семейных традиций, знаний родителей об их значении в воспитании и развитии ребёнка;

- познакомить с кубанскими народными играми.

январь

Рождественские посиделки.

Рождественские посиделки с родителями.

Просмотр презентации: «Как отмечали Рождество на Кубани».

Семейный конкурс: "Рождественская открытка".

- знакомить родителей с обычаями и традициями празднования Рождества на Кубани;

- повышать творческую активность родителей.

февраль

Масленица на Кубани.

История Кубанской кухни.

Чайная гостиная

«Как на масленой неделе блины по небу летели…».

Конкурс на самые вкусные блины.

Копилка советов: «Рецепты кубанских блинов».

Беседа с презентацией:

«История кубанской кухни».

Фотовыставка  «Масленичные гуляния»

-  знакомить с традициями проведения Масленицы на Кубани;

- познакомить с историей кубанской кухни;

- приобщить родителей к  подготовке и проведению русского традиционного праздника: «Проводы зимы».

март

Природа Кубани.

Участие в проектной деятельности «Комнатные растения» и «Огород на окне».

Консультации: «Как знакомить детей с окружающим миром»,

 «Вместе с ребенком читаем книги о природе».

Дискуссия с родителями: «Как приучить ребенка беречь природу».

Оформление стенда «Животные нашего края».

- Приобщение родителей к проведению совместной деятельности, развивать желание проявлять творчество и инициативу;

- обогащать опыт родителей в воспитании у детей старшего дошкольного возраста любви к природе, родному краю;

- сплотить родителей и детей в работе по достижению поставленной цели.

апрель

Праздник Пасхи на Кубани.

Духовно-нравственный проект «Пасха на Кубани».

Мастер - класс «Украшение пасхального яйца».

Выставка поделок и рисунков: «Пасха в кубанской семье».

-вовлечение родителей в совместную с ребёнком деятельность;

- знакомить с православными праздниками, празднование Пасхи на Кубани;

- выявление наличия семейных традиций.

май

«Кубань – ты наша Родина».

Акция «Птицы Кубани» (изготовление скворечников).

Проект «Ландшафтный дизайн на территории детского сада».

 

Информационная корзина для родителей: реклама книг, статей из газет и журналов на тему трудового воспитания дошкольников.

Совместный труд на субботнике по уборке участков детского сада «Марафон добрых дел».

 - привлечь родителей к совместному оформлению участков для прогулок;

- создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом;

- содействие родителей в воспитании трудолюбия, усердия у детей.

Проект « Моя семья»

Цель: формирование патриотических чувств детей на основе любви и уважительном отношении к родителям и предкам.

Задачи проекта:
1.Расширять представления детей о семье; закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек.
2. Развивать представление о значении семьи в жизни ребенка, вызывать интерес к истории семьи, с которой начинается любовь к Отечеству.
3. Воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким.
4. Воспитывать интерес к своей родословной.
5. Познакомить детей с понятиями: «герб семьи», «генеалогическое древо семьи».
6. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности

7. Развивать интерес к истории своей семьи, традициям семьи, родословной.

Ожидаемый результат:

- повышение уровня знаний детей о семье, родственных отношениях, семейных традициях;

- расширение представлений  родителей и детей о понятиях: «герб семьи», «генеалогическое древо»;
- повышение уровня интереса, активности и вовлеченности родителей в воспитательно – образовательный процесс.

-  формирование чувства гордости за своих родителей и всех членов семьи, любви к своей Родине.

Участники проекта:

дети  подготовительной группы, родители, воспитатели.

Вид проекта:

  Групповой, информационно - творческий

Сроки реализации проекта: среднесрочный, сентябрь - ноябрь.

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

 Формулирование проблемы. Определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Дети делятся своими идеями по поводу предстоящего проекта. Выбирается идея, которая будет реализовываться  в ходе творческого проекта.  Определение цели и задач проекта. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. Выбор способа решения проблемы: творческая работа детей и родителей,

отражающая представления ребенка о семье.

II Этап – реализация проекта.

Информирование родителей о проекте: обсуждение с родителями темы

проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации

проекта, определение содержания совместной деятельности родителей и

детей, обсуждение возможных вариантов представления продукта

проектной деятельности.

Совместная деятельность родителей и детей:

- рассматривание семейных фотографий;

- ситуативные беседы о членах семьи, о совместном отдыхе и увлечениях,

семейных праздниках, о помощи друг другу, заботе о членах семьи;

- рассказ родителей о своей профессии, работе;

- заучивание имени и отчества родителей, имен бабушек, дедушек;

- совместное создание детьми и родителями фамильных гербов и генеалогических деревьев;

- рассказы родителей о семейных традициях;

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- тематические беседы «Моя семья», « Кубанская семья: традиции и обычаи»,

- НОД с использованием презентации «Как жили наши предки»;

Интегрированные занятия: «Мама – слово дорогое», «Наши имена»

 - показ презентаций для детей: «Что такое генеалогическое древо семьи?», «Славянская семья на Руси»;

- развивающие игры: «Найди общее и разное», «Сравни», «Прояви сочувствие», «Собери портрет мамы»;

- дидактические игры: «Семья», «Сложи свое имя», «Узнай по описанию», «Кто старше?», «У кого сегодня день рождения?», «Кто ты для бабушки и дедушки?», «Что сначала, что потом», «Расставь по старшинству»;

- рассматривание семейных фотографий, которые дети принесли из дома.

Образовательная  область «Речевое развитие»

- рассказы из опыта детей: «Моя семья», «Как мы провели выходные дни», «Чем я люблю заниматься дома»;

- заучивание пословиц и поговорок о семье;

- конкурс загадок о семье «Казаки и казачки»;

- чтение художественных произведений:

А. Барто «В семейном кругу мы с вами растем…», В.А. Осеева «Сыновья», С.В. Михалков «А что у вас?», Е.А. Благинина «Посидим в тишине», сказка «Гуси лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Михалков «Дядя Степа», В. Вересаев «Братишка», В. Катаев «Цветик – семицветик», «Морозко», К.Ушинский «Косточка», В. Сухомлинский « У бабушки руки дрожат», Л. Толстой «Старый дед и внучек»;

- драматизация произведений: «Кошкин дом». «Волк и семеро козлят», «Колобок»;

- игры -  интервью: «Расскажи о себе», « Что я знаю о своих родных»;

- пальчиковые игры: «Моя семья», «Мальчик - пальчик», «Если мама месит тесто», «Кто живет в семье», «Десять внучат», «Российская семья»;

- словесные игры: «Бабушка Маланья», «Приглашаем в гости всех», «Мамины помощники».

Образовательная  область «Художественно – эстетическое развитие»

- «Моя семья» (рисование), «Цветок на окошке для бабушки» (лепка), «Угощение для семьи» (лепка), «Мебель для моей семьи» (лепка), «Коврик» (аппликация),  «Рамка для семейной фотографии» (аппликация), «Портрет» (рисование);

- изготовление поделок для родных и близких;

- слушание музыкальных произведений по теме;

- конкурс «Колыбельная моей мамы»;

- кукольный театр «Три медведя», «Пых»;

- рассматривание репродукций картин, открыток, фотографий о семье;

- инсценирование:  «Песенка мамонтенка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Рябинина);

-муз. композиции «Испеки мне пироги, милая бабуся…», «Мама» ;

- песни: «Семья» (композитор: Григорий Гладков, слова: Елена Плотникова), «Наша дружная семья»  (сл.Т.Рядчикова, муз.и исполнение А.Комарова)

- игры со строительным материалом: «Дом для семьи», «Гараж», плоскостное моделирование «Подарок для любимой мамочки».

Образовательная  область «Физическое развитие»

- знакомство с кубанскими играми;

- хороводная игра: « Каравай»

- спортивное развлечение «Мамины помощники»;

- Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Курочка - хохлатка», «Кто быстрее соберет букет для мамы?», «Полоса препятствий», «Птица и птенчики», «Бездомный заяц»;

- беседа «Будь здоров!»

- спортивное развлечение: «Папа, мама, я - кубанская семья»;

Образовательная  область «Социально – коммуникативное  развитие»

- дидактические игры: «Семья», «Профессии», «Ласковые слова», «Кем быть», «Чьи детки?», «Кому, что нужно для работы?», «Мои хорошие поступки»,  «Мое имя»;

- беседы: «Дружная семья!», «Наши бабушки, наши дедушки», «Мой дом – моя крепость», «Кем работают родители», «Мамы всякие нужны...», « Как я помогаю родителям», «Папа – мой лучший друг», «Традиции моей семьи», «Домашний адрес, квартира, моя комната»;

- ситуации: «Если мама устала, то…», «Чем я могу порадовать родных?»;

- сюжетно – ролевые игры: «Семья», «День рождения у…», «Дочки – матери», «Новоселье», «Семья на прогулке», «Семья в гостях у…», «На работе у папы», «Едем в гости к тете».

Совместная деятельность воспитателя и родителей:

- консультации: «Ребенок - член семьи», «Генеалогическое древо», «Воспитание патриотизма у детей через знакомство с историей семьи»; «Зачем ребенку знать историю своей семьи?»;

- рекомендации: «Для заботливых родителей»

- индивидуальные беседы на тему: «Совместные игры дома»

- анкетирование: «Какой вы родитель?»

- консультация по созданию герба и генеалогического древа своей семьи;

Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей:

- совместные досуги с родителями: чайная гостиная «Лучший бабушкин пирог», семейный клуб «Сядем рядком поговорим ладком»;

- фотовыставка  «Семейные рецепты»;

- коллективный отдых «Всей семьей на прогулку»;

- экскурсия в  краеведческий музей г. Новокубанска;

- выставка фамильных гербов и генеалогических деревьев: «Своей фамилией горжусь!» 

III этап — завершающий.

Представление проекта. Проходит в форме выставки фамильных гербов и генеалогических деревьев.

Семейные посиделки «Пляши, веретенце»

Цель:  ознакомление с кубанскими традициями, обрядами, связанными с рукоделием.

Задачи:

- совершенствовать навыки плетения, вышивки, расширять словарный запас детей подготовительной группы;

- продолжать знакомство детей и родителей с традициями и обрядами, связанными с рукоделием;

- воспитывать трудолюбие, способствовать укреплению внутрисемейных отношений;

- развивать интерес к познанию традиций и обрядов Кубани;

- развивать любознательность, наблюдательность, аккуратность, целеустремленность;

- развивать фантазию, творческое воображение.

Предшествующая работа:

Экскурсия совместно с родителями в краеведческий музей города Новокубанска. Знакомство с традициями и обрядами Кубани, с жизненным укладом и бытом, кубанскими ремеслами. Практические занятия с детьми по лозоплетению, ковроделанию, вышивке крестом, стебельчатым швом. Знакомство с петриковской росписью. Рассматривание старинных работ по рукоделию. Чтение сказок, пословиц, поговорок, загадок о рукоделии, ремеслах.

Привлечь родителей к оформлению выставки работ по рукоделию (вышитые картины, скатерти, салфетки, рушники, одежда и т. д.)

Оборудование и материалы:

Оформление группы в виде кубанской хаты, муляж колодца, ведро пустое и наполненное водой, прялка,  В углу «хаты» икона пресвятой Богородицы с вышитым рушником, белое полотно с надетыми на определенном расстоянии пяльцами (внутри нанесены схемы узоров для вышивания, фартуки для родителей и детей, веревочки для плетения корзинок, нитки для вышивания красного и черного цветов,

В хату заходит пряха  (воспитатель). Родители сидят в хате за длинным столом, накрытым вышитой скатертью. На столе разные шкатулки с принадлежностями для рукоделия.   Воспитатель, напевая песню «Пряха», подходит к прялке. Надевает фартук, садится за прялку, продолжая петь, прядет нити.

Песня пряха.

В низенькой светелке

Огонек горит,

Молодая пряха

У окна сидит

Молода, красива

Карие глаза

По плечам развита

Русая коса.

Русая головка,

Думы без конца

Ты о чем мечтаешь,

Девица краса?

В низенькой светелке

Огонек горит.

Молодая пряха

У окна сидит.

Заходят дети в кубанских костюмах и приветствуют пряху.

- Доброе утро, пряха!

- Доброе утро, милые детки и уважаемые родители! Я рада видеть ваши семьи  у себя в гостях.

- Пряха, что вы делаете?

- Я пряду нити из волокнистой кудели. Это прялка и веретено. Все это мне подарил мой папа, когда я была еще маленькой. Мама и  бабушка начали учить меня прясть и вышивать уже в четыре года. На прялке красивый резной узор.

Пряха спрашивает у родителей и детей: Как вы думаете, для чего узор на прялке? (примерные ответы родителей и детей).

Пряха:  - Правильно,  для красоты, но главное, с помощью узора нитки приобретали волшебную силу и  защищали человека от зла и берегли его. Когда девочки подрастали, папа с братьями дарили им  резные прялки и веретена. А мама учила их прясть.  Не зря говориться «Какова пряха, такова рубаха».  А помогает мне в моей работе покровительница прях. Подскажите, кто же она? (примерные ответы родителей и детей).

Пряха: - Конечно же, это Параскева Пятница. Почему же Параскеву прозвали Пятницей? (Ответы детей и родителей: в пятницу не пряди – отдохни. Даже прялку вынеси из хаты).

Пряха:  - А если будешь прясть в пятницу, Параскева так запутает кудель, что за неделю не распутаешь.

Дети: - Пряха, а кто придумал ткачество? Расскажи, расскажи.

Пряха: - Ткачество придумали очень и очень давно. Но природа придумала это намного раньше людей. Отгадайте загадку и узнаете природного ткача: «Висит сито, не руками свито».  (Ответы: паук, паутина).

Я думаю, наши предки научились прясть, наверное, у птиц. Все птицы делают свои гнезда, переплетая травинки. Сначала люди плели подстилки из трав, подражая птицам.

- А каких еще вы знаете природных ткачей? (Ответы детей и родителей)

- Есть такая маленькая птичка, похожая на воробья, зовут ее ткачик. А как вы думаете. Почему ее так прозвали? (Ответы: она лучше всех ткет свое гнездо).

- А как вы думаете, чему люди научились сначала: прясть или плести из лозы? (Ответы: плести из лозы, нити придумали позже).

- Молодцы! Если вы так много знаете, значит, ответите и на следующий вопрос: Из каких растений получают нити? (Ответы: хлопок, лен, крапива).

 - А загадку отгадаете, кто нам дает шерстяные нити узнаете: «По горам, по долам ходит шуба и кафтан» (Ответы: овцы, козы).

- Какие они дают нам нити? (Ответ: шерстяные).

- Кто нам дает шелковые нити? (Ответ: гусеница – тутовый шелкопряд).

- Молодцы! Просто замечательно.

Игра «Стадо» (кубанская народная игра).

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок!

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая!

Гони стадо в поле

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Пряха: - Вы не только любознательные, но и быстрые и ловкие!  А сейчас я хочу угостить вас чаем (приносит самовар, ставит на стол). Только вот воды надо принести из колодца. А ну-ка, мальчики, принесите мне ведерко воды.

Ребята приходят назад и сообщают: - Беда! Вода в колодце пропала!

Пряха: - Не может быть!  Какое горе. Как же мы будем без воды? Без воды мы погибнем. (Садиться за стол с родителями, вместе решают, что же делать).

Пряха: Я вспомнила! Мне рассказывала моя бабушка, что в давние, давние времена так было заведено на Руси. Если случалась какая- то беда в селе, станице или в какой-то семье, то за помощью обращались к богине Макош. Богиня Макош – мать земли. Она посылает земледельцам удачу, следит за плодородием полей, за порядком в природе. А также покровительствует женщинам – рукодельницам.

 Так вот, чтобы отвести беду от семьи, собирались все женщины станицы и ткали, вышивали в один день рушник. Этот рушник обладал волшебной силой. Он отводил беду, так как ткали и вышивали его женские руки, не знающие оружия. Руки, не приносящие смерть. Родные мои женщины и девочки, надо спасти родник. Давайте вышьем рушник. У меня есть полотно, которое я сегодня соткала. Оно белого цвета. Белый цвет – это символ чистоты и доброты. (Пряха достает из сундука полотно) – Теперь его остается только вышить. На расстоянии друг от друга на полотно надеты пяльцы для вышивания и нанесена схема элементов  росписи для вышивки гладью. Подойдите к иконе Богородицы, украшенной рушником. Посмотрите, какими нитками он вышит? (Ответы: черными и красными нитками).

- Что обозначают эти цвета? (Ответы родителей и детей)

Пряха: - Красный цвет – это символ любви и жизни.

Черный цвет – это символ земли.

Мамы, бабушки с девочками садятся за стол, каждый берет в руки пяльца, надетые на единое полотно. Пряха предлагает начать работу.

Пряха: - Пока наши девочки и женщины вышивают, мальчики и папы тоже без работы не сидят.

- Ответьте мне, пожалуйста, из какого дерева получают лозу? (Ответы: ива).

Плетение техникой «веревочка» А теперь давайте проверим, какие вы рукодельники.  Плетение техникой «веревочка» корзиночек. Материал заранее приготовлен на столе. Пряха подходит к каждой семье и интересуется, для чего они делают корзиночку (для цветов, фруктов, овощей ит.д.)

Пряха запевает песню, заранее выученную с детьми «Прялица». Мамы и бабушки подпевают.

У меня в светелке прялка у оконца.

Буду прясть я утром лучики для солнца.

Пусть согреют землю золотые нити.

Вы меня, подружки, только попросите,

Вы меня, подружки, только попросите.

Днем дожди косые буду прясть из тучи,

Травы под дождями зеленеют лучше.

По лугам ручьями разбегутся нити,

Вы меня, подружки, только попросите.

Вы меня, подруженьки, только попросите.

К вечеру туманы соберу у дома.

Буду прясть я струйки молока парного,

Теплые по кружкам разолью я нити.

Вы меня, подруженьки, только попросите,

Вы меня, подруженьки, только попросите.

Пряха: Мужчины не отстают от женщин, посмотрите, какие красивые корзины у них получаются.

Ну вот, кажется наш рушник готов. (Девочки с мамами снимают пяльцы и рассматривают рушник.)

Пряха: - Посмотрите, что вышито на нем?

- Цветок красный с корнями, цветами и бутонами. Это символ крепкой семьи. Корни – это дедушки и бабушки. Цветы – это родители. Бутоны – это дети. В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей и любят детей.

- Прямая черная линия – это символ земли.

- Красная волнистая линия – это символ воды.

- Красная волнистая линия между двумя черными линиями – это запас воды.

- черные ромбы с точками – это символ засеянного поля.

 - Красный цветок с четырьмя лепестками – это символ времен года.

- Красный круг внутри этого цветка - это символ солнца.

- Очень красивый рушник. Вышивка обо всем говорит. Хлопцы, вы закончили работу?

Какие прекрасные корзины! Они всегда пригодятся в хозяйстве.

- Подходите к колодцу. Все славно потрудились. Теперь все вместе возьмем рушник и обвяжем наш колодец. (Все обвязывают колодец). Ой, посмотрите, родник ожил, вода в колодце появилась (в колодце стоит ведро, полное воды). Мы спасены. Слава Богу. Теперь пора ставить самовар.

Пряха приглашает всех за стол на чаепитие.

 

Чайная гостиная «Лучший бабушкин пирог» (совместный досуг с родителями и детьми).

 Цель:  способствовать возрождению семейных традиций, укреплению внутрисемейных отношений.

Задачи:

 - познакомить детей и родителей с историей кубанских пирогов;

- расширять представление о кубанских обычаях и традициях;

 - воспитывать  гордость за свою малую Родину, уважение к старшему   поколению;

- воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма.

- организовать продуктивное общение родителей и детей;

Материалы: мультимедийное оборудование, презентации родителей на тему: «Рецепт бабушкиного пирога», семейные альбомы, мячи, макеты колобков из картона, разделенные на части.

Предварительная работа:

-  беседа с детьми о хлебе;

- домашнее задание родителям: испечь  совместно с детьми пирог по старому бабушкиному рецепту, подготовить презентацию рецепта.

- повторить с детьми пословицы и поговорки о семье,  хлебе, пирогах.

Воспитатель:  Добрый день, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей чайной гостиной. И я вижу, что  сегодня вы пришли к нам в гости не поодиночке, а целыми семьями. До начала 20 века в семьях жили вместе несколько поколений (не случайно же и  слово такое образовалось: «Семь» и «Я»). Семья включала дедушек и бабушек, маму, папу, детей, внуков и правнуков. Жили дружно, всегда друг другу помогали. Одни хозяйством занимались, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, уважали старших, молодых оберегали. Есть много свидетельств того, что семья на Кубани была дружной. Хранителями обычаев выступали у казаков старики. В присутствии стариков  не садился даже атаман. К старшим обращались только на “Вы”. Важную роль в казацкой семье играла бабушка. Муж на службе, жена в поле, а всё воспитание детей ложилось на плечи бабушек, которые пользовались уважением в семье. Благодаря традиции передачи устной информации от деда к отцу и от отца к сыну, кубанцы сохранили свою культуру.

Вспомним хотя бы пословицы и поговорки.

Ну-ка, родители и дети, подскажите

Разобраться помогите.

Я начну, а вы кончайте

Дружно хором отвечайте.

Разминка:

  • В гостях хорошо,                             а дома лучше.
  • Мой дом -                                           моя крепость.
  • Дом вести  -                                       не рукавом трясти.
  • Дом красив не углами,                        а пирогами.
  • Хоть дома тесно,                               а всем есть место.
  • На что и клад,                                    если в доме лад.
  • Дитя – что тесто;                             как замесил,  так и взошло.
  • Деточек воспитать –                       не курочек пересчитать.
  • Из одной печи,                                    да неодинаковы  калачи.
  • Птицы в гнезде  до осени,                   а дети в дому до взрослости.
  •  Гни дерево,  пока гнётся,                    учи дитя, пока  слушается.
  • Изба   детьми  весела.
  • При солнышке тепло,                          а при матери  добро.
  • Мать кормит детей -                         как земля людей.
  • Нет лучше дружка,                             как родная матушка.
  • Дети не в тягость,                             а в радость.
  • Умей дитя родить,                               умей и воспитать.
  • Не тот отец и мать кто родил,        а тот, кто вскормил, да добру научил.

 Итак, давайте знакомится. Любая семья начинается с семейного альбома. Он хранит память о самых близких дорогих людях. Они могут рассказать о традициях семьи, домашних буднях и праздниках. Вот и мы сейчас просим наших уважаемых родителей открыть свой семейный альбом.

Представление семей «Семейный альбом».

 Очень приятно было услышать, что в наших семьях особо почитают  старшее поколение.

Дети  исполняют музыкальную композицию  «Испеки нам пироги, милая бабуся» (авт. Т.Бурцева - Т. Дивнич).

 Воспитатель: Пироги почитались в России порой выше хлеба. Недаром русские пословицы гласят: «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Красно гумно стогами, а стол – пирогами». Наличие пирога на русском столе говорило прежде всего о благосостоянии семьи, о ее достатке.  На Кубани наличие пирога на домашнем столе считалось в ту пору залогом благополучия. Молодых девочек учили печь пироги смолоду. Любая девица на выданье должна была уметь печь пироги в совершенстве, потому как, по старой  традиции, на следующий день после свадьбы молодая невеста угощала пирогом собственного приготовления гостей, которые судили о домовитости будущей хозяйки.

А теперь проверим, что вы знаете о продуктах, которые необходимы для приготовления пирогов. Для этого родители с детьми постараются разгадать кроссворд. (Воспитатель загадывает загадку, отгадку ребенок с одним из родителей  выкладывает в соответствующих клеточках буквами магнитной азбуки.)

1.Жидко, а не вода; бело, а не снег. (молоко)

2. В беленьком бочонке два разных напитка не смешиваются. (яйцо)

3. Я бел, как снег, в чести у всех, и нравлюсь я вам, во вред зубам. (сахар)

4. Меня одну не едят, и без меня есть не хотят. (соль)

5. Тесто быстро поднимают,

Кто печёт – тот это знает,

Сохранить сухими можно.

Догадались? Это - …… (дрожжи).

Игра с мячом.

Воспитатель: Дорогие родители, какие наименования хлеба вы знаете?

(Воспитатель бросает мяч в руки родителю, после ответа он возвращает его.)

Воспитатель: Какие еще хлебобулочные изделия вы знаете? Сейчас вам помогать будут дети. Мама называет хлебобулочное изделие, передает мячик ребенку, а ребенок подбирает к нему ласковое название. Пока думаем - не тратим время зря - массажируем ладони мячиком.

Игра «Колобки»

Воспитатель: Ребята, я принесла вам колобки, но, к сожалению, они разломились. Могу я сказать, что они разломились на половинки? (Ответы детей. Нет, т.к. части - не равны)

Воспитатель: Давайте соберем колобки. (Родители подходят, берут по одной части, становятся в шеренгу, держа перед собой часть колобка. Дети берут другую половинку и находят недостающую часть.)

 Воспитатель: Каждая семья сегодня не только испекла пирог по бабушкиному рецепту, но и приготовила короткую презентацию рецепта, из которой мы узнаем, какой же секрет приготовления  содержит семейный пирог.

Презентация приготовления пирогов.

 Воспитатель:  Любите свою Родину и сохраняйте кубанские традиции, чтобы  передавать их своим внукам и правнукам. Только так мы сможем вернуть утраченные ценности и восстановить связь времен. К сожалению, в настоящее время в нашем обществе утрачиваются народные и семейные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно успели растерять. Но в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края.  Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. Предания на Кубани к сожалению не записывались, а передавались устно от стариков к детям. Они отражали самые разные стороны жизни кубанцев. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества? Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Чтобы сохранить и возродить традиции, необходимо как можно больше уделять внимание нашим детям. Необходимо развивать в них интерес к истории своего народа, дать больше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви к своему краю, своей семье. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. А теперь мы с детьми приглашаем родителей на чаепитие с прекрасными вкусными бабушкиными пирогами.


Семейный досуг: «Посвящение в казачата»

Цель: приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям помогать возрождать обычаи и обряды наших предков.

Задачи:
- познакомить детей и родителей с ритуалами посвящения в казаки;

- расширять знания о женских и мужских обязанностях в казачьих семьях;

- расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх;

- развивать у детей смекалку, стремление к знаниям;

 - повышать интерес к изучению культуры своих предков;

- воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять;

 - у мальчиков воспитывать желание быть настоящим мужчиной, защитником своей Родины.

Предварительная работа: Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассказ воспитателя о том, как жили, чему учили в казацких семьях детей. Ознакомление и заучивание пословиц и поговорок.

Оформление совместно с родителями оборудования  для мероприятия: национальные одежды – казаков и казачек для родителей и детей, макет хаты, кубанского подворья, старинные фотографии, предметы рукоделия.

Материалы: 2 полена разборных, различные предметы рукоделия, 2 лошадки, 2 ведра, макет колодца, 8 кукол, 8 пеленок, 8 бантиков, 8 сабель, 8 папах, 2 топора, яблоня с 8 яблоками, 8 шнуров, веревочки, привязанные к длинной палке, для 8 косичек, наказы (8 для мальчиков, 8 для девочек), 8 цветов с заколками.

Воспитатель: Приветствуем вас, люди добрые! Доброго здоровья, гости дорогие! Мы сегодня собрались, чтобы вспомнить песни, танцы, игры да обычаи казачьи, чтоб не сгинули они в веках, а достались детям да внукам нашим. А помогут нам в этом совет старейшин, казак и атаман (папы и дедушки детей,  в костюмах кубанских казаков).

Мальчик: Дозвольте слово молвить? Просим атамана и совет старейшин

принять от нас прошение (отдает).

Атаман (зачитывает): «Уважаемые старейшины! Просим провести смотрины ребят и посвятить их в казачата». Посмотрим, достойны ли вы стать казаками? Назовитесь, чьи будете?

Ребята: Мы внуки и внучки казаков и казачек.

Воспитатель: - Издавна были крепки кубанские семьи. И сильны они были тем, что  каждый в семье имел свои обязанности. Женщины выполняли обязанности какие? (ответы родителей и детей). А мужчины? (ответы родителей и детей). Вы растете будущими казаками и казачками. А сейчас посмотрим, как вы знаете свои настоящие и будущие обязанности.

- Кто охраняет нашу любимую Родину?

- Кто ведет домашнее хозяйство?

- Кто пашет и засевает широкие кубанские поля?

- Кто поет детям колыбельные песни?

- Кто раздольные кубанские песни поет?

- Кто готовит вкусный кубанский борщ?

- Кто пляшет задорные кубанские танцы?

- Кто поет шутливые кубанские частушки?

- Кто печет вкусный кубанский каравай?

Молодцы! Много вы знаете из казачьей жизни мужчин и женщин.

Песня мальчиков «Кубанские казаки».

Воспитатель: Петь и веселиться вы – мастера! А сейчас посмотрим, на что вы в работе сгодитесь и отгадаете ли, чья это работа: женская или мужская.

Взял Егор в углу топор,

С топором пошел во двор.

Стал Егор чинить забор,

Потерял Егор топор.

Вот и ищет до сих пор.

Итак, вам предлагается игра «Наруби дров». Условия игры: кто метче будет рубить по полену. Для кого эта игра? Да, действительно, мальчики знают свои обязанности. Работа предстоит для двух мальчиков. Вот пеньки. Авы, ребята, найдите подходящие для себя инструменты.

Воспитатель: А теперь приглашаются те, кто занимался рукоделием для украшения кубанской хаты.

Танец девочек с предметами рукоделия.

После танца девочки украшают хату  данными предметами.

Воспитатель: Посмотрите, как преобразилась наша хата! Эти хозяюшки уже знают, как сделать свой дом красивым.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто для казака отец родной и товарищ дорогой? (Ответы детей, помогают родители). Конечно же, конь. А кто же поил их? (ответы детей).

Атаман: предлагаем мальчикам показать свое умение и сноровку.

Игра «Напои коней».

Условия игры: мальчикам предлагается разделиться на две команды. Надо добежать на коне до воды в колодце, напоить коня (дотронутся до ведра с водой) и передать коня следующему участнику.

Воспитатель: А если заплакал ребенок, кто его запеленает? (ответы детей)

Молодцы, девочки, знают свои будущие  обязанности!

Игра «Запеленай куклу».

Воспитатель: Ребята, а кто защищал и охранял нашу Родину?

Игра с саблями.

Условия игры: надо саблей поймать кубанку, подброшенную вверх. Попрошу казаков поучаствовать в игре.  Мальчики разделяются на 2 команды. Одна команда будет подбрасывать кубанку, подброшенную вверх, другая – ловить. Затем команды меняются.

Воспитатель: Молодцы, будущие казаки, не растеряетесь в бою, хорошо умеете орудовать саблями. А теперь хлопцам пора отдохнуть, а девчата споют и спляшут.

Песня «Трава моя, трава».

Воспитатель: Будущие казаки, а какими вы хотите видеть казачек? (Ответы мальчиков и пап: добрыми, ласковыми, трудолюбивыми, веселыми, умными, терпеливыми и т.д.). Девочки, а что вы можете еще добавить о своих положительных качествах? (ответы девочек и мам). Будущие казачки! А какими вы хотите видеть казака? (Ответы девочек и мам: сильным, смелым, заботливым, находчивым, добрым, надежным и т.д).

Воспитатель: У веревки два конца,

У иголки два конца,

У кинжала и у палки,

У плетня и у ремня!

А дорога пробежала

Мимо нашего крыльца,

Не найти ее начала,

Не найти ее конца,

По дороге ты беги,

Красно яблочко сорви.

Кто же побежит по дороге? (мальчик)

Игра «Дорога».

Условия игры: встаньте парами вначале двух дорог. Девочки будут ждать, а мальчики постараются очень быстро пробежать по извилистой дороге и принести девочкам по яблоку. В центре музыкального зала яблоня с 8 яблоками, к ней подходят 8 веревок (дорожек), на концах которых стоят по двое детей (мальчик и девочка). По сигналу мальчики начинают  бег, срывают яблоко и относят своей девочке.

Воспитатель: Длинная коса – чья краса? А у кого из наших девочек есть такая краса? И кто же попробует заплести косы?

Игра « Заплети косу»

Условия игры: на палке завязаны пучками веревки для 8 косичек. Надо заплести косы и украсить их бантами.

Воспитатель: А теперь приглашаю всех ребят на кубанскую пляску.

Танец «Казачий перепляс»

Воспитатель: Прошу молвить слово нашим старейшинам. Каковы наши хлопцы и девчата?

Атаман: Мы посоветовались и вынесли решение. Мы увидели, что наши ребята будут лихими казаками и добрыми казачками, поэтому мы решили принять их в казачата и передаем им наказы.

Наказ для казаков.

- Всем будущим казакам следует узнать науку – науку побеждать.

- Помни и знай свое славное прошлое, своих дедов и прадедов, продолжай их дело усердием.

- Будь терпелив в трудах и не унывай от неудач.

- Люби Кубань родную и землю русскую.

- Почитай мать родную и отца своего, заботься о них.

- Меж собой ладно, пойте песни складно.

Наказ для казачек.

- Уважай и люби своих родителей: отца – батюшку, родную матушку. Навек запомни – ближе их никого нет.

- Будь всегда к людям приветлива, добра, ласкова и они отзовутся на твое же добро.

- Будь трудолюбива, помни пословицу давнюю: «Делай как лучше, как хуже – само сробится».

- Никогда не унывай. Знай, что «счастье – долюшка у веселых чаще гостит».

- Береги обычаи сторонушки кубанской.

- Меж собой живите ладно, песни пойте складно.

Атаман: Как знак принадлежности к казачеству мы дарим молодым казакам – шапки – кубанки, а малым казачкам – наборы для вышивания. Поздравляю вас!

Воспитатель: А теперь предлагаю всем встать и послушать гимн Кубанского казачества.

Анкета для родителей: « Православное воспитание детей»

1.Что, по Вашему мнению, включает в себя  православное воспитание? _________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

2.Считаете ли вы православие неотъемлемой частью истории Российского государства?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

3.Ваша семья поддерживает традиции:

- православной веры

- мусульманства

- католической веры

- другое _____________________________________

                                                                   

4.Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?

- да

- нет

- затрудняюсь ответить

5.  Сложились ли в вашей семье  традиции празднования православных праздников (Пасхи, Рождества, Крещение, Троицы,  и т. д.)

- да                                                      

- нет    

           

6. Хотели бы Вы стать участником встречи родителей, педагогов, священника по проблеме «Духовно-нравственное воспитание детей».

- да                                                      

- нет    

           

7. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 8. Кто, по Вашему мнению, несет главную ответственность за духовно-нравственное воспитание детей?

-  семья

-  детский сад

-  государство

-  Церковь

9. Надо ли объединять усилия семьи и образовательного учреждения в духовно-нравственном воспитании детей?

- нет, в этом нет необходимости, духовно – нравственным воспитанием ребенка должна заниматься только семья.

- духовно – нравственным воспитанием ребенка должны заниматься только  в ДОУ.

 - усилия образовательных учреждений и семьи в духовно-нравственном воспитании детей надо обязательно объединять.

- у меня нет четкого мнения на этот счет.

10. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Литература:

  1. Дошкольное образование Краснодарского края :Взаимодействие детского сада и семьи. /под редакцией В.А.Марковой. - Краснодар, 2008 .

2. Н.М. Сертакова. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей. – Волгоград, 2015.

3. Н.А. Бондарева. Культурное наследие кубанского казачества. – Армавир, 2004.

4. Н. Г. Пантелеева. Знакомим детей с малой Родиной. –«ТЦ Сфера», 2015.

5. И. Н. Головина «Патриотическое воспитание     дошкольников через                                          приобщение  к истокам  кубанской  культуры». – Новокубанск, 2016.

6. Т.А. Трифонова «Дошкольникам о Кубани» . Педагогическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. Краснодар, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие: мониторинг "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Предсавлен паспорт мониторинга, критерии уровней развития, игровые упражнения для старшего и подготовительного возраста детей с нарушением зрения....

Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...

Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями и культурой своего народа

Хочу представить вашему вниманию презентацию о цикле мероприятий, проведенных мной в подготовительной группе детского сада, направленных на патриотическое воспитание детей через ознакомление с традици...

Методическая разработка "Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.Формирование любви к Родине:в младшем в...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТРОПИНКАМ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Патриотическое воспитание – тема ни для кого не новая, но в настоящее время остро стоит проблема по приобщению подрастающего поколения к культуре и истории своего народа, обсуждение ее на самых ...

Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры....

Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры....