Консультация для родителей "Права и обязанности родителей по воспитанию детей"
консультация

Пинигина Ирина Владимировна

Консультация для родителей "Права и обязанности родителей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Консультация для воспитателей на тему:

«Права и обязанности родителей по воспитанию детей»

Автор: социальный педагог Пинигина Ирина Владимировна

г. Надым, 2022г.

Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о правах и обязанностей родителей по воспитанию детей. Эта проблема часто затрагивалась в произведениях русских классиков. Так, И.С. Тургенев утверждал, что «семья – то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом – судьба». Жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою личность в любых условиях, помогает обрести подлинное человеческое счастье.

Зачастую родители до конца не осознают. Какую роль они играют в воспитании ребенка. Передавая его воспитателям детского сада, родители как бы самоустраняются от воспитательного процесса. Между тем семья является главным институтом воспитания, и родители имеют вполне определенные права и обязанности.

Сегодня мы с вами поговорим о наших правах и обязанностях как родителей по отношению к детям. Как мы с вами знаем. В каждой пословице заложен глубокий смысл, результат жизненных наблюдений не одного поколения людей. Давайте по очереди поясним содержание пословиц.

Пословицы о семье:

  • Детишек воспитать – не курочек пересчитать
  • Детки хороши – отцу - матери венец, худы – отцу-матери конец. (Воспитай детей правильно и тебе будет лучше)
  • И птица, высадив и выкормив птенца, его летать учит.

Говоря о роли семьи в воспитании ребенка необходимо понимать, что такое семья. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой семья – это группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. Семья несет в себе то, что невозможно заменит ничем.

Международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав детей во всем мире.

Какие нормативные документы регламентируют права и обязанности родителей и детей?

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья. 44)

Статья. 44 Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
  2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
  3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  1. выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  2. дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
  3. знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
  4. знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  5. защищать права и законные интересы обучающихся;
  6. получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  7. принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
  8. присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам

обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  1. обеспечить получение детьми общего образования;
  2. соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
  3. уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
  1. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
  2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
  • Семейный кодекс Российской Федерации (статья 63)

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей (действующая редакция)

  1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

  1. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Помощь в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития призвана оказывать сеть дошкольных образовательных организаций.

ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральным и региональным законодательством. Решениями соответствующего органа управления образованием, а также локальными нормативными актами.

В каких локальных нормативных актах, регламентирующих деятельность ДОО, указываются права воспитанников и их родителей (законных представителей)?

  • Устав ДОУ;
  • Договор с родителями на ведение образовательной деятельности.

Каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем? (отзывчивым, добрым, нежным, целеустремленным, эти качества помогут ему двигаться в нужном направлении).

А теперь давайте поговорим, что мы как родители уже сделали или делаем для того. Чтобы наш ребенок обладал данными качествами.

Какие знания и умения должны быть сформированы у ребенка на этапе завершения дошкольного образования?

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно исследовательской деятельности, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Конечно, каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребенок вырос умным, самостоятельным, инициативным, думающим, многое знал и умел. И уже сейчас мы стремимся создать для этого все условия, записывая детей в различные кружки и секции, забывая о том, что ребенку нужно прежде всего внимание, доверительное общение, совместные прогулки, игры и досуг. Прислушайтесь к своему ребенку, и вы поймете, что ему нужно в данный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: Родительское собрание: “Права и обязанности родителей по воспитанию детей”

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно, поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подгот...

"Обязанности родителей по воспитанию детей"

В консультации рассказывается о равенстве обязанностей родителей по защите прав и интересов детей....

Права и обязанности родителей по воспитанию детей.

Консультация для родителей о их правах и обязанностях по воспитанию детей. Указываются статьи закона где чётко сформулированы права и обязаности....

Буклет для родителей: "Права и обязанности родителей по воспитанию детей"

Большинство прав родителей является в то же самое  время и их обязанностью, что с одной стороны подчеркивает ответственность родителей за своих детей, а с другой стороны – гарантирует ...

Консультация для педагогов «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»

Зачастую родители до конца не осознают. Какую роль они играют в воспитании ребенка. Передавая его воспитателям детского сада, родители как бы самоустраняются от воспитательного процесса. Между тем сем...

Доклад на тему «Права и обязанности родителей по воспитанию детей»

Доклад на тему "Права и обязанности родителей по воспитанию детей"...