Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"
учебно-методический материал

Суворова Юлия Николаевна

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается детьми с удовольствием, легко. Во многих жанрах народного творчества имеется игровое творческое начало. Также, русское народное творчество сохранило особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности:  представления о добре и зле, правде, красоте, уважительному отношению к труду. 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС

Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является ознакомление детей с народными традициями и народной культурой. А глядя на современных детей, вообще стоит задуматься над тем, как сохранить духовность, выбрать нужные ориентиры, научить их любить Родину – такую, какая она есть. Ведь любить можно  только то, что знаешь, чувствуешь, понимаешь.

В наших группах дошкольного образования  создана неплохая база, способствующая решению задач в этом направлении.

Оформлены уголки народного творчества, создан уголок русской избы, где хранится и бутафория и подлинные вещи, которыми в старину пользовались наши предки. Для театрализованных представлений подобраны русские народные костюмы и для детей и для взрослых, музыкальные инструменты и игрушки, созданы ростовые куклы.

Наша гордость это тематические интегрированные занятия и совместные с родителями праздники «Осенние посиделки», «Масленица», в которых нет зрителей и исполнителей: зритель в любой момент может стать активным участником действия, что присуще русским традициям. Также хочется отметить, что наши дошкольники всегда желанные гости на школьных мероприятиях.   И номера, зачастую все связаны так или иначе с фольклором. Ну а их вступления это заключительный аккорд, итог совместной деятельности взрослого и детей. При подготовке домашнего задания, мы просмотрели всю видеотеку и остановились на следующих номерах. (из последнего)В качестве основных средств воспитания используются все компоненты  народной культуры: песни, частушки, пословицы и поговорки, народные игры, и конечно сказки.

Использование русской сказки  в дошкольной педагогике очень трудно переоценить. Он действительно огромен. При помощи сказки мы учим, воспитываем, совершенствуем. Будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), она также решает, или точнее помогает решать различные  задачи. Добро всегда побеждает зло. Высмеиваются лентяи  и лежебоки, запоминаются положительные образы, сильные духом, добрые и благородные.  Также представлено множество деталей русского старинного быта, характеризующих национальное своеобразие.

Одной из современных технологий, способных реализовать задачи, связанные с формированием интереса к русским сказкам и былинам, а также закреплением определенных знаний в этой области, является создание лэпбука. Лэпбук – самодельная книга, в которой собраны материалы по изучаемой теме в виде игр и развивающих заданий. Практическая значимость лэпбука:

Возможность заменить непосредственно-образовательную деятельность на самостоятельную, игровую в более расширенной форме.

Эффективный способ повторения пройденного материала: ребенок не только играет в свое удовольствие, но и в то же время закрепляет лексическую тему.

Этот лэпбук последнее время  любимая книга детей, т. к. она действительно сказочная и даже немного интересней.  Страницы предназначены и для детей младшего дошкольного возраста,  и  для старшего. Некоторые из них оформлялись старшими дошкольниками под руководством воспитателей. Вообще, когда только начинаешь работу над лэпбуком, сразу появляются 1000 идей  на другие темы. Кстати, тема сегодняшнего методического объединения достаточно широкая могла бы интересно раскрыться в такой интерактивной папке как лэпбук.

В нашем сказочном лэпбуке сказку можно потрогать, благодаря тактильным страничкам,  прочитать, раскрасить, нарисовать, сложить. В нее можно поиграть. Ну и, наконец, самое интересное и для детей, и для нас, когда один из героев сказки оживает. Он может ожить после сна, перед едой с какими-либо пожеланиями или трапезными речевками. Оживает на занятиях или просто, когда все хорошо себя ведут.  Ну и, конечно, на праздниках. Зачастую, во время праздников и развлечений детям помогают положительные герои сказок, но вот после одной замечательной методики из серии ТРИЗ, мы на новогоднем празднике решили попросить помощи  у Змея Горыныча и использовать его силу и умения для благого дела, в частности отогреть сугроб с подарками. До встречи с ним, мы со старшими дошкольниками обсудили его поведенческие проблемы и пришли к выводу, что, по сути, Горыныч хотел выделиться, поэтому и вел себя таким образом. Ценность воспитания через народные традиции  и фольклор  - огромна. В них и сезонный труд наших предков, в них и неиссякаемый оптимизм, мировоззрение  русских людей и конечно же, народная мудрость. Благодаря фольклору. мы приобщаем дошкольников к народным ценностям в доступных формах, создаем яркие образы. А в итоге – у детей детство с красотой, неподдельным весельем, положительным эмоциональным фоном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Доклад об ознакомлении детей с русским народным декоративно - прикладным искусством. Поэтапное знакомство с каждой росписью и ее основными элементами и характерными особенностями....

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност

Перспективный план реализации парциальной программыО.Л.Князевой, М. Д. Маханевой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»в старше - подготовительной группена 2019-2020 учебный...

Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....

Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры по средствам изобразительной деятельности »

Доклад на методическое объединение на тему :" Приобщение детей к истокам народной культуры по средствам изобразительной деятельности"....

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...