Система взаимодействия образовательной организации с родителями
статья

Бородина Нина А.

В статье показано значимость системы взаимодействия образовательной организации в работе с родителями.

Определены механизмы компетентности, которыми должны владеть современные родители. Раскрыты компетентности и формы взаимодействия, которыми важно владеть педагогам.

Значительное внимание уделено приёмам и методам работы ДОУ с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.69 КБ
Файл statya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Бородина Нина Александровна воспитатель,

МБДОУ детский сад № 25 «Зайчик»,

г. Усть – Илимск

nina.borodina.1974@bk.ru

Аннотация

В статье показано значимость системы взаимодействия образовательной организации в работе с родителями.

Определены механизмы компетентности, которыми должны владеть современные родители. Раскрыты компетентности и формы взаимодействия, которыми важно владеть педагогам.

Значительное внимание уделено приёмам и методам работы ДОУ с родителями.

Система взаимодействия образовательной организации с родителями

Введение

XXI век – век высоких технологий и открытий. И сегодня в современном мире растет понимание роли семьи, как таковой, что определяет не только судьбу ребёнка, но и развитие всего общества.

По мнению исследователей именно от семьи на 70% зависит, каким вырастит человек, какие черты характера сформируют его личность.

Но надо честно признаться, что только незначительная часть  родителей владеет необходимыми компетенциями воспитательного процесса и поэтому остальные - нуждается в помощи специалиста. И такой помощью могу стать воспитатели детского сада, учителя, психологи, которые обеспечат психопедагогической поддержкой семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Об этом прямо говорится в одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [6].

  Изменения, которые происходят сейчас в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствование форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.  От совместной работы дошкольного учреждения и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Перед ДОУ стоят важные задачи: использовать воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия представленных в ФГОС. Деятельность семьи и педагога ДОУ в интересах ребенка может быть успешным только в том случаи, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, а значит наметить идеальную траекторию развития малыша.

«Позитивное влияние на воспитание ребёнка в значительной степени зависит от отношений между педагогом и родителями ребёнка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становление и воспитание ребёнка как личности» В.Сухомлинский [5].

 Поэтому детские учреждения должны вступать инстанцией развития не только детей, но и их родителей. А это в свою очередь ведёт ДОУ к поиску новых форм работы с родителями, исключая формальность и недоверие друг к другу.

Компетенции современных родителей

Современный родитель должен владеть широкими познаниями и навыками в воспитании ребёнка, быть компетентным во многих вопросах. Конечно же первый и самый важный навык – это навык любви. Необходимо любить себя, друг друга и ребёнка. Именно любовь рождает всё прекрасное на земле, а семья естественная среда глубочайших людских чувств. В семье зарождается любовь ребёнка к отцу и матери, бабушке и дедушке, к своему роду, совей истории, культуре, стране.

Дж.Грей в своей книге «Дети - с небес» писал: «Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Хотя любовь самое главное, это ещё далеко не всё» [1].

Если родители не понимают особых потребностей своего ребёнка, то не могут в полной мере дать им то, что нужно современным детям. Разные дети требуют разные уровни внимания, любви и строгости. Пальма и роза требуют разное количество воды. Необходимо развивать чуткость к потребностям своих детей.

родителям необходимо учиться у своих детей. Когда рождается в семье ребёнок, для взрослого начинается время учиться, а не учить.

Какие бы методы воспитания не применяли родители, приоритетом остаётся личный пример. Они должны стать лидерами для своих детей, так как мир, который ребёнок открывает для себя -  начинается с родителей.

Стараться быть компетентным, изучать особенности и периоды развития детей, и то, что им жизненно необходимо в разном возрасте.

Помочь ребёнку быть самим собой, смотреть на мир своими глазами.

Хвалить и поощрять ребёнка даже за самую маленькую проделанную им работу.

создавая условия для формирования всесторонне развитой личности, бережно относиться к индивидуальным особенностям ребёнка, развивать его талант. Доверять и поддерживать тесную связь с детским садом, который посещает ребёнок.  

Компетентности и формы взаимодействия воспитателей с родителями

Понимание того, что в семье закладывается фундамент полноценного психического и физического развития ребёнка, побуждает детские учреждения к тесному сотрудничеству детского сада и семьи.

Детский сад – первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сотрудничество с семёй – одна из первоочередных задач в каждом дошкольном учреждении. Современная жизнь побуждает к созданию разнообразных форм и методов привлечения родителей к сотрудничеству. Эту связь можно осуществлять по-разному. Важно только избежать формализма. Для того чтобы правильно сформировать работу с родителями, надо хорошо знать отношение родителей в семье, настроение и ожидание родителей от пребывания ребёнка в детском саду. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. С целью налаживания тесного взаимодействия с родителями, воспитателю важно владеть коммуникативной компетентностью в общении с родителями, находить такие формы работы, в которых родители видели бы себя и проявляли желание участвовать в воспитательном процессе ребёнка. Воспитателю необходимо регулярно знакомить родителей с содержанием воспитания и обучения детей, вовлекать их в обмен мнениями об успехах или трудностях воспитания ребёнка. Находить индивидуальный подход, установить с родителями партнёрские отношения [ 2].

Уметь поддерживать уверенность родителей в собственные силы. Проявлять достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями.

Н.Н. Лобова отмечает, что под коммуникативной компетентностью педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определённом круге ситуаций личностной коммуникации [ 4].

Согласно представлениям Т.В.Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателем эмоциональной или познавательной информации, знаниями, опытом, умением и навыками  [3 ].

Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнёрских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требования к уровню его знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.

Родители – союзники воспитателя

Новые задачи, стоящие перед ДОУ диктуют и новые формы работы, чтобы привлечь родителей и сделать своим союзником в нашем дошкольном учреждении мы используем такие формы работы, как :

- индивидуальные: ( Анкетирование, консультации, телефонная связь. Иногда, при необходимости, чтобы выяснить условия жизни ребёнка, его интересов, подобрать наиболее эффективные методы воспитания, воспитатели посещают своих воспитанников дома. В таких случаях, педагог должен быть толерантным, чтобы родители почувствовали, что их ребёнку желают добра);

- наочность: ( родительские уголки «Советы для родителей», «Это важно знать», «Современный родитель», «Шкатулка идей и предложений», выставка детских работ) ;

- групповые консультации, собрания, встречи со специалистами, совместные походы в музей, на выставки;

- встреча за круглым столом « крепкий росток ребёнка из могучего корня родителей»;

- день открытых дверей;

- тренинг «Знаете ли вы своего ребёнка»;

- участие родителей в массовых мероприятиях группы и детского сада (изготовление декораций, поделок, костюмов для театрального выступления).

Результатом применения различных форм работы по взаимодействию с родителями, будут способствовать тому, что у родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей. Изменится характер вопросов к педагогам, рост их интересов и знаний.

Будут способствовать росту посещаемости родителями мероприятий и активное участие в конкурсах и праздниках, понимание практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду.

Всё сущее, что живёт на земле, имеет своё начало и свой конец. Семья  в этом вечном цикле – начало, которое создаёт самого человека. И пусть проходят тысячелетия людской цивилизации, роль семьи в воспитании личности не изменится.  Даже в наш сегодняшний день – такой тревожный, экономично- нестабильный.  Семья остаётся началом начал.


Список литературы

  1.  Грей Джон. Дети с небес / ООО издательства «София», - 2013г.  
  2. Давыдова О., Майер А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образования с родителями / «Детство – Пресс»,- Санкт-Петербург,  2013г.
  3. Кротов Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанника// «Дошкольное воспитание»,- 2007г.,108-122с.
  4. Лобанова Н.Н. / Профессиональная компетентность педагога/ - СПб.: Питер, 2008г.- 107с.
  5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика/ Москва,- 1997г.
  6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования/ Центр педагогического образования -: Москва, -2014г.



Предварительный просмотр:

Бородина Нина Александровна воспитатель,

МБДОУ детский сад № 25 «Зайчик»,

г. Усть – Илимск

nina.borodina.1974@bk.ru

Аннотация

В статье показано значимость системы взаимодействия образовательной организации в работе с родителями.

Определены механизмы компетентности, которыми должны владеть современные родители. Раскрыты компетентности и формы взаимодействия, которыми важно владеть педагогам.

Значительное внимание уделено приёмам и методам работы ДОУ с родителями.

Система взаимодействия образовательной организации с родителями

Введение

XXI век – век высоких технологий и открытий. И сегодня в современном мире растет понимание роли семьи, как таковой, что определяет не только судьбу ребёнка, но и развитие всего общества.

По мнению исследователей именно от семьи на 70% зависит, каким вырастит человек, какие черты характера сформируют его личность.

Но надо честно признаться, что только незначительная часть  родителей владеет необходимыми компетенциями воспитательного процесса и поэтому остальные - нуждается в помощи специалиста. И такой помощью могу стать воспитатели детского сада, учителя, психологи, которые обеспечат психопедагогической поддержкой семьи в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Об этом прямо говорится в одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [6].

  Изменения, которые происходят сейчас в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствование форм и способов взаимодействия с семьями воспитанников.  От совместной работы дошкольного учреждения и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка. Перед ДОУ стоят важные задачи: использовать воспитательный и образовательный потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия представленных в ФГОС. Деятельность семьи и педагога ДОУ в интересах ребенка может быть успешным только в том случаи, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, а значит наметить идеальную траекторию развития малыша.

«Позитивное влияние на воспитание ребёнка в значительной степени зависит от отношений между педагогом и родителями ребёнка. И именно от результатов такого сотрудничества зависит становление и воспитание ребёнка как личности» В.Сухомлинский [5].

 Поэтому детские учреждения должны вступать инстанцией развития не только детей, но и их родителей. А это в свою очередь ведёт ДОУ к поиску новых форм работы с родителями, исключая формальность и недоверие друг к другу.

Компетенции современных родителей

Современный родитель должен владеть широкими познаниями и навыками в воспитании ребёнка, быть компетентным во многих вопросах. Конечно же первый и самый важный навык – это навык любви. Необходимо любить себя, друг друга и ребёнка. Именно любовь рождает всё прекрасное на земле, а семья естественная среда глубочайших людских чувств. В семье зарождается любовь ребёнка к отцу и матери, бабушке и дедушке, к своему роду, совей истории, культуре, стране.

Дж.Грей в своей книге «Дети - с небес» писал: «Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Хотя любовь самое главное, это ещё далеко не всё» [1].

Если родители не понимают особых потребностей своего ребёнка, то не могут в полной мере дать им то, что нужно современным детям. Разные дети требуют разные уровни внимания, любви и строгости. Пальма и роза требуют разное количество воды. Необходимо развивать чуткость к потребностям своих детей.

родителям необходимо учиться у своих детей. Когда рождается в семье ребёнок, для взрослого начинается время учиться, а не учить.

Какие бы методы воспитания не применяли родители, приоритетом остаётся личный пример. Они должны стать лидерами для своих детей, так как мир, который ребёнок открывает для себя -  начинается с родителей.

Стараться быть компетентным, изучать особенности и периоды развития детей, и то, что им жизненно необходимо в разном возрасте.

Помочь ребёнку быть самим собой, смотреть на мир своими глазами.

Хвалить и поощрять ребёнка даже за самую маленькую проделанную им работу.

создавая условия для формирования всесторонне развитой личности, бережно относиться к индивидуальным особенностям ребёнка, развивать его талант. Доверять и поддерживать тесную связь с детским садом, который посещает ребёнок.  

Компетентности и формы взаимодействия воспитателей с родителями

Понимание того, что в семье закладывается фундамент полноценного психического и физического развития ребёнка, побуждает детские учреждения к тесному сотрудничеству детского сада и семьи.

Детский сад – первый социальный институт, первое социальное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Сотрудничество с семёй – одна из первоочередных задач в каждом дошкольном учреждении. Современная жизнь побуждает к созданию разнообразных форм и методов привлечения родителей к сотрудничеству. Эту связь можно осуществлять по-разному. Важно только избежать формализма. Для того чтобы правильно сформировать работу с родителями, надо хорошо знать отношение родителей в семье, настроение и ожидание родителей от пребывания ребёнка в детском саду. Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. С целью налаживания тесного взаимодействия с родителями, воспитателю важно владеть коммуникативной компетентностью в общении с родителями, находить такие формы работы, в которых родители видели бы себя и проявляли желание участвовать в воспитательном процессе ребёнка. Воспитателю необходимо регулярно знакомить родителей с содержанием воспитания и обучения детей, вовлекать их в обмен мнениями об успехах или трудностях воспитания ребёнка. Находить индивидуальный подход, установить с родителями партнёрские отношения [ 2].

Уметь поддерживать уверенность родителей в собственные силы. Проявлять достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях в общении с родителями.

Н.Н. Лобова отмечает, что под коммуникативной компетентностью педагога следует понимать способность педагога к разнообразным формам общения и взаимодействия, как система внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешного общения в определённом круге ситуаций личностной коммуникации [ 4].

Согласно представлениям Т.В.Кротовой, взаимодействие педагога с родителями – это профессиональное общение педагога, которое направлено на повышение педагогической культуры родителей, на обмен между родителями и воспитателем эмоциональной или познавательной информации, знаниями, опытом, умением и навыками  [3 ].

Оно нацелено на установление сотрудничества, взаимодействия и партнёрских отношений с родителями воспитанников. Данный факт указывает на профессиональную ответственность воспитателя и повышение требования к уровню его знаний и умений, владению приемами и способами эффективного общения с родителями воспитанников.

Родители – союзники воспитателя

Новые задачи, стоящие перед ДОУ диктуют и новые формы работы, чтобы привлечь родителей и сделать своим союзником в нашем дошкольном учреждении мы используем такие формы работы, как :

- индивидуальные: ( Анкетирование, консультации, телефонная связь. Иногда, при необходимости, чтобы выяснить условия жизни ребёнка, его интересов, подобрать наиболее эффективные методы воспитания, воспитатели посещают своих воспитанников дома. В таких случаях, педагог должен быть толерантным, чтобы родители почувствовали, что их ребёнку желают добра);

- наочность: ( родительские уголки «Советы для родителей», «Это важно знать», «Современный родитель», «Шкатулка идей и предложений», выставка детских работ) ;

- групповые консультации, собрания, встречи со специалистами, совместные походы в музей, на выставки;

- встреча за круглым столом « крепкий росток ребёнка из могучего корня родителей»;

- день открытых дверей;

- тренинг «Знаете ли вы своего ребёнка»;

- участие родителей в массовых мероприятиях группы и детского сада (изготовление декораций, поделок, костюмов для театрального выступления).

Результатом применения различных форм работы по взаимодействию с родителями, будут способствовать тому, что у родителей появится интерес к работе детского сада и воспитанию детей. Изменится характер вопросов к педагогам, рост их интересов и знаний.

Будут способствовать росту посещаемости родителями мероприятий и активное участие в конкурсах и праздниках, понимание практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду.

Всё сущее, что живёт на земле, имеет своё начало и свой конец. Семья  в этом вечном цикле – начало, которое создаёт самого человека. И пусть проходят тысячелетия людской цивилизации, роль семьи в воспитании личности не изменится.  Даже в наш сегодняшний день – такой тревожный, экономично- нестабильный.  Семья остаётся началом начал.


Список литературы

  1.  Грей Джон. Дети с небес / ООО издательства «София», - 2013г.  
  2. Давыдова О., Майер А./ Компетентностный подход в работе дошкольного образования с родителями / «Детство – Пресс»,- Санкт-Петербург,  2013г.
  3. Кротов Т.В. Формы взаимодействия педагогов с родителями воспитанника// «Дошкольное воспитание»,- 2007г.,108-122с.
  4. Лобанова Н.Н. / Профессиональная компетентность педагога/ - СПб.: Питер, 2008г.- 107с.
  5. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика/ Москва,- 1997г.
  6. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования/ Центр педагогического образования -: Москва, -2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Создание  системы работы педагогов дошкольной образовательной организации с родителями в условиях реализации ФГОС ДО...

Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС

   Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требуетвзаимодействие всех его участников: родителей, воспитателей. Взрослыенепосредственно причастны к созданию бл...

Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС

Взаимодействие образовательной организации с родителями воспитанников в рамках ФГОС...

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия образовательных организаций и специалистов

Проект модели взаимодействия с внешними партнерами при организации дополнительного образования детей с ТНР как ресурсный центр дополнительного образования детей как организатор сетевого взаимодействия...

Методы взаимодействия образовательной организации с родителями

Прежде чем приступить к рассмотрению темы "Методы взаимодействия образовательной организации с родителями", мы должны ответить на вопрос что такое воспитание? Древние люди говорили «Вс...

Организация взаимодействия воспитателя дошкольной образовательной организации с родителями детей первой младшей группы

В Федеральном законе «Об утверждении федеральной программы развития образования» от 2010 прописана необходимость совершенствовать формы работы дошкольной образовательной организации с роди...

Мониторинг качества взаимодействия образовательной организации с родителями

Использование педагогического ресурса семьи в образовательном процессе, обеспечение индивидуальной поддержки ребенка в условиях семейного воспитанияМнение родителей учитывается при выборе образователь...