Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему: Родительское собрание: “Права и обязанности родителей по воспитанию детей”
статья на тему

Челобытова Елена Валерьевна

Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно, поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подготовки и проведения родительского собрания, особенно в начале учебного года, во многом зависит эффективность сотрудничества педагогов с родителями в решении вопросов развития и воспитания детей в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_seminara.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий семинара-практикума с педагогами ДОО на тему:

«Родительское собрание: “Права и обязанности родителей
по воспитанию детей”»

Цели: систематизация знаний педагогов о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей, подготовка к проведению родительского собрания в группе.

Задачи:

  • расширение знаний педагогов нормативных документов, регламентирующих права и обязанности родителей по воспитанию детей;
  • создание условий для применения педагогами творческого подхода к подготовке и проведению родительского собрания;
  • закрепление методов и приемов, используемых в ходе проведения родительского собрания.

Предварительная работа:

  • оформление информационного стенда с выдержками из нормативных документов (Декларации прав ребенка, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);
  • оформление наглядно-агитационного буклета «Шпаргалки для родителей»;
  • выпуск фотогазет «Право на…» («Право на игру», «Право на образование», «Право на жизнь» и т. д.);
  • организация выставки детских рисунков на тему «Моя семья».

Оборудование: мультимедийная аппаратура; доска для записей; маркеры; карточки зеленого и красного цветов.

Ход семинара-практикума:

Вступительное слово старшего воспитателя ДОО:

Уважаемые педагоги, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о правах и обязанностях родителей по воспитанию детей. Эта проблема часто затрагивалась в произведениях русских классиков. Так, И.С. Тургенев утверждал, что «семья – то гнездо, где формируется человек, где определяются его взгляды, характер, во многом – судьба». Жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою личность в любых условиях, помогает обрести подлинное человеческое счастье. 

Зачастую родители до конца не осознают, какую роль они играют в воспитании ребенка. Передавая его воспитателям детского сада, родители как бы самоустраняются от воспитательного процесса. Между тем семья является главным институтом воспитания, и родители имеют вполне определенные права и обязанности. Наша с вами задача рассказать им о них, донести в доступной форме. Одним из эффективных и знакомых нам способов сделать это является родительское собрание, которое мы сегодня попробуем провести. Функции ведущего я возьму на себя, а вам предстоит выступить в роли родителей.

Итак, тема родительского собрания – «Права и обязанности родителей по воспитанию детей». Содержание этой встречи или его фрагменты могут быть использованы в рамках родительского собрания, организуемого в начале учебного года.

Вступительное слово ведущего:

Добрый день, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу помощь, поддержку, понимание. Я уверена, что наше сотрудничество будет успешным. Но прежде чем мы с вами начнем собрание, я предлагаю вам разделиться на подгруппы.

(Педагоги, выполняющие роли родителей, выбирают карточки разных цветов.

Затем за стол справа садятся взявшие зеленую карточку,

слева располагаются те, у кого красная карточка.)

Слово ведущего:

Сегодня мы с вами поговорим о наших правах и обязанностях как родителей по отношению к детям. На карточках, которые вы выбрали, написаны народные пословицы. Как мы с вами знаем, в каждой пословице заложен глубокий смысл, результат жизненных наблюдений не одного поколения людей. Давайте по очереди прочитаем их и поясним содержание.

(Педагоги-«родители» читают пословицы и раскрывают их содержание.)

Пословицы о семье:

  • Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
  • Детки хороши – отцу-матери венец, худы – отцу-матери конец.
  • И птица, высадив и выкормив птенца, его летать учит.
  • Каково семя, таково и племя.

Слово ведущего:

Говоря о роли семьи в воспитании ребенка, необходимо понимать, что такое «семья». (После ответов педагогов-«родителей» ведущий обобщает их.) Согласно Толковому словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова семья – это группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных общими интересами. (Демонстрируется слайд с изображением семьи.) Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не вызывала сомнений. Семья несет в себе то, что невозможно заменить ничем. Какие еще пословицы о семье вы знаете, и какой смысл заложен в них? (Педагоги-«родители» вспоминают пословицы о семье и пытаются раскрыть их содержание.)

Слово ведущего:

Международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав детей во всем мире.

Вопрос для обсуждения: какие нормативные документы регламентируют права и обязанности родителей и детей?

(Педагоги-«родители» отвечают.)

Вопрос для обсуждения: какие именно права регламентируют данные документы?

(С целью активизации участников собрания каждой подгруппе выдается распечатка с выдержками из какого-либо нормативного документа, регламентирующего права

и обязанности родителей и детей, которые педагоги-«родители» должны просмотреть и прокомментировать.)

Слово ведущего:

Помощь в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, развития индивидуальных особенностей и необходимой коррекции нарушений развития призвана оказывать сеть дошкольных образовательных организаций.

ДОО в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, а также локальными нормативными актами.

Вопрос для обсуждения: в каких локальных нормативных актах, регламентирующих деятельность ДОО, указываются права воспитанников и их родителей (законных представителей)?

(Педагоги-«родители» предлагают варианты ответов.)

Вопрос для обсуждения в группах: каким бы вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

(Педагоги-«родители» обсуждают (на обсуждение дается 2 минуты) качества, которые они хотели бы видеть в своих детях в будущем. Затем на доске по очереди записывают и зачитывают их. Повторяющиеся качества не записываются.

Таким образом, создается общий список желаемых качеств.)

Слово ведущего:

А теперь давайте поговорим, что мы, как родители, уже сделали или делаем для того, чтобы наш ребенок обладал данными качествами.

(Педагоги-«родители» дают различные варианты ответов. Затем демонстрируется слайд – психологический портрет выпускника детского сада.)

Вопрос для обсуждения: какие знания и умения должны быть сформированы у ребенка на этапе завершения дошкольного образования?

(Педагоги-«родители» дают различные варианты ответов.

Затем им выдается распечатка с выдержками из федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – «целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования».)

Слово ведущего:

Конечно, каждый из вас мечтает о том, чтобы ваш ребенок вырос умным, самостоятельным, инициативным, думающим, многое знал и умел. И уже сейчас мы стремимся создать для этого все условия, записывая детей в различные кружки и секции, забывая о том, что ребенку нужно, прежде всего, внимание, доверительное общение, совместные прогулки, игры и досуг. Прислушайтесь к своему ребенку, и вы поймете, что ему нужно в данный момент. Следующее задание позволит вам понять вашу воспитательную позицию.

Тест «Какие мы родители?»

Участникам родительского собрания предлагается оценить свои родительские качества, анонимно ответив на вопросы предложенного теста.

♫ (Звучит спокойная музыка. Ведущий раздает участникам листы с тестом. Родители заполняют их, а затем определяют результат,

используя предложенный ключ.)

Заключительное слово ведущего:

По результатам пройденного теста многие из вас наверняка увидели свои недостатки в подходе к воспитанию ребенка. Справиться с имеющимися трудностями вам помогут запланированные в ДОО интересные мероприятия, которые вы сможете посещать в течение учебного года, в т. ч. вместе с ребенком.

Дорогие участники собрания, все, о чем мы сегодня с вами говорили, обобщено в памятке «Шпаргалки для родителей». В конце семинара хочу привести слова В.Г. Белинского: «На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, членами государства. Так давайте же вместе будем наших детей делать человеками…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "Права и обязанности детей и родителей"

  Добрый вечер уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных...

Родительское собрание: «Права ребенка – обязанности родителей».

Цель:- Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка;- Уточнить и углубить знания родителей о правах ребенка;- Формиров...

Родительское собрание "Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста"

Мероприятие направлено на формирование правовой компетенции родителей...

Конспект родительского собрание "Права и обязанности ребенка - обязанности родителей"

Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей....