Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»
проект (старшая группа)

Арсентьева Наталья Владимировна

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:


Проект по теме «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Проект по теме:

"Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к традициям русской народной культуры"

Девиз проекта:

«Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Тип проекта: познавательно - творческий

Вид проекта: среднесрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Возраст участников: 5-6 лет.

Актуальность проекта: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, ее фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Проблема:

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культурурусские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).

Народные игры, способствующие воспитанию дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности. К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому мы серьезно задумалась над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

ЦельПриобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи:

1. Продолжать знакомство детей с народным декоративно - прикладным искусством (с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков).

2. Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах).

3. Создать условия для активации творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми).

4.Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

5. Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

6. Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке).

7. Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

8. Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.

Предполагаемые результаты:

1. Получение знаний об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2. Обогащение и расширение словарного запаса.

3. Умение налаживать и регулировать контакты в совместной народной русской игре«Лиса и зайцы»«Горелки»«У медведя во бору»«Жмурки»«Зайка беленький сидит»;хороводные«Ровным кругом»«Вставай, вставай Иванушка»«Колпачок» и др.

4. Пополнение предметно–пространственной среды по теме.

5. Организация, совместно с родителями, выставку – музей предметов народного быта и культуры.

6. Формирование традиций русского народа: гостеприимства, почитание старости.

7. Знакомство с русскими народными пословицами, поговорками по теме.

8. Получение положительных эмоций и взаимоотношений в группе.

9. Получение знаний, характерных для каждого вида росписи и умение самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный

1. Формулирование цели и определение задач.

2. Составление плана основного этапа проекта.

3. Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

4. Подбор материалов по теме проекта.

5. Организация предметно – развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.

5. Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.

2 этап – основной

Содержание проекта:

Социально - коммуникативное развитие:

НОД Беседа с детьми: "Традиции Россиян(русские народные праздники)

НОД по теме: "Как люди жили на Руси?"

Познавательное развитие:

НОД Беседа с детьми "Русские избы на Руси"

Рассматривание картинок по теме: "Обычаи и традиции русского народа"

Дидактическая игра – лото «Народные промыслы»«Найди лишнее»«Что изменилось»«Угадай игрушку»«Покрути, покрути и потешку расскажи»«Составь картинку»«Узнай элемент узора»«Угадай и расскажи»,

Развивающая среда

Сюжетно-ролевые игры«К нам гости пришли»«Ярмарка».

Речевое развитие:

Беседа«Русский народный костюм»,

«Какие народные праздники вы знаете».

Загадывание загадок о народных праздниках России.

Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк».

Чтение русских народных сказок«Репка»«Гуси лебеди»«Маша и медведь»«Пузырь, соломинка и лапоть»«Волк и семеро козлят».

Разучивание потешек, закличек, пословиц.

НОД на тему«Русская изба».

Знакомить детей с традиционно – бытовой культурой русского народа.

Художественно-эстетическое развитие:

НОД Рисование на тему«Русская матрешка».

НОД Рисование на тему«Роспись гжельской посуды»

НОД Лепка на тему«Золотая хохлома».

Физическое развитие:

Подвижные игры«Салки»«Гуси, гуси»«Кошки мышки»«У медведя во бору»«Золотые ворота»«Краски»«Ваня- Ваня простота»«Гори-гори ясно»,

Хороводные игры«Каравай»«Карусели»

Физминутка«Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки(Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, подвижные игры и

игровые упражнения по желанию детей.

Музыкальное развитие: Прослушивание русских народных песен «Приди, весна ясная»«Прилетите, жаворонки, к нам».

Хороводная игра «На горе-то калина».

Знакомить с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли).

Обучать игре на ложках.

Работа с родителями:

Консультации: «Русская народная культура, как средство

патриотического воспитания дошкольного возраста»,

«Приобщение к историитрадициям и культуре России».

Консультация для родителей по теме: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Консультация для родителей в детском саду«Патриотическое воспитание в семье»

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

3 этап – заключительный

Итоговое занятие:

Организация в группе выставки – музея «Предметы народного быта».

Цельприобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации.

Полученные результаты:

Дети познакомились с русской избой, с предметами старинного русского быта;

Познакомились с русскими народными играми, научились в них играть; народными пословицами и поговорками.

Расширили словарный запас по теме.

Расширились понятия о народном искусстве.

Список литературы:

Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. – № 1. - С. 67 - 73.

Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000. – 304 с.

Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение детей к русской народной культуре на занятиях и в повседневной жизни»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа можно говорить много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь....

Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина» Срок реализации: 2013-2016 год Целевая группа: дети 6-7 лет

Пояснительная записка Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основ...

Методическая разработка "Патриотическое воспитание дошкольников, формирование у ребёнка традиции отечественной народной культуры"

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.Формирование любви к Родине:в младшем в...

«Художественно – эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к истокам русской народной культуры».

Художественно- эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной личности. Начавшись в раннем дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует чел...

Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина»

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.  С помощью проекта достигается основная цель - формирование нравственно - патриотического воспитания дете...

Познавательно-творческий проект в старшей группе «Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к традициям русской народной культуры»

Педагогическая проблема - развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим детям следует хорошо знать не только историю Росс...