Консультация для родителей "Развитие эмпатии у детей раннего возраста"
консультация

Коваленко Наталья Васильевна

Данный материал будет интересен и родителям и воспитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_empatii_u_detey_rannego_vozrasta.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у детей

Что такое эмпатия?

Эмпатия – это социальная эмоция. Воспитание эмпатии позволяет людям проникать в мир другого человека, лучше понимать его чувства и мотивы его поступков, сочувствовать ему и активно отзываться на его чувства.

Эмпатия – это:

  • сострадание
  • сорадость,
  • радость за другого,
  • радость его успехам и счастью.

Как воспитывается эмпатия?

Ребенок учится эмпатии на личном опыте.

Во–первых, чем больше ребенок осознает и принимает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других.

Во–вторых, наблюдая  за поведением близких ему взрослых, он учится выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других людей.

Воспитание эмпатии проходит три этапа:

  1. Ребенок учится понимать свои эмоции и чувства других людей, учится их предвидеть (от рождения до 4 лет);
  2. Ребенок учится эмоционально реагировать на чувства других людей, то есть сочувствовать (от  3 лет до 7 лет);
  3. Ребенок учится отзываться на чувства других, соучаствовать (от 5 до 7 лет);

Играем и развиваем эмпатию от 1 года до 3 лет

В этом возрасте игры на развитие эмпатии у детей ориентированы больше на то, чтобы познакомить ребенка с различными эмоциональными состояниями. Также в этом возрасте закладываются образцы поведения ребенка в отношениях с другими людьми.

  1. Держим контакт
  • В возрасте около года малыш начинает ходить, и взрослые все больше начинают общаться с ним сверху вниз. При разговоре с ребенком старайтесь «опуститься» на его уровень: присесть, сесть на пол или посадить ребенка к себе на колени – и держать контакт «глаза в глаза».
  • Не стоит общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.
  • «Опускаясь» на один уровень в ребенком и глядя «глаза в глаза», вы не только устанавливаете с ним контакт, но и подаете ему пример поведения.
  1. Активно слушаем ребенка

 «Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство». Ю.Б. Гиппенрейтер

  • Разговаривая с ребенком, старайтесь дать ему понять, что вы знаете о его переживании, как радостном, так и не очень, что вы «слышите» его и принимаете его с его чувствами, какими бы они не были.
  • Не оценивайте чувства ребенка,  а просто скажите, что, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок.
  • Избегайте критики или замечаний, так вы как бы сообщаете ребенку, что его переживание неважно, что оно не принимается в расчет.
  • Как сможет ребенок сочувствовать и соучаствовать, если его чувства  не принимали в расчет, если его оставляли наедине с его переживаниями.
  • Чтобы активно слушать ребенка, родителям нужно самим обладать чувством эмпатии.
  1. Проговариваем эмоции
  • Проговаривайте свои эмоции и называйте эмоции, которые испытывает малыш. Например, «Мама устала, расстроена, сердится» или «Тебе обидно, что мальчик не дал тебе игрушку».
  • Во время чтения книг старайтесь называть чувства, которые испытывают герои. Обращайте внимание ребенка на выражение лица героя на иллюстрации или на слова, которые он использует.
  • Во время сюжетно–ролевых игр также обращайте внимание ребенка на чувства персонажей, попросите ребенка развеселить грустную куклу, успокоить плачущего зайку и т.д. Для ребенка это пока лишь ролевая игра, но она дает ему образцы поведения в обществе, которые будут проявляться неосознанно в более старшем возрасте.
  1. Учимся распознавать эмоции

После 2–х лет учите ребенка видеть, что чувствует человек, по его мимике и жестам. Вы можете изображать эмоции сами, наблюдать за своими близкими, воспользоваться карточками эмоций или специальными пособиями (например, карточками М. Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка» или развивающей игрой Н. Белопольской «Довольна ли мама?»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Из  данной консультации родители могут о  приемах  развития речи малышей в условиях семьи....

Консультация "Роль дидактической игры для детей раннего возраста"

Методический материал как правильно проводить с детьми дидактические игры, подробное описание игр....

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития"....

Беседа-консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

В беседе дано описание этапов развития речи детей раннего возраста. Материал поможет родителям проверить, насколько правильно развивается ребенок, а именно: его речь, нуждается ли ребенок в консультац...

Консультация для родителей "Развитие речи детей раннего возраста"

Одна из важнейших задач психического и личностного развития  ребенка - это своевременное развитие речи. Необходимо создать услов...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Консультация для родителей: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» (примерный текст выступления)....