Профилактика жестокого обращения
консультация

Куртямова Марина Иосифовна

Профилактика жестокого обращения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya_s_detmi.docx15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика жестокого обращения с детьми

   Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс (социальный педагог) и педагог-психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны все педагоги в учреждении.

При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия.

Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.

Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия, сексуального насилия над детьми или принимать форму пренебрежения потребностями ребенка.

          Профилактику можно разделить на несколько этапов.

1 этап. Диагностика.

1. На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.


К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные. Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, повышенный интерес к сексуальной сфере).


2. Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.


3. Анализ взаимоотношений в группе. Задача – выявить дошкольников, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе наблюдения, бесед, диагностики.

2 этап. Коррекция.

1. Работа с педагогами, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.


2. 
Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме собраний, бесед, дискуссий.

3. Работа с дошкольниками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением.


3 этап. Профилактика.

1. Проведение разъяснительной работы с педагогамидетьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми. Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, угрозы о причинении физического вреда.


2. 
Сбор информации. Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.


3. 
Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении. Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:


- Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?


- Безопасно ли ребенку оставаться в семье?


4.
 Защита пострадавшего ребенка.


5.
 Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми. Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий (единый общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122), телефон городской службы социальной защиты и т.д.)


6. Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.

Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?

1. Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.


2. Ребенок становится жестоким.


3. Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших.

4. Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома.


5. Не доверяет взрослым.


6. Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет).

Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?

1. Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи.  Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние. Если ребенку дают какое-то поручение, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).


2. Выбирать методы реабилитации, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.


3. Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.


4. Часто адаптация ребенка в коллективе зависит от вещей, которые несложно скорректировать. Возможно, достаточно проследить за тем, чтобы ребенок был чисто и опрятно одет. Наладив процесс коммуникации со сверстниками поможет изменить поведение самого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика жестокого обращения с ребёнком в рамках занятий родительского клуба «Мы вместе - мы рядом»

В данной статье предсталены теоретический обзор материалов по формам жестокого обращения с ребёнком, а также практические методы по профилактике и выявлению вышеуказанного асоциального явления....

План мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми

Данный материал содержит план мероприятий по профилактике жестого обращения по всем возрастным группам, разработанный на год....

Программа "Мы - вместе, мы - рядом". Профилактика жестокого обращения с детьми.

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в  процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находит...

Презентация "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми"

Агитационные плакаты педагогам и родителям "Детство без насилия"....

Программа профилактики жестокого обращения с несовершеннолетними детьми в семье

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми  в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение  прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на...

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми  в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение  прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на...

Социально Педагогическая профилактика жестокого обращения в семье.

В большинстве случаев насилие в семье происходит «за закрытыми дверями» и без свидетелей. Часто жертва и насильник живут вместе, и подавать заявление о случаях насилия, а тем более собирать доказатель...