Методическая разработка по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
методическая разработка ( группа) на тему

Балабуха Виктория Леонидовна

Рабочая программа кружка

 «Родничок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izba_programma_-_kopiya.docx78.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8

Пушкинского района СПБ

Рабочая программа кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Родничок»

(для детей второй младшей, средней, старшей и подготовительной групп).

                              На 2014 – 2015 учебный год

                                                                                             

                                                                                           Авторы-разработчики:

         Балабуха. В.Л

         Вороненко.Е.Н.

         Жукова. А.Н

         Михальчук. Т.В

         Платонова. А.Н

         Уколова. Н.В.

         Галатова.О.А.

г.Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка.

1. Актуальность……………………………………………………………...……3

2. Цель программы кружка «Родничок»……………………………..…5              

3. Задачи кружка «Родничок». …………………………………….……5

II. Организационно-методическое обеспечение……………………………7

1. Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп………………..….7

2. Методы, используемые в работе кружка «Родничок»………….….7

3. Форма проведения кружка «Ловкие пальчики»…………………………......8

4. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)…………………...….9

III. Учебно-тематическое планирование. 

  1. Тематический перспективный план работы кружка…………………...….11

I V. Список использованных источников »……………………………..…  15            

I. Пояснительная записка.

В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

 Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества,  традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев.

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный  программой,  распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное  содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

1.Актуальность разработки программы.

 Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры   на опыт предшествующих поколений

Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные  и этические  ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

 Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия ипредметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери  этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация , при которой  мы можем через некоторое время лишить  современное и последующее поколение ценнейшего  достояния региональной  народной художественной  культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями  и творческим опытом прошлых поколений.

Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет  поистине уникальные возможности для ее реализации.  Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства  своего народа, освоения народной культуры.

   Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Темы занятий программы дают воспитанникам  более целостное представление  об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды,  которые были забыты взрослыми.

     В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.

2. Цель программы:

 Знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа . Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.

Младший возраст.

3. Задачи программы:

  1. Вовлечение детей в художественно-творческую деятельность;

  1. Освоение историко –культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;

  1. Приобщение к эстетической культуре;

  1. Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

  1. Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  1. Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

  1. Обогащать словарный запас детей;

  1. Воспитывать в детях особенные черты русского характера: доброту, красоту, честность, правдивость, трудолюбие, верность и т.д

  1. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы)

  1. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играм.

Старший возраст

3. Задачи программы:

1.Обучающие:

  • познакомить детей с историческим прошлым и  традициями  русского народа,  с предметами русского быта и их назначением;
  • пробудить интерес к русской народной культуре;
  • дать представления о разнообразных  древних ремеслах;
  • познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров.
  • познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.)
  • формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.

2. Развивающие:

  • развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
  • развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;
  • способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
  • развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
  • развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.

3. Воспитательные:

  • прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь,  сохранение  духовной культуры;
  • сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
  • воспитывать  у детей патриотические чувства и духовность;
  • содействовать сближению поколений.

II. Организационно-методическое обеспечение.

1.Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп.

Формы и количество занятий: Занятия проходят 2 раз в месяц во второй половине дня в течение учебного года.

Занятия проводятся по подгруппам по 10-12  человек. Кружок «Родничок» посещают дети 3-7 лет:  второй младшей группы- два раза в месяц во вторую половину дня, средней группы - два раза в месяц во вторую половину дня; старшей группы - два раза в месяц во вторую половину дня; подготовительной группы -  во вторую половину дня.

Продолжительность занятий: 

во второй младшей группе – 15 минут

в средней группе - 20 минут

в старшей группе - 25 минут

в подготовительной группе - 30 минут

Срок реализации кружковой работы: 2014 – 2015 учебный год (сентябрь 2014 г. – май 2015 г.).

 Кружковое занятие проходит в музее «Народная изба»

   2. Формы и методы, используемые в работе по программе.

Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  1. Словесные методы:

  • рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  • вопросы, разъяснения,  заучивание потешек, прибауток, закличек;
  • использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • интеллектуальные и дидактические игры.

2. Наглядные методы:

  • использование экспонатов, подлинных вещей;
  • просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов  о русском быте.

  1. Практические методы:

  • использование русских народных песен и танцев;
  • проведение русских народных игр;
  • использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  • применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование

различных инструментов и материалов для изображения.

Формы работы с детьми:

• Беседы;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• Выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;

• Дидактические игры;

• Работа с различными художественными материалами;

• Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;

• Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;

• Использование народных игр, в том числе хороводов.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

1. Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).

2. Физическое развитие (комплекс активных игр).

3. Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).

4. Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений художественной литературы).

4.Предполагаемые результаты:

Старшая и подготовительная группы

  • Использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, корилок, образных выражений.
  • Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
  • Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
  • Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
  • Знание и умение  называть народных праздников  и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
  • Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
  • Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
  • Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
  • Имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
  • Умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек

Средняя и младшая группы

  • Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и с инициативы педагога использует их в речи.
  • Знает народные приметы.
  • Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие или с инициативы педагога.
  • Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснять правила к ним.
  • Различает Дымку, Хохлому. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью.

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:

1. Устный фольклор

Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

 

2.  Этнографические сведения

Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

3.    Игры

Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.

4. Фольклорный театр

Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.

4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».

5. Творческая мастерская «Виды декоративной росписи в технике  Папье -маше»

На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями  живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские  традиции  развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи.

В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.

III. Учебно-тематическое планирование.

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Родничок»

Младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Милости просим, гости дорогие»

 Первое посещение детьми «избы».    Знакомство с ее Хозяйкой

2

Ходит сон близ окон Колыбелька (люлька, зыбка).

Слушание колыбельных песен.

3

«Уж ты, Зимушка-Зима!»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

4

«Сундучок  Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

5

«Пришла, Коляда, отворяй ворота!»

Знакомство детей с Рождеством

6

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

7

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

8

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

9

«Половичку курочка венечком метёт»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

10

Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

11

«Нет милей дружка, чем родимая Матушка»

Этническая беседа «Моя любимая мама»

12

«Приди, Весна, с радостью»

Разучивание закличек «Весна, весна, красна»

13

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

Разучивание потешек про солнышко

14

«Сорока- белобока кашу варила»

Знакомство с предметом обихода -глиняным горшком.

15

«Кто в тереме живёт?»

Знакомство со сказкой теремок.

16

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русскими народными инструментами

17

Прощание с «Избой»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Прощение с Хозяйкой до осени.

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры 

«Родничок»

Средняя группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Милости просим, гости дорогие»

 Первое посещение детьми «избы».    Знакомство с ее Хозяйкой

2

Ходит сон близ окон Колыбелька (люлька, зыбка).

Слушание колыбельных песен.

3

«Уж ты, Зимушка-Зима!»

Знакомство со  спицами и вязанием на  них. Беседа о шерстяных изделиях, откуда берется шерсть. Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

4

«Сундучок  Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

5

«Пришла, Коляда, отворяй ворота!»

Знакомство детей с Рождеством. Разучивание калядок.

6

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем», «Подбери пару».

7

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

8

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

9

«Половичку курочка венечком метёт»

Разучивание потешки «Наша-то хозяюшка сметлива была»

10

Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

11

«Нет милей дружка, чем родимая Матушка»

Этническая беседа «Моя любимая мама»

12

«Приди, Весна, с радостью»

Разучивание закличек «Весна, весна, красна»

13

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

Разучивание потешек про солнышко

14

«Сорока- белобока кашу варила»

Знакомство с предметом обихода -глиняным горшком.

15

«Кто в тереме живёт?»

Знакомство со сказкой теремок.

16

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русскими народными инструментами

17

Прощание с «Избой»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Прощение с Хозяйкой до осени.

Тематический годовой план занятий кружка

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Родничок»

Старшая и подготовительная  группы

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

 «Что летом родиться – зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки  о лете. Загадки о летних явлениях

2

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ об осенних  приметах. Дидактическая игра «с какого дерева детки». Песенка –попевка «Восенушка – осень». Плетение из бересты (подг. возр.)

3

«Хлеб-всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе. Лепка хлебо-булочн. Изделий из соленого теста (для подг.возр. с усложнением)

4

«Золотая хохлома»

Рассматривание деревянной посуды. Рассказ о росписи Хохлома. Знакомство с элементами хохломской росписи. Игра на дер.ложках. Раскрашивание узоров (ст.возраст), рисование узоров (подг.возр.)

5

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина  по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики»

6

«Здравствуй, Зимушка – зима!»

Беседа о характерных признаках декабря с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз»

7

 «Незабудковая гжель»

Знакомство с росписью Гжель. Рассматривание глиняной расписной посуды. Прослушивание песен о гжели. Пластилинография «Узоры гжели» (ст.возраст), лепка из соленого теста и роспись (подг.возр.)

8

«Пришла Коляда – отворяй  ворота!»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. Пение колядок.

9

«Рождество»

Рассказ о рождении Христа. Изготовление Ангела.

10

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен. Изготовление куклы Масленицы (подг.возр.), солнца (старш. возр.)

11

«Как на Масленичной неделе…»

Знакомство с традициями и образами Масленицы. Выпечка блинов.

12

Знакомство с народной игрушкой

Рассматривание народных игрушек. Прослушивание колыбельных. Изготовление тряпичных кукол.

13

«Нет милее дружка, чем родимая Матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

14

«Вербное воскресенье»

Знакомство с традициями празднования Пасхи. Поделки «Вербная веточка»

15

«Пасха»

Традиционные Пасхальные игры. Окрашивание Пасхальных яиц различными способами.

16

«Шутки смешить  - людей насмешить»

Знакомство  с потешным фольклором. Изготовление шумелок.

17

Прощание с избой.

Словесные народные игры. Выпекание пирога и пение частушек.

          

I V.Список использованных источников

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 3.

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

7. Медведева М.М. Русские народные игры-хороводы.

8. Медведева М.Р. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошкольного возраста.

9. Науменко Г.М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому развитию детей

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.зав. по УВР ГБДОУ №8 

Пушкинского района  С-Пб

__________   /С.Ю.Трушенко./

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий ГБДОУ № 8

Пушкинского района  С-Пб

__________/ И.Н. Никифорова/

         Приказ № ___ от «____» ________201  г.

ПЛАН РАБОТЫ МИНИ – МУЗЕЯ «РУССКАЯ ИЗБА»

Тематический план

Дети от 3-4 лет

тема

часы

ответственный

1

сентябрь

Что такое музей?

15 мин

Руководитель м.м.

2

октябрь

Добрая изба

15 мин

Руководитель м.м.

3

ноябрь

Печка – хозяйка.

15 мин

Руководитель м.м.

4

декабрь

Хозяйкины помощники

15 мин

Руководитель м.м.

5

январь

К нам гости пришли

15 мин

Воспитатель группы

6

февраль

Кот Пушок на печурке греется

15 мин

Воспитатель группы

7

март

Куклы в народном сарафане

15 мин

Руководитель м.м.

8

апрель

Волшебная прялица

15 мин

Руководитель м.м.

9

май

Как у наших у ворт

15 мин

Воспитатель группы

10

июнь

День рождения березки (троица – семик)

20 мин

Руководитель м.м.

Воспитатель группы

11

июль

Уж как я –ль мою коровушку люблю

20мин

Руководитель м.м.

Воспитатель группы

12

август

Во саду ли, в огороде

20 мин

Руководитель м.м.

Воспитатель группы 

Дети от 4-5 лет

месяц

тема

часы

Ответственный

1

сентябрь

В гостях у хозяюшки

20 мин

Руководитель м.м.

2

октябрь

Мир старинных вещей

20 мин

Руководитель м.м.

3

ноябрь

Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)

20 мин

Руководитель м.м.

4

декабрь

Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)

20 мин

Руководитель м.м.

5

январь

Как ходила коляда

20 мин

Руководитель м.м.

воспитатель группы

6

февраль

Посудочка хороша! (мир народной посуды)

20 мин

Руководитель м.м.

7

март

Куклы в народных костюмах (Московская, Вепская)

20 мин

Руководитель м.м.

8

апрель

Сороки (Герасим Грачевник)

20 мин

Руководитель м.м.

воспитатель группы

9

май

От лучинки до электричества

25 мин

Руководитель м.м.

10

июнь

Пастух – пастушок, пастух миленький дружок (старинные крестьянские профессии)

25 мин

Руководитель м.м.

воспитатель группы

11

июль

У нашего крыльца нет веселию конца

25 мин

Руководитель м.м.

воспитатель группы

12

август

Яблонька – именинница (яблочный спас)

25 мин

Руководитель м.м.

воспитатель группы

 

Тематический годовой план занятий кружка

по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Знакомство  детей с народными календарно-обрядовыми праздниками

Тема занятия

Содержание

Возрастная группа

Зимние Святки

Рассказ о зимних праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

Средняя, старшая

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями

Занятие1. Рассказ о рождественских песнях – колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка»

 

Занятие 2. Рассказ об обычае на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок. Проведение русской народной игры «Прялица»

 

Занятие 3. Рассказ о новогодних песнях – «овсенях»

Старшая

«Пришла Коляда -отворяй ворота»

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок.  Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»

Средняя, старшая

Масленица

Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»

Средняя, старшая

Знакомство  детей с масленичными песнями

Занятие 1. Рассказ о праздновании первых  двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни.

 

Занятие 2. Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Пение песен этих дней. Проведение русских народных игр «Горелки», «Гори, гори ясно»

Средняя, старшая

«Алексей -  с гор потоки»

Рассказ о празднике «Алексей -  с гор потоки». Проведение русских народных игр «Гуськи», «Ручеек», «Кораблики». Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

Старшая

 

«Вербное воскресенье»

Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Заря - зарница». Представление кукольного спектакля «Петрушка и солдат». Исполнение песенки «Солнышко»

Средняя, старшая

Пасха

Занятие 1. Рассказ о праздновании Пасхи. Пение пасхальных песен этих дней. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко»

 

Занятие 2. Рассказ о традиции  обмениваться яйцами на Пасху, о значении этого действа, о праздновании последнего дня пасхальной недели _ Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица»

Средняя, старшая

Троица

Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления», «проводов русалок». Проведение русской народной игры «Венок», «В кресты»,  хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»

Средняя, старшая

Семенов день

Рассказ о праздновании Семенова дня, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Муха «Карусель». Исполнение песни «Комарочек»

Старшая

 

Покров

Рассказ о празднике Покров, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила»

Средняя, старшая

«Кузьминки  - об осени поминки»

Рассказ о народных обычаях и приметах, связанных с  днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.

Средняя, старшая

 Тематическое планирование. Средняя группа 4-5 лет.

Тема НОД, содержание

1 Милости просим, гости дорогие. Первое посещение детьми «Русской избы». Знакомство с Хозяйкой.

2 Чудесный сундучок. Сундучком со сказками.

3 Сорока-белобока кашу варила. Предмет обихода – глиняный горшок (крынка)

4 Сошью Маше сарафан. (интегрированное) Женская русская народная одежда сарафан.

Аппликация «Украшение сарафана».

5 Золотое веретено. Предмет обихода – прялка и веретено.

6 Волшебные спицы (интегрированное) Спицами и вязанием на них.

Аппликация с использованием разных материалов «Красивые носочки и варежки»

7 Лисичка со скалочкой Предмет обихода – скалкой. Сказка «Лисичка со скалочкой»

8 Сундучок Деда Мороза Беседа подарки деда Мороза. Заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

9 Ходит сон близ окон Колыбелька (люлька, зыбка). Слушание колыбельных песен.

10 Кто же в гости к нам пришел? Домовенком Кузей. Игра «Аюшки».

11 Веселые ложки

(интегрированное) Предмет обихода – деревянная ложка. Аппликация «Ложки для домовенка»

12 Русская балалайка Народный инструмент балалайка. Пословицы и поговорки о балалайке.

13 При солнышке – тепло, при матушке – добро (интегрированное) Беседа о маме.

Аппликация «Подарок для мамы»

14 Пришла весна! (интегрированное) Заклички о весне. Коллективная аппликация из лоскутков «Пришла весна»

15 Шутку шутить – людей насмешить Потешным фольклор - дразнилки, скороговорки.

16 Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча Печь, чугунок, ухват, кочерга.

17 Хозяйкины помощники Предметы обихода – коромысло, ведра, корытом, стиральная доска.

18 Чудесный сундучок Подарки из сундучка. Прощальное чаепитие.

Тематическое планирование. Старшая группа 5-6 лет.

Тема НОД, содержание

1 Что летом родится, - зимой пригодится Загадки об овощах и фруктах.

Дидактическая игра «Урожай»

2 Хлеб – всему голова Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел? »

Старинные орудия труда – цеп и серп.

Пословицы и поговорки о хлебе.

3 Гончарные мастеровые Рассказ о гончарном промысле.

4 Гончарные мастеровые (интегрированное) Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин». Роспись кувшинчиков.

5 Женские головные уборы Традиционные женские головные уборы.

6 Русские узоры

(интегрированное) Аппликация с использованием разных материалов «Кокошник»

7 Здравствуй, зимушка - зима Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих поговорок, пословиц. Закличка «Ты Мороз, Мороз, Мороз»

8 Проказы старухи зимы.Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

9 Лиса-обманщица Викторина по сказкам.

10 Сказка для Кузи Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

11 Путешествие в прошлое лампочки Старинные источники света (свеча, лампа, лучина)

12 Ой, ты Масленица! Рассказ о Масленице. Обрядовые песнопения.

13 Нет милее дружка, чем родимая матушка (интегрированное) Беседа о маме.

Подарок маме.

14 Тульский печатный пряник История русского пряника

15 Креативное рукоделие (интегрированное) Изделия связанные крючком. Художественный труд «Кружево» (манная крупа)

16 Красная горка Пасхальные гуляния. Частушка.

17 Победа в воздухе не вьется, а руками достается Войны – защитники Отечества.

18 Чудесный сундучок Подарки из сундучка. Прощальное чаепитие.

Тематическое планирование. Подготовительная группа 6-7лет.

Тема НОД, содержание

1 Что летом родится, - зимой пригодится Беседа о лете.

2 Восенушка-осень – сноп последний косим. Первый осенний месяц, его приметы и особенности.

3 К худой голове своего ума не приставишь Беседа об уме и глупости.

Словесная игра «Филя и Уля»

4 Хлеб – всему голова Старинные способы уборки хлеба. Жернова.

5 Домотканые половики Домотканые половики и техника их изготовления.

6 Октябрь-грязник – ни колеса, ни полоза не любит Характерные приметы октября. Народный праздник Покров.

7 Злое истребление (интегрированное) Монголо-татарское нашествие.

Старинное оружие.

8 Поэзия народного костюма Народный русский костюм.

9 Березовая карусель Русские народные подвижные игры

10 Женские головные уборы Традиционные женские головные уборы

11 Синичкин день Заключительная беседа об осени. Праздники Синичкин день и Кузьминки

12 Русские узоры

(интегрированное) Бисероплетение

13 Зима - не лето, - в шубу одето Характерные особенности зимы. Русская народная песенка «Как на тоненький ледок»

14 Пришел мороз – береги ухо и нос Сказка В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

15 Сказочные фигурки (интегрированное) Дымковская роспись.

16 Сказки из сундучка Снегурочка – внучка Деда Мороза

17 Зимние узоры. Вологодское кружево.

18 Креативное рукоделие Цепочка из воздушных петель.

19 Креативное рукоделие Снежинки своими руками.

20 Березовая карусель Русские народные подвижные игры

21 Волшебная птица (интегрированное) Русская вышивка.

22 На героях и слава держится Русские богатыри

23 Дело мастера боится Сказка «Семь Симеонов» Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы».

24 Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! Беседа о Масленице. Пение песен и частушек.

25 Сердце матери лучше солнца греет (интегрированное) Этическая беседа о маме.

Изготовление поделок в подарок маме.

26 Грач на горе – весна на дворе Русские обычаи встречи весны.

27 Народная игрушка (интегрированное) Русская матрешка.

28 Шутку шутить – людей насмешить Народный юмор (докучные сказки, скороговорки, дразнилки) .

Словесная игра «Путаница»

29 Березовая карусель Русские народные подвижные игры

30 Путешествие на златогривой чудо-тройке. Русское народное декоративно-прикладное творчество. Мастера Палеха.

31 Красная горка (интегрированное) Пасха, Пасхальные писанки.

32 Апрель ленивого не любит, проворного голубит Весенние полевые работы.

33 Победа в воздухе не вьется, а руками достается Войны – защитники Отечества.

Слушание патриотических песен.

34 Литературная викторина Литературная викторина. Игра-драматизация.

35 Пыхчу, пыхчу – чаем напоить хочу Русский самовар и чаепитие на Руси

36 Прощание с «Русской избой» Заключительная беседа о русской избе. Коллективное панно из лоскутков.

Литература:

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.

2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

3. Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. - № 3.

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Дошкольное воспитание: научно-методический журнал - 2010. - № 4.

6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

 

 I. Пояснительная записка.

 Основными источниками при разработке рабочей программы стали  следующие материалы:

- Программа О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

-Программа  Т.А. Будариной  «Русское народное творчество»;

-Методическая разработка  В.М. Василенко «Народное искусство»;

-Методическое пособие Л.Н. Молотовой  «Русский народный костюм»;

-Методическое пособие А.Ф. Некрылова «Круглый год» (Русский земледельческий календарь).

Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный  программой,  распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное  содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.

Актуальность разработки программы.

Народная культура- это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие , нравственные  и этические  ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

 Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери  этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация , при которой  мы можем через некоторое время лишить  современное и последующее поколение ценнейшего  достояния региональной  народной художественной  культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями  и творческим опытом прошлых поколений.

Традиционная празднично-обрядовая культура представляет  поистине уникальные возможности для ее реализации.  Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание  гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства  своего народа, освоения народной культуры.

III.Цель программы.

Задачи:

-формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

-развивать способность анализировать , воспринимать произведения русского фольклора. Учить выражать , обогащать словарный запас.

-развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, духовною , народной музыке;

-прививать трудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые приручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности;

-создавать условия для восприятия целостной картины мира, осознание своей этнической принадлежности, воспитание толерантности;

В основы программы положены следующие принципы:

-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания. Тематики занятий, задач воспитания и обучения;

-принцип комфортности образовательной среды;

-уважение личности   каждого ребенка;

-принцип отбора содержания учебного материала.

Принципы организации совместной деятельности воспитателя и детей:

-желание ребенка посещать занятия кружка;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-наглядность, доступность и мера;

-систематичности и последовательности.

Основные характеристики деятельности:

Изложение материала рассчитано на 3 года.

Работа рассчитана на три возрастные группы:

- с 3до 4 лет;  - с4до 5 лет ;- с5до7лет.

В 1-й год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете.

2-й год проводится работа  по закреплению имеющихся знаний.

3-й год –обобщение и систематизация полученной информации.

Приоритетами данной программы стали:

-окружающие предметы, которые пробуждают душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям понять, что они часть великого народа;

-необходимо широко использовать  все виды народного фольклора;

-приобщение детей к народной культуре через  народные праздник и традиции;

-важно познакомить детей с народным прикладным искусством, зодчеством и архитектурой. Особое внимание уделить знакомству с декоративной народной росписью, т.к роспись способна  увлечь ребенка своей гармонией, ритмом, наивностью, что так близко к детскому мироощущению.

 

Тематический годовой план занятий кружка

по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«Русское народное творчество»

Младшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

«Милости просим, гости дорогие»

Первое посещение детьми «избы». Знакомство с ее Хозяйкой

2

«Во саду ли, в  огороде»

Знакомство с огородом детского сада

3

« Репка»

Инсценирование сказки «Репка»

4

«Чудесный сундучок»

Знакомство с сундучком, в котором живут загадки. Загадывание загадок об овощах.

5

«Водичка, водичка, умой мое личико»

Знакомство детей с рукомойником. Разучивание потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»

6

«Колобок»

Инсценирование сказки «Колобок»

7

«Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча»

Знакомство с печью, чугунком, ухватом, кочергой.

8

«Фока воду кипятит и как зеркало блестит»

Знакомство детей с самоваром. Дидактическая игра «Напоим куклу чаем»

9

«Сорока-белобока кашу варила»

Знакомство с предметом обихода – глиняным горшком

10

«Уж ты, Зимушка-Зима!»

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

11

«Сундучок  Деда Мороза»

Загадывание загадок о зиме, о зимней одежде.

12

«Пришла, Коляда, отворяй ворота!»

Знакомство детей с Рождеством

13

«Хозяйкины помощники!»

Знакомство детей с  предметами обихода -  коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской.

14

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство детей с Масленицей

15

«Нет милей дружка, чем родимая Матушка»

Этническая беседа «Моя любимая мама»

16

«Приди, Весна, с радостью»

Разучивание закличек «Весна, весна, красна»

17

«Здравствуй, солнышко-колоколнышко!»

Разучивание потешек про солнышко

18

«Трень-брень, гусельки»

Знакомство с русскими народными инструментами

19

Прощание с «Избой»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Прощение с Хозяйкой до осени.

 

Тематический годовой план занятий кружка

по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Средняя группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

 «Во саду ли, в  огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и  огороде». Загадывание загадок об овощах и фруктах

2

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

3

Коровушка и бычок

Знакомство детей с домашними животными – коровой и быком. Разучивание потешек про корову и быка.

4

«Бычок-черный бочок»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца»

5

«Приглашаем в гости к нам»

игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям»

6

«Сошью Маше сарафан»

Знакомство с женской русской народной одеждой

7

«Волшебные спицы»

Знакомство со  спицами и вязанием на  них. Беседа о шерстяных изделиях, откуда берется шерсть.

8

«Золотое веретено»

. Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

9

«Петушок – золотой гребешок»

Упражнение в вежливом обращении к гостье. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

10

«Чудесный мешочек»

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Кто спрятался?». Повторение потешек и попевок о домашних животных.

11

 «Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Загадки о  зиме. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок»

12

«Зимовье зверей»

Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».  Повторение песенки «Как на тоненький ледок»

13

«Одень зверей»

Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ «Зимовье зверей».

14

«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с традициями празднования Нового года. Разучивание колядки «Щедровичка»

15

«Сундучок Деда Мороза»

Беседа «Подарки Деда Мороза» Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос»

16

Русская балалайка

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке

17

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода  -деревянными ложками. 

18

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

19

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ сказки

20

«Лисичка сестричка и серый волк»

Настольный театр «Лисичка сестричка и серый волк»

21

«Кто же в гости к нам пришел!»

 Знакомство с Домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

22

«Масленица, дорогая – наша гостьюшка годовая»

Знакомство с традициями празднования масленицы. Закличка «Блины».

23

«При солнышке тепло, при матери –добро»

Беседа о маме с включением пословиц и поговорок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение «О маме»

24

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заклички о весне.

25

«Пришла весна»

Загадывание загадок о весне. Заклички о весне. Коллективная аппликация «Пришла весна»

26

«Шутки шутить – людей смешить»

Знакомство с потешным фольклором. Дразнилки. Скороговорки.

27

«Небылица – небывальщина»

Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.

28

«Волшебная палочка»

Узнавание  знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям , предметам.

29

Времена года

Рассказ о временах года с использованием  загадок. Заклички, песенки о временах года.

30

Прощание с «Избой»

Знакомство детей с новой сказкой по выбору Хозяюшки. Прощальное чаепитие.

Тематический годовой план занятий кружка

по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Старшая группа

Номер занятия

Тема занятия

Содержание

1

 «Что летом родиться – зимой пригодится»

Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки  о лете. Загадки о летних явлениях

2

«Гуляй, да присматривайся»

Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «с какого дерева детки». Песенка –попевка «Восенушка – осень»

3

«Хлеб-всему голова»

Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе.

4

«Октябрь пахнет капустой»

Беседа о характерных явлениях октября, народных обычаях и праздниках. (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода  -деревянным корытцем, тяпкой. Песенка – попевка «Восенушка – осень»

5

«Зайчишка  - трусишка»

Знакомство со сказкой «Заяц –хваста» . Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка»

6

«У страза глаза велики»

Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики»

7

«Друг за дружку держаться   - ничего не бояться»

Знакомство со сказкой  «Крылатый, мохнатый да масляный»

8

«Знаешь ли ты сказки?»

Литературная викторина  по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики»

9

«Что нам осень принесла?»

Беседа об осени с использованием соответствующих  народных примет, песенок, загадок, пословиц.

10

«Здравствуй, Зимушка –зима!»

Беседа о характерных признаках декабря с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз»

11

«Проказы старухи зимы»

Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы»

12

«Пришла Коляда – отворяй ворота!»

Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок.

13

«С Новым годом со всем родом»

Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

14

«Хорош город Городец»

Рассказ о городе Городце и городецкой  росписи. Пение частушек.

15

Городецкая роспись

Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.

16

«Гуляй, да присматривайся»

Беседа о характерных особенностях января и февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза»

17

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки»

18

Письмо Нафане

Составление детьми письма Нафане  - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице.

19

«Ой ты, Масленица!»

Рассказ о мсаленице. Пение обрядовых песен.

20

«Гуляй, да присматривайся»

Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».  Словесное упражнение «Какие краски для чего нужны весне»

21

«Нет милее дружка, чем родимая Матушка»

Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

22

«Шутки смешить  - людей насмешить»

Знакомство  с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадки о весенних явлениях.

23

«Небылица в лицах, небывальщина»

Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

24

«Красная горка»

Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

25

«Апрель ленивого не любит, проворного голубит»

Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян.

26

«Весна красна цветами»

Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»

27

«Победа в воздухе не вьется, а руками достается»

Рассказ о воинах –защитниках Отечества. Знакомство со сказкой  «Каша из топора»

28

Прощание с избой.

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Выпекание пирога и пение частушек.

          

Тематический годовой план занятий кружка

по дополнительному образованию детей дошкольного возраста по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Знакомство  детей с народными календарно-обрядовыми праздниками

Тема занятия

Содержание

Возрастная группа

Зимние Святки

Рассказ о зимних праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год)

Средняя, старшая

Знакомство детей с рождественскими колядками и новогодними песнями

Занятие1. Рассказ о рождественских песнях – колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка»

 

Занятие 2. Рассказ об обычае на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок. Проведение русской народной игры «Прялица»

 

Занятие 3. Рассказ о новогодних песнях – «овсенях»

Старшая

«Пришла Коляда -отворяй ворота»

Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок.  Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник»

Средняя, старшая

Масленица

Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно»

Средняя, старшая

Знакомство  детей с масленичными песнями

Занятие 1. Рассказ о праздновании первых  двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни.

 

Занятие 2. Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Пение песен этих дней. Проведение русских народных игр «Горелки», «Гори, гори ясно»

Средняя, старшая

«Алексей -  с гор потоки»

Рассказ о празднике «Алексей -  с гор потоки». Проведение русских народных игр «Гуськи», «Ручеек», «Кораблики». Рассказывание докучных сказок, дразнилок.

Старшая

 

«Вербное воскресенье»

Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Заря - зарница». Представление кукольного спектакля «Петрушка и солдат». Исполнение песенки «Солнышко»

Средняя, старшая

Пасха

Занятие 1. Рассказ о праздновании Пасхи. Пение пасхальных песен этих дней. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко»

 

Занятие 2. Рассказ о традиции  обмениваться яйцами на Пасху, о значении этого действа, о праздновании последнего дня пасхальной недели _ Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица»

Средняя, старшая

Троица

Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления», «проводов русалок». Проведение русской народной игры «Венок», «В кресты»,  хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька»

Средняя, старшая

Семенов день

Рассказ о праздновании Семенова дня, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Муха «Карусель». Исполнение песни «Комарочек»

Старшая

 

Покров

Рассказ о празднике Покров, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила»

Средняя, старшая

«Кузьминки  - об осени поминки»

Рассказ о народных обычаях и приметах, связанных с  днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок.

Средняя, старшая

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением деятельности   по физическому развитию детей  

Пушкинского района  Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

протокол №___ от «___» _____ 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий ГБДОУ № 8

Пушкинского района  С-Пб

__________ Никифорова И.Н.

Приказ № ___

от «____» ____________2015

Дни недели

Группа

Время

Ответственный

1 и 3 понедельник каждого месяца

«Фантазеры»

15-00 – 15-30

Уколова Наталья Владимровна

1 и 3 четверг каждого месяца

«Солнечные лучики»

15-00 – 15-30

Уколова Наталья Владимровна

1 и 3 четверг  каждого месяца

«Почемучки»

15-00 – 15-30

Платонова Анастасия Николаевна

1 и 3 пятница  каждого месяца

«Нескучайки»

15-00 – 15-30

Платонова Анастасия Николаевна

1 и 3 среда каждого месяца

«Теремок»

16-00 – 16-20

Вороненко Елена Николаевна

1 и 3 среда каждого месяца

«Пчелки»

16-25 – 16-45

Вороненко Елена Николаевна

1 и 3 среда каждого месяца

«Солнечные лучики»

16-50 – 17-10

Вороненко Елена Николаевна

2 и 4 среда каждого месяца

«Осьминожки»

16-00 – 16-20

Балабуха Виктория Леонидовна

2 и 4 среда каждого месяца

«Винни Пух»

16-25 – 16-45

Балабуха Виктория Леонидовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Методическая разработка по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Методический материал по созданию лэпбука "Русская народная культура и быт".Презентация....

Методическая разработка занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры

Формировать нравственно – патриотические чувства через приобщение детей к истокам русской народной культуры....

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...

Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»

Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...

Методическая разработка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Методическая разработка по художественному-эстетическому направлению "Приобщение детей к истокам русской культуры". с целью ознакомление и приобщение детей к духовно-нравственным ...

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы Тема: « Народные промыслы России»

Конспект развлечения по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры» в рамках ежегодного Фестиваля народной культуры для подготовительной группы   Тема: « Народны...