Выступление на общем родительском собрании.
консультация

Пожидаева Ольга Николаевна

Выступление на общем родительском собрании. Групповая форма. Сроки проведения: в течение года.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки являются традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать на актуальную тему по воспитанию детей.

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но самое трудное. 

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskoe_prosveshchenie.docx295.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пожидаева О.Н.

Психологическое просвещение.

Выступление на общем родительском собрании. Групповая форма. Сроки проведения: в течение года.

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность, папки-передвижки являются традиционной, но она необходима для работы с родителями, потому что часто у педагога нет возможности подойти и побеседовать на актуальную тему по воспитанию детей.

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но самое трудное.

Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как это делают другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Семейный праздник

Тема: Страна Семейная

Цель: создать благоприятный психологический климат для взаимодействия с семьями воспитанников, установления доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство; активизировать совместные действия детей и взрослых на празднике.

Материал: музыкальный и литературный материал; атрибуты необходимые для конкурсной программы.

Подготовка и проведение семейного праздника

Краткое содержание плана праздника

Взаимодействие с воспитывающими взрослыми (информация)

Приглашение семей на встречу с педагогами (психологом, воспитателями, музыкальным руководителем) по поводу их участия в празднике вместе с детьми.

Проектирование семейного праздника

Составление сценария праздника; распределение ролей, костюмов для детей и взрослых; подбор необходимого музыкального репертуара

Начало праздника (сюрпризный момент)

Психолог приглашает всех на праздник и предлагает принять участие в конкурсной программе. Конкурс начинается.

Основная часть (реализация семейного праздника)

Семейные конкурсы.

«разминка – гимнастика для ума». Продолжить пословицу про семью.

«Найди ребенка по ладошке». Мамы должны с закрытыми глазами найти своего ребенка по ладошке.

«Золотые ручки». Родители должны из платка6 шарфика, бантов сделать наряд ребенку.

«кто быстрее запеленает куклу».

«накорми ребенка». Родители с завязанными глазами сидят на стуле и кормят с ложечки ребенка фруктовым салатом.

«Мозговой штурм». Родителям  и детям предлагается принять участие в «мозговом штурме». Психолог поясняет, что в Стране Семейная есть мостик вопросов, по которому надо перейти, ответив на вопрос – «Что такое семья?». Цель «мозгового штурма» определить смысл термина «семья». Составляется два списка (детей и родителей). Обсуждение списков «семья» детей и родителей.

Арт-терапевтическое упражнение. «Из каждой поездки туристы привозят различные сувениры», психолог предлагает участникам зайти в лавку сувениров и «приобрести» в ней себе на память- чайник. Психолог поясняет, что в большинстве домов любимое место кухня и члены семьи любят собираться вместе и пить чай.

Арт-терапевтическое упражнение «Совместное раскрашивание чайников»: дети с родителями вместе раскрашивают чайник, можно предложить выполнить данное упражнение одним карандашом или мелком.

Заключительная часть (рефлексия)

Всех приглашают на чаепитие. После проведения семейного праздника организовать совместный просмотр видеозаписи праздников в группах педагогов, родителей и детей с последующим анализом и оценкой успехов и неудач.

Литература

  • Корчаловская, Н.В. Праздник в детском саду (сценарии детских праздников)/ Н.В. Корчаловская, Г. Д. Посевина. -Ростов н/Д: Феникс, 200.-576 с.

Родительские собрания

Цель: установление доверительных отношений с родителями. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье. Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

Сроки: собрания проводятся 1 раз в квартал по мере необходимости.

Их тематика соответствует возрастным особенностям детей, годовым задачам, запросам родителей.

Темы собраний в течение года могут изменяться в зависимости от запроса родителей или какой-либо внезапно сложившейся ситуации, требующей незамедлительного решения. Психологом определяется тематика, выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а также с учетом данных о семьях воспитанников.

Выясняется мнение родителей о пользе проведенной встречи, устном опросе, путем анкетирования и др.

Родительское собрание. Тема «Каждый ребенок и взрослый – индивидуальность».

Цель – результат: создать благоприятные  условия для взаимодействия с семьями воспитанников; осознание разницы между миром ребёнка  и взрослого (особенности восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации), приобретение навыков анализа поведения ребёнка, ознакомление участников с основными правилами работы, содействие процессу самопознания членов группы и работе над продуктивным стилем общения, самораскрытием и открытием в себе сторон для взаимодействия; способствование пониманию того, что каждый ребёнок индивидуален.

План собрания- встречи

Краткое содержание этапов собрания - встречи

Светофор приветствия

В начале собрания-встречи психолог использует метод «Светофор приветствия». Участники хаотично передвигаются по помещению. Ведущий держит три «кружка светофора» (красный, жёлтый, зелёный), вырезанные из цветного картона. Поднимает «кружок светофора» определённого цвета: каждый участник встречи должен поздороваться как можно с большим количеством играющих. Здороваться надо разными способами. Варианты сигналов: красный кружок-и пожать руку, зелёный кружок-погладить по плечу партнёра, жёлтый кружок – «поздороваться» локтями. Во время выполнения данного упражнения вводится запрет на разговоры. Далее происходит знакомство друг с другом родителей группы, формирование навыков самоанализа. Можно использовать метод «Незаконченное предложение».

Связующая нить

Далее педагог использует метод «Связующая нить» для активизации, создания позитивного настроя и сплочённости группы. Участники, передавая клубок, продолжают фразу: «Я стремлюсь к…». Можно использовать метод «Хорошо или плохо! Родители и дети по очереди заканчивают предложения: «Быть родителем хорошо, потому что…», «Быть ребёнком хорошо, потому что…»

Моё отношение

Педагог делит группу на две части: родители и дети, затем в течение 5 минут предлагает обсудить следующие вопросы:

Родителям: «Что вас радует в поведении ребёнка? Что вас огорчает в поведении ребёнка?»

Детям: «Что вас радует в ваших родителях? Что вас огорчает в ваших родителях?»

Основной принцип воспитания

Размышления воспитывающих взрослых о принципах, правилах воспитания детей. Педагог предлагает выделить наиболее важные принципы (Подумайте и через две минуты скажите, каким принципом (принципами) вы руководствуетесь в воспитании детей»). Можно использовать приём «Добро воспитывается добротой»: «Доброе отношение к детям – обязанность каждого родителя. Как можно выразить своё доброе отношение к ребёнку? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Как вы считаете, надо ли всегда быть добрым по отношению к своему ребёнку?» Участники по очереди высказываются, комментируя свои рассказы.

Индивидуальные достоинства моего ребёнка

Педагог мотивирует воспитывающих взрослых на определение уникальных черт своего ребёнка. Все участники встречи садятся в круг, педагог бросает родителям мяч и просит назвать индивидуальные достоинства своего ребёнка.

Билль о правах

Педагог делит группу на две части: родители и дети. Задача групп заключается в сопоставлении списка прав. После того как каждая группа закончит подготовку списка (в течение 10-15 мин), родители и дети поочередно предъявляют эти права друг другу, причём каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно принято другой стороной. Каждая сторона имеет возможность отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Ведущий контролирует ход дискуссии и озвучивает принятые обеими сторонами права.

Обратная связь (рефлексия)

В заключении собрания-встречи педагог предлагает осуществить обратную связь: написать на стикерах, какие вопросы, мысли вызвала встреча, и прикрепить на ватман при выходе лепесток к общему букету цветов, предварительно соотнеся своё настроение с цветом лепестка (красный- «получил удовольствие от общения», голубой – «необходимо подумать», жёлтый – «осталось много вопросов».

Для всех участников необходимо подготовить материалы (оборудование) для организации собрания-встречи: визитки, фломастеры или маркеры, а также бумагу и ручки для записей, буклеты для родителей, листы ватмана, Лепестки из бумаги трёх цветов (красные6 голубые, жёлтые), мяч. В группе необходимо поставить в круг стулья.

Консультирование родителей.

Цель: способствовать психолого-педагогическому просвещению родителей (информирование о поощрениях и наказаниях в семье, осознание и принятие правил наказания и поощрения).

Краткое содержание консультации

Вопрос о поощрениях и наказаниях ребенка представляется крайне важным в воспитательной стратегии семьи.

Правила поощрения и наказания в семье.

  • Человеку в день нужно не менее восьми «поглаживаний» (похвала, одобрение, выражение доверия, ласковое и ободряющее прикосновение и т.п.), желательно разных по способу и степени проявления.
  • Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение детей), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.
  • Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою поощрительную функцию.
  • Надо обязательно хвалить детей утром и перед сном. Не забудьте похвалить ребенка с утра, чтобы создать для него «ситуацию успеха» на весь день!
  • Не допускайте, чтобы ваш ребенок засыпал обиженным и в слезах – похвала на ночь позволит ему хорошо выспаться и восстановить силы.
  • Передозировка похвалы вредна. Поэтому выделяют ограничители: не хвалить ребенка за то, что достигнуто не его трудом (красота, здоровье и т.д.), за исключением случаев наличия у ребенка физического недостатка или комплексов неполноценности; не хвалить больше двух раз за одно и то же; не хвалить из жалости; не хвалить из желания понравиться. Но обязательно хвалить за малейшую попытку самосовершенствования.

Правила наказания:

  • Наказывая, подумайте: зачем, для чего?
  • Наказание не должно вредить здоровью.
  • Если есть сомнения, наказывать или нет, - не наказывать! Не должно быть наказаний «на всякий случай», даже если кажется, что вы ведете себя слишком мягко.
  • За один раз можно наказать только за один поступок.
  • Запоздалое наказание не должно применяться.
  • Наказан- значит прощен.
  • Любое наказание не должно сопровождаться унижением или рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.
  • Ребенок не может е огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.
  • Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.
  • Нельзя использовать в качестве наказания физическую или умственную работу.
  • Нельзя наказывать лишением любви!

Литература:

  • Амонашвили, Ш. А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя/ Ш7 А. Амонашвили. -  Артемовск: Лаборатория гуманной педагогики, 2008.-172 с.
  • Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров/ авт.-сост. Е.А. Кудрявцева, О.Б. Балберова. – Волгоград: Учитель, 2016-143 с.

Родительское собрание

Тема «Общение с детьми старшего дошкольного возраста в семье».

Цель-результат: создать благоприятные условия для взаимодействия с семьями воспитанников, психолого - педагогического просвещения родителей (информирование об особенностях развития детей  старшего дошкольного возраста: становление продуктивного целеполагания, развитие навыка речевого общения, отношение к себе, особенности психических процессов; об условиях успешного взаимодействия с детьми в семье).

Материалы (оборудование) для всех участников: визитки фломастеры или маркеры, бумагу и ручки для записей, буклеты для родителей, доску, презентацию «Уже большие», видеофильм «Небеса детства», фотографии детей.

План собрания встречи

Краткое содержание этапов собрания-встречи

Прелюдия. Небеса детства

В начале собрания-встречи психолог демонстрирует фильм «Небеса детства», предлагает обсудить вопросы: «Как вы думаете, каким должен быть родитель, воспринимая ребенка именно так? Какие качества в себе необходимо воспитывать родителю, чтобы воспитывать ребенка?» Можно использовать метод «Язык фотографий: в целях сравнения различных черт характера, развития способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Уже большие (психологический портрет)

Раскрытие педагогом-психологом психологического портрета детей старшего дошкольного возраста: как следует взаимодействовать с детьми этого возраста? Что и как развивается у детей 5-6 лет (становление продуктивного целеполагания, развитие навыка речевого общения, отношение к себе, особенности психических процессов)?

Волшебная палочка

Психолог предлагает воспитывающим взрослым выполнить упражнение «Волшебная палочка», целью которого является осознание положительных и отрицательных качеств характера. «Волшебную палочку» (карандаш, линейку или зонтик) родители передают друг другу. При этом они называют (без повторов) какое-либо качество личности или черту характера (добрый или злой, послушный или невоспитанный и т.п.). Первый кон – родители называют любое положительное качество. Если кто-то затрудняется, соседям можно подсказывать. Обычно на втором -третьем круге «открывается второе дыхание», поэтому не нужно спешить: пусть «волшебная палочка» пройдет по рядам несколько кругов. Второй кон-называются отрицательные качества (несколько кругов). Третий кон – вместо «волшебной палочки» дается кусочек мела. Каждый родитель подходит к доске и на левой стороне записывает одно из прозвучавших отрицательных качеств, а на правой-одно из положительных.

Рефлексия

На заключительном этапе собрания-встречи используется метод «Свет молнии». Родителям предоставляется возможность высказаться, обменяться мнениями, однако комментировать мнения других им не разрешается. Суждение должно состоять из одного предложения одобрительного или негативного характера. Каждый последующий принимает от предыдущего «камень говорения»

Родительское собрание.

Тема: «Азы духовной жизни в семье» (творческая лаборатория).

Цель-результат: создать благоприятные условия для работы; ознакомить участников с основными правилами работы; продолжить процесс самопознания членами группы и выработку продуктивного стиля общения, самораскрытие и открытие в себе сторон для взаимодействия.

Для организации собрания-встречи необходимо подготовить материалы (оборудование) для всех участников: визитки, фломастеры или маркеры, бумагу и ручки для записей, буклеты для родителей, листы ватмана; видеоролик «Мир детства», мультфильм «Все оставляет свой след»; правила общения, набранные на экране или записанные на ватмане.

План собрания-встречи

Краткое содержание этапов собрания - встречи

Прелюдия. Мир детства

Психолог предлагает родителям объединиться в творческие группы (по желанию). Озвучивает тему встречи и организует просмотр видеоролика «Мир детства».

Определение источников духовной жизни для каждого участника встречи

Психолог предлагает участникам вопросы для обсуждения: «Что есть духовность и духовная общность? Какой смысл мы вкладываем в эти понятия. После обсуждения участникам встречи предлагается познакомиться с афоризмами великих людей о духовности (Р. Шуман, Дж. Эдвардс, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, Д. И. Фонвизин и др.)

Пример духовности

Психолог предлагает обсудить вопросы: «Кто или что для вас является примером духовности, духовной общности? Как проявляется духовность?» самые интересные высказывания записываются и предоставляются аудитории. Далее прослушиваются притчи о духовности и бездуховности; происходит беседа о духовности и духовной общности:

Будьте на самом деле искренними с детьми. Говорите с ними о том, что волнует и заботит вас.

Не бойтесь сомнений и переживаний, пытайтесь постоянно отмечать новые эмоции, новые образы в окружающей жизни и делиться этим с детьми.

Прежде, чем требовать, научитесь оценивать свои собственные ресурсы и силы, почаще работайте с собой и своими эмоциями и переживаниями.

Не декларируйте, а демонстрируйте. Формируйте, а не переделывайте.

Обращайте внимание даже на малейшие изменения в поведении и общении с детьми, будьте внимательны к детским вопросам и проблемам.

Обратная связь

В заключении собрания-встречи психолог предлагает посмотреть мультфильм «Все оставляет свой след», подвести итоги, обсуждается тематика собраний-встреч на год.

Консультация для родителей.

Тема «Главные секреты успешных родителей».

Цель- результат: раскрыть «главные секреты» успешных родителей. 

 Краткое содержание консультации

  1. Внимание к природе ребенка: осознанное или интуитивное понимание его, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития. Здесь прежде всего стоит напомнить призывы М. Монтессори: «не вмешиваться!», «давать свободу ребенку», «благоговейно наблюдать за самостоятельным развитием его», «беречь его спонтанность», «не навязывать своих задач»! Эти же мысли озвучены К. Роджерсом, А. Ниллом и др. Отец учёного Р. Фейнмана, не задумываясь о какой-либо теории, давал сыну возможность самостоятельно искать ответы на вопросы. То же делал педагоги ученый А. Звонкин, «смиряясь» с ошибками детей и давая им возможность приходить к правильным решениям своим путем.
  2. Создание «обогащенной среды». В широком смысле речь идет о погружении ребенка в среду человеческой культуры. Более конкретно это касается очень многих обстоятельств его жизни: от «умных» игрушек и развивающих игр до общей атмосферы в доме. Чем заняты дети и во что они играют? Есть ли в доме книги? Звучит ли музыка и какая? Выходят ли интересы домашних за пределы телевизионных программ? Какие темы обсуждаются за столом? Делятся ли взрослые своими впечатлениями о природе, произведениях искусства? Знакомят ли ребенка с понятиями добра и зла, благородства, справедливости, чести и достоинства?
  3. Особые взаимоотношения. Талантливым родителям удается устанавливать уникальную атмосферу общения с детьми. Это атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки, общей эмоциональной увлеченности. Когда мудрый родитель просто отпускает ребенка и дает ему свободу, его невмешательство означает уважение, поддержку и сообщение: «ты можешь сам». В другие моменты он вовлекает ребенка в совместные обсуждения и занятия. О принципиальной важности совместных занятий для развития интеллекта детей говорит закон «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского. Если к практике таких занятий присоединяются искренний энтузиазм, заинтересованность и вдохновленность взрослого, то такое общение способствует развитию личности ребенка. Он переживает  вместе с родителем. Вспомните ту музыку, к которой приобщали своих детей матери А. Дункан и М. Цветаевой, «свет доброты» и  исключительный дух «порядочности, бескорыстия и честности», который запечатлелся в сознании П. Флоренского… Заметим, что у таких родителей ребенок уже не «объект воспитания», а участник совместной эмоциональной и духовной жизни. Взрослый здесь выступает как вдохновляющий пример!

Литература

  • Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ: Астрель, 2008.

Источники литературы:

  • Амонашвили, Ш.А. Баллада о воспитании ребенка – в воспитании самих себя/ Ш.А. Амонашвили. – Артёмовск: лаборатория гуманитарной педагогики, 2008.
  • Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей/ Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. -М.: Мозаика -синтез, 2007.
  • Корчаловская, Н.В. Праздник в детском саду (Сценарии детских праздников) Н.В. Корчаловская, Г.Д. Посевина. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.-576.
  • Родители -первые учителя ребенка. Альманах Родительского Университета: сб. ст. -Вып. 3. -М.: Планета, 2014.
  • Воспитание ребенка начинается с воспитания себя. Альманах Родительского Университета: сб. ст. – Выпуск 4-М.: Планета, 2015.
  • Якобсон, С. Г.  Дошкольник. Психология и педагогика возраста: метод. Пособие для воспитателя дет. сада./ С.Г. Якобсон. -М.: Дрофа, 2006.
  • Родители, дети, педагоги: восхождение к духовной общности.  Материалы III региональных чтений. – М.: Планета, 2013.
  • Фромм, А. Азбука для родителей/ А. Фромм: Л.: Лениздат, 1991
  • Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Касаткина, Е.И. Игра в жизни дошкольника. -М.: Дрофа, 2010.
  • Еремеева, В.Д. Мальчики и девочки -два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам.
  • Новый взгляд на родительские собрания. Встреча партнеров. Авт. сост. Е.А. Кудрявцева, О.Б. Балберова. – Волгоград: Учитель, 2016. -143 с.
  • Джон Кехо и Нэнси Фишер. Книга «Сила разума  для детей».
  • Мишель Бобра 38 моделей  проблемного поведения ребенка и как с ним бороться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общем родительском собрании на тему «Укрепление здоровья и снижение заболеваемости

В нем говорится о том, чтомы должны учить ребёнка быть здоровым, физически активным, защитить его от опасностей современного цивилизованного мира....

Выступление на общем родительском собрании на тему: "Воспитание культуры поведения"

В данном выступлении говорится о возможностях воспитателей и родителей в воспитании культуры поведения детей пяти лет....

Выступление на общем родительском собрании на тему «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Вэтом выступлении говорится о роли подвижных игр в умственном, нравственном воспитании,отом, что подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и ...

Выступление на общем родительском собрании по теме: "Трудовое воспитание дошкольников".

Обсуждение с родителями темы:"Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"....

Выступление на общем родительском собрании по теме "Здоровому - всё здорово!"

Главная составляющая моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников....

Выступление на общем родительском собрании по теме "Здоровому - всё здорово!"

Главная составляющая моей работы - разнообразие форм двигательной активности воспитанников....

Выступление на общем родительском собрании «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»

Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятел...