Методическая разработка "Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Груздева Татьяна Владимировна

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Формирование любви к Родине:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tanya.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

"Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков.

Патриотизм - это не доблесть и не профессия, это естественное человеческое чувство.

Это любовь к Родине, к ее культуре, к ее народу, ко всему, что впитано с молоком матери.

Григорий Бакланов.

Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

Формирование любви к Родине:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Патриотическое воспитание ребенка - основа формирования будущего гражданина. Патриотизм - это особое сложное и высокое человеческое чувство, которое многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, а знания о Родине святы для русского народа.

Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Руководя деятельностью детей, мы, воспитатели, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории, уважение к людям других национальностей. Знакомим детей с символами государства, историческими личностями, развиваем интерес к русским традициям и промыслам.

 Вы знаете, что любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям  — отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Всему этому мы стараемся научить ребенка с самого младшего возраста.

ЦЕЛЬ патриотического воспитания - развитие в обществе социальной активности и нравственных качеств личности ребенка, воспитание ребенка в традициях отечественно народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

ЗАДАЧИ патриотического воспитания - формирование духовно- нравственных отношений и чувства сопричастности к культурному наследию Родины.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, те, которые ему наиболее доступны и на их основе развивать чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Воспитывать уважение к своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей. Формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, образы народной культуры, развивать эмоциональную сферу ребенка, его сенсорные способности, музыкальный слух, творческую деятельность по освоению элементов народной культуры.

ПРИНЦИПЫ воспитания. Воспитание должно основываться на ценностях культуры и строиться с учетом специфических особенностей, традиций тех или иных регионов, которые не противоречат общечеловеческим ценностям.

Формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, поселку семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и, разумеется, гражданственности.

Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, реализуем в соответствии с рекомендациями основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также используем методическое пособие Е. Ф. Купецковой «Человек на родной земле».

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как формы выражения национального характера и самобытности. Оптимальным для духовно - нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально- игровых праздников: Осенью - «Ярмарка»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Святки», «День Защитников Отечества», «Масленица»; весной - «Праздник мам», «Праздник птиц», «Никто не забыт и ничто не забыто»; летом – «День защиты детей».

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании. Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является экскурсия совместно с родителями к памятнику павшим воинам, где каждый год  проходит возложение цветов и венков.

А так же посещение Краеведческого музея.

 Я и мои дети поддерживаем тесный контакт с краеведческим музеем города Ломоносова. Мы - частые гости музея. Ребятам очень нравится там бывать, т.к. там они более углубленно знакомятся с растительным и животным миром нашего края с бытом и культурой русских народов. В музее собрано очень много предметов старины. Во время экскурсий очень много рассказывают, подчеркивая историческую приемственность с современными аналогами: лучина- керосиновая лампа- электрический светильник; валик- чугунный утюг- электроутюг; котел- самовар дровяной – чайник электрический.
Дети знакомятся с предметами рыбацкого промысла ( лодка, сети, весла, снасти, пешня и др), сельскохозяйственного ( грабли, косы, сохи, серпы и т.д.). Здесь же в музее есть красочно оформленный макет нашего города: дворцы, причалы, жилые массивы.
Окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем  чувство красоты, любознательность, должны быть познавательными и отражающими культуру и историю нашего родного края. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого народа России.

 Работа по патриотическому воспитанию не должна стоять на месте. Она должна постоянно совершенствоваться, пополняться и развиваться.

Сегодня можно найти немало методической литературы по данной теме, но часто в ней затрагиваются лишь отдельные вопросы патриотического воспитания, и отсутствует цельная система, которая в полной мере отражала бы проблему. Возможно, это закономерно, так как патриотизм многогранен по своей сути. Это и гордость за свой народ, и любовь к родине, стремление сохранить ее богатства и приумножить их, ощущение неразрывной связи с окружающим миром.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.  Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции. Может встать под сомнение само существование народа.

        Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

                   

Используемая литература.

  • Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.
  • Кокуева Л. В. Духовно- нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа.
  • Дошкольникам о защитниках отечества : методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под.  ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва : Сфера, 2006. - 192 с.
  • Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников : практическое пособие для воспитателей и методистов. - Воронеж:  Учитель, 2005. - 205 с.
  • С любовью к России:  методические рекомендации. - Москва : Воспитание дошкольника, 2007. - 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Патриотическое воспитание дошкольников,формирование у ребенка традиций отечественной народной культуры"

Методическая разработка«Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребенка традиций отечественной народной культуры»  Патриотизм - это особое сложное и высокое челове...

Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»

Методическая разработка(по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).«Ай да пряник — просто загляденье»...

Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры....

Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников на основе кубанских традиций»

Цель данного пособия: патриотическое воспитание дошкольников в процессе приобщения к поэтическому творчеству кубанских авторов и развитие двигательной активности через кубанские народные игры....

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудов...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Росс...