Главные вкладки

    Методическая разработка (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность). «Ай да пряник — просто загляденье»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Методическая разработка

    (по приобщению детей к истокам и традициям русской народной культуры через ручной труд и творческую деятельность).

    «Ай да пряник — просто загляденье»

                                               

                                                               Пряники русские, сладкие, мятные.

       К чаю ароматному угощенье знатное!

     

              Авторы

    Учитель – логопед

    Хваджаева Е.А.

    Воспитатель коррекционной группы Щербакова Н.Л,

    МКОУ «Синявинская СОШ».

     

    Цель:  

    Приобщить дошкольников к традициям русской национальной культуры, познакомить детей с историей возникновения пряника на Руси.

    Задачи:

    ·       - сформировать у детей представления об истории пряника, элементами технологии его приготовления, многообразии видов;

    ·        развивать познавательные и творческие способности дошкольников;

    ·       развивать инициативу, самостоятельность, интерес к данному виду деятельности;

    ·       воспитывать уважительное отношение к труду

    ·       способствовать накоплению знаний, умений и навыков по изготовлению пряников;

    ·       обучать необходимым коммуникативным навыкам для работы в группе;

    ·       развивать чувство композиции и цвета;

    ·       развивать рече – мыслительную деятельность;

    ·       активизировать словарь по теме; закреплять знания детей о свойствах пищевых продуктов;

    ·       развивать моторику рук;

    ·       развивать зрительное внимание и пространственные ориентировки.

     

    Оборудование:

     иллюстрации, мяч, стилизованный под колобок, разрезные картинки, пряничное тесто, скалки, вырубка, глазурь, цветной сахар.

     

    Ход мероприятия:

     

    Воспитатель 1

    - Ванильные и мятные!
    Снежинки и жар-птицы!
    Такие ароматные!
    С изюмом и с корицей!
    С орехами, с цукатами,
    С узором из фисташек!
    Лошадки с медвежатами
    И беленький барашек!

     

    Воспитатель 2

    - Ребята, сегодня  в нашей мастерской деда Мороза будем говорить об медовом, расписном прянике.

    К нам в гостикто то пришёл,  а кто он, вам подскажет загадка:

     

    Он от дедушки ушёл,

    Он от бабушки ушёл,

    В лес дремучий покатился,

    Со зверями подружился.

    А вот хитрая лиса

    Обманула молодца.

    (Колобок)

     

    Воспитатель 1

     

    А в самом колобке тоже есть загадка. Что он собой представляет? (Дети отвечают.) Колобок - это хлеб, который выпекали на Руси много - много лет назад. Хлеб был основным блюдом русского человека. Об этом народ придумал пословицу: "Хлеб да вода - русская еда». С древних времен многое изменилось. Изменился и хлеб. И каких только сортов хлеба мы не встретим в магазине!

     

     

    Воспитатель 2

     

    Дети, как вы думаете, что в старые времена на Руси подавали к чаю? 

    (Дети отвечают.)

    Если бы мы попали в Древнюю Русь, то нас обязательно угостили    бы пряником. Без пряника не обходился ни один праздник.  Как вы думаете, из чего делают пряник

     

    Я вам загадаю загадку.

    Внимание!!!

    Из меня пекут ватрушки,
    И оладьи, и блины.
    Если делаете тесто,
    Положить меня должны…

    Дети: (мука)


    Воспитатель 1

     

    Пряник человек стал выпекать практически сразу же после появления на его столе хлеба.

    Пряник, от слова «пряный», самая первая примесь в лепешку – это…

     

    Внимание, загадка!!!

    Пчела-трудяга создаёт,
    Лениво с ложки он течёт,
    Так сам и просится к нам в рот
    Густой, янтарный, сладкий...
    Дети: (мёд)

     

    Также главными ингредиентами пряничного теста это - …

    Внимание загадки!

    Что же это за песочек,
    Сладок с ним у нас  чаёчек,
    В каждой кухне проживает,
    всем хозяйкам угождает

    Дети: (сахар)

     

    В белом мешочке
    Жёлтый камушек.

    Дети:  (яйцо)

     

    Мы на хлеб его намажем

    И добавим к разным кашам.

    Им мы каши не испортим -

    Поговорка вторит всем.

    Коль его добавим в тортик,

    То получим сдобный крем.

    Дети: (масло)

     

    Воспитатель 2

     

    - Молодцы ребята!

    А еще кладут в пряничное тесто пахучие приправы – называются они - пряности. Это корица, имбирь, кориандр, гвоздика, мускатный орех, чёрный пахучий перец, кардамон.

     При изготовлении пряника используют лимонные или  апельсиновые корочки.

    Дети, возьмите тарелочки, на которых разложены разнообразные пряности, и понюхайте их. 

    (Дети выполняют задание.)

    - Что можно про них сказать? 

    (Ответы детей)

     

    Воспитатель 1

     

    - В разных местах на Руси пекут самые разнообразные пряники. В наших магазинах продаются мятные пряники. Как вы думаете, почему они так называются?

    - А ваша мама умеет печь медово – имбирные  пряники? Как вы думаете, почему пряник получил название "медово – имбирный"?

    (Ответы детей.)

    - На Севере, в городе Архангельске, пекут пряники, которые называются "козули"

    (показывает иллюстрации).

    -Как вы думаете, почему у этих пряников такое необычное название?

     (Ответы детей.) В честь пряников "козули"

     

    Воспитатель 2

     

    -Имбирные пряники  достаточно хрупкие. Во время выпечки тесто сохраняет свою форму. Поэтому из пряничного имбирного теста удобно делать различные фигурки, например, украшения на елку. Душистые пряники приятного золотистого оттенка красивы сами по себе, а если их расписать цветной глазурью, получается очаровательное украшение, которое можно с аппетитом съесть, когда праздник закончится.


    Физминутка:
    Печка, печка потрудись! (Топают)
    Пряник заварной пекись! (Наклоны вправо-влево)
    Заливайся шоколадом! (Повороты по кругу)
    и душистым мармеладом! (Наклоны вперёд)

     

    Воспитатель 1

    - Ребята, я хочу предложить вам очень интересную игру.

     
    Игра "Кто быстрее сложит пряник"


    Группам выдаются конверты, в которых находится рисунок пряника, разрезанный на 9 частей. Ребятам необходимо как можно быстрее сложить рисунок и назвать изображение, которое получилось.

    Какие же вы молодцы! Отлично справились с заданием на смекалку!


    Практическая часть занятия

     

    Воспитатель 2

     

    - Дети: мы для вас приготовили настоящее пряничное тесто, скалку, коврик, вырубку  в виде снежинки. Скоро будет самый любимый праздник Новый год! Давайте из пряничного теста   сделаем пряники, и после выпечки оформим их  цветной глазурью?

             PS

    На следующий день дети с педагогами украшали готовые пряники глазурью. Сначала ребята выбирали понравившийся им цвет глазури, далее наставник объяснял и показывал технологию ведения непрерывной айсинговой «нити» от верхнего лучика снежинки к нижнему, от левого лучики к правому.  Ребята учились правильно держать карнетик и регулировать силу нажима, а затем применили приобретённые навыки каждый на своём изделии. Творческий процесс захватил детей целиком, радости не было предела.

    Заключительным этапом стало упаковка снежинок в праздничные пакеты!

     

    Воспитатель 1

    Подведение итогов

    Ребята, какие у вас получились чудесные снежинки, как у настоящих профессионалов! А теперь давайте вспомним, с чего мы начали разговор о пряниках?

     Можно ли колобка и пряник назвать родственниками? Как вы думаете, кто старше: колобок или пряник?

    Ответы детей

     

    Воспитатель 2

     

    "Обойди весь белый свет –
    пряников - красивей нет"
    Пряники-пряники!
    Что за чудо - пряники!
    И с начинкой, и простые,
    Вырезные, расписные!

     

    Воспитатель 1 Воспитатель 2

     

     

    - Дорогие друзья, желаем вам мира, добра, благополучия и по русской традиции приглашаем вас на чаепитие с хлебобулочными изделиями в нашу русскую избу!!!

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл foto_ay_da_pryanik.docx2.63 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: «Приобщение детей 5-7 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими народными календарными праздниками»

    Целью данного проекта является  развитие у детей дошкольного возраста устойчевого интнреса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками....

    Методические рекомендации "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям русской народной культуры"

    Данные рекомендации составлены на основе многолетнего практического опыта работы по приобщению дошкольников к ценностям русской народной культуры. Основная их задача – помочь практикам, предпринимающи...

    Проект "Приобщение детей 5-6 лет к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками".

    Русские  народные праздники  не  только  красмвы  и   веселы, они  наполнены   смыслом,  духовностью,  тематическое  содержание  к...

    Методическая разработка по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

    Методический материал по созданию лэпбука "Русская народная культура и быт".Презентация....

    Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство

    Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...

    Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»

    Проект «Приобщение детей к истокам и традициям русской народной культуры» через годовой проект «Историческое прошлое России»...