"Игры для развития речи ребёнка дома" (буклет)
материал (средняя группа)

Дьяконова Елена Сергеевна

буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_kak_razvivat_rech_rebyonka_doma.docx80.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие лексической стороны речи

Игра «Кто где живет?»

Попросите ребёнка ответить на вопросы:

– Кто живёт в дупле? – Белка.

Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.

Можно попробовать и наоборот:

– Где живут скворцы?

– Где живут медведи? и. д.

Игра «Я знаю три слова»

Взрослый называет обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия:

овощи — огурец, картошка, помидор;

фрукты — яблоко, банан, груша;

домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Назови одним словом» 

 Взрослый называет несколько слов, ребёнок должен дать обобщающее понятие:

апельсин, яблоко, лимон — фрукты;

волк, лиса, заяц — дикие животные.

Игра «Какой? Какая? Какое?» 

 Взрослый называет существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков:

апельсин (какой) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д.

зима (какая) - холодная, морозная, снежная.

Игра «Что делает?» 

Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным:

Дети — играют, бегают, веселятся, смеются.

Ворона — каркает, летает, клюёт и т. д.

Игра «Скажи наоборот» 

 Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот):

Ворона большая, а воробей … (маленький);

Ваня высокий, а Саша … (низкий);

Катя весёлая, а Маша … (грустная);

           Развитие связной речи детей

Игра «Придумай предложение» Взрослый предлагает ребёнку составить предложение с одним заданным словом, затем с двумя заданными словами:

апельсин — Маша ест апельсин;

ворона, дерево — Ворона сидит на дереве.

Игра «Большое предложение» 

Взрослый предлагает ребёнку придумать предложение с заданным словом. Затем предложение увеличивается с помощью вопросов:

апельсин — Девочка ела апельсин.

Какая девочка ела апельсин? - Маленькая девочка ела апельсин.

Какой апельсин ела маленькая девочка?

 - Маленькая девочка ела вкусный апельсин.

Игра «Придумай рассказ по картинкам» 

Взрослый предлагает ребёнку серию картинок, ребёнку нужно выложить в правильной последовательности, а потом составить рассказ.

Пересказ текста

Формирование грамматического строя речи

Игра «Скажи ласково»

Взрослый предлагает ребенку назвать ласково предметы: яблоко — яблочко, диван — диванчик и т. д.

Игра «Скажи иначе»

Образовать от существительных прилагательные:

сок из яблок — яблочный;

суп из молока — молочный;

компот из ягод — ягодный;

стол из стекла — стеклянный.

Игра «Один — много»

Образование формы множественного числа существительных:

мяч — мячи;

птица — птицы;

груша — груши.

Игра «Посчитай»

Ребёнку предлагается посчитать предметы от 1 до 5:

один мяч, два мяча …. пять мячей;

одно яблоко, два яблока …. пять яблок.

Игра «Кто – откуда?»

Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

Откуда вышел мужчина?

(Мужчина вышел из магазина.)

Откуда выехал автобус?

(Автобус выехал из-за дома.)

Откуда вылезла кошка?

(Кошка вылезла из-под скамейки.)

 «Чего не стало?»

 Для игры нужны игрушки или предметы, картинки (начинать с 3-х – 4-х, постепенно увеличивая по возможностям ребёнка). Сначала игрушки рассматриваются и называются. Затем игроки отворачиваются или закрывают глаза, а водящий убирает одну, а позднее и 2 – 3 игрушки. Повернувшись, игроки должны сказать, чего не стало, давая правильную форму слова: не стало куклы, не стало кубика и т.д.

«Загадки»

Игра проводится по темам, например, овощи. Сначала надо рассмотреть и назвать овощи, а затем убрать их из поля зрения игроков (за ширму, в ящик). Взрослый  рассказывает о каком-то овоще, не называя его, например: этот овощ красного цвета, он круглый, гладкий, сладкий, сочный (помидор).

C:\Users\notebook7\Pictures\kids.gif

При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова,  обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ответ?»  

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.

ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ —

НАДО ГОВОРИТЬ!

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=6adc36a0af5b527833c4b56e23bc95d2&n=24

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Сказочная полянка» общеразвивающего вида

ШПАРГАЛКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Игры для развития речи ребёнка  дома»

C:\Users\notebook7\Pictures\8c7442.gif

учитель-логопед

Дьяконова Елена Сергеевна

2023г

г. Заринск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Дидактические игры для развития речи ребёнка.

Исходя из многолетней практики работы с дошкольниками, могу сказать, что каждый ребёнок индивидуален и у каждого свой темп овладения речью. В своей работе с детьми я успешно использую дидактические сл...

Игры на развитие речи ребёнка

Игры на развитие речи ребёнка...

Упражнения игры для развития речи ребёнка

Упражнения игры для развития речи...

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Игры для детского сада и для дома....

Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка

Пальчиковые игры - залог развития речи ребёнка...

Консультация с элементами практикума "Роль игры в развитии речи ребёнка".

 Предлагаю систему игр и игровых упражнений, направленных на активизацию речевого развития детей....