Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".
консультация по теме

Тюгаева Ольга Сергеевна

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Ранний возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, слухового, тактильного, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Корни мысли у ребенка лежат в чувствовании, то есть прежде чем мыслить, ребенок начинает познавать окружающее с помощью своих органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, то есть с чувственного отражения в мозгу ребенка предметов и явлений окружающей действительности.

Уже с первых дней функционируют все органы чувств: ребенок видит, слышит, чувствует прикосновение, боль, тепло, запах, вкус.

В раннем возрасте восприятие совершенствуется и к 3 годам достигает высокого уровня развития: ребенок дифференцирует звуки, различает предметы по цвету, форме, величине, узнает, знакомые мелодии, получает первые числовые представления (много, мало).

У ребенка развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным их внешним признакам, подражать видимым действиям. Ребенок должен получать разнообразные впечатления, видеть предметы, действия взрослых, слышать различные звуки. Но восприятие будет более полным, если в нем участвуют одновременно несколько анализаторов, то есть ребенок не только видит и слышит, но и действует этими предметами – ощущает их, производит различные упражнения и движения.

Таким образом, основой восприятия являются анализаторы, которые состоят из органов чувств. Чувства никогда не развиваются изолированно друг от друга. Это комплексный процесс, поэтому систематическое развитие слуха, зрения, осязания и моторики объединяется в понятие сенсорного развития и воспитания, под которым в логопедии понимается развитие функций анализаторов у лиц с нарушениями речи и затруднениями в обучении.

Очень большое значение для будущей речи имеет связь анализаторов, которая формируется и складывается к концу первого полугодия жизни.

ЗРЕНИЕ имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже. Зрячий ребенок внимательно наблюдает за движениями языка, губ говорящих, пытается повторять их, хорошо подражает артикуляционным движениям. Недоразвитие органов зрения, а также слуха лишает ребенка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребенок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Чем раньше и тяжелее нарушены слух или зрение, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития .

Развитие сенсорных, моторных функций ребенка на первом году жизни является основой формирования речи и мышления. Неполноценное доречевое общение, отсутствие предметных действий (манипулирование предметами), недоразвитие мелкой моторики ( и вообще руки как познавательного органа) к концу первого года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений.

 Таким образом, речевая реабилитация детей раннего возраста осуществляется, прежде всего при участии зрительного анализатора, так как именно зрение – основа развития каждого восприятия.

Именно опираясь на зрение, мы формируем первичные представления о предметах: представления о цвете, форме, обучаем выделять основные признаки предмета: круглый, гладкий, жесткий, мягкий, теплый, холодный; учим различать предмет по величине (большой, маленький).

Для развития и становления речи необходимо активизировать не только зрение, слух, но и другие анализаторы ребенка: обоняние, осязание, также вкусовые анализаторы.

ВКУС (ВКУСОВЫЕ АНАЛИЗАТОРЫ).

Целью развития вкусовых анализаторов является дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств. Ребенку предлагают определить по вкусу сладкий, соленый, кислый и горький раствор; ребенок называет вкус жидкостей.

Также можно предложить ребенку определить по вкусу продукты питания при выборе сначала из 2х, затем из 3х – 4х.

Обучая ребенка таким понятиям как овощи, фрукты, необходимо знакомить не только со словами, а также по окончании занятия можно угостить ими детей, а дети на вкус определяют морковь или огурец.

ОБОНЯНИЕ.

Целью развития обоняния  является научить ребенка дифференцировать запахи с помощью обоняния. Можно использовать различные запахи (запах кофе, цветов, трав и др.). Ребенок должен различать запахи с закрытыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия возможности восприятия других органов чувств усиливаются. Оказывают благоприятное воздействие на организм и активизирует обоняние ароматические масла.

 Ароматерапия – это метод лечения с применением натуральных жирных масел, вводимых в организм через дыхательные пути, кожу и слизистые оболочки.

Искусство ароматерапии использует могущество чистых ароматических масел, воздействуя на обоняние. В настоящее время известно около 200 различных жирных масел, которые при грамотном применении оказывают ярко выраженное лечебное воздействие и не имеют побочных эффектов.

Очень большое значение для формирования речи, а также речевой реабилитации детей раннего возраста является развитие ТАКТИЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ (ОСЯЗАНИЕ).

Тактильное восприятие у человека с нормальным зрением, как правило, сопровождается зрительным, и в чистом изолированном виде встречается редко. Необходимо специально создавать условия, чтобы выделить тактильное восприятие: закрой глаза, использовать «чудесный мешочек», «бирюльки». Тактильное восприятие осуществляется разными способами – путем ощупывания объекта, обведения его по контуру.

Для развития осязания предлагаются различные задания:

 - определение на ощупь предмета с опорой на зрение, без помощи зрения;

 - дифференциация восприятия температурных различий (холодный – горячий);

 - используются пирамидки, дощечки под грибочки и елочки, бирюльки, также массажная щеточка, необходимая для массажа ладоней и пальцев рук, шишки, елочки, кубики,  шарики, кирпичики;

 - определение на ощупь (круг, квадрат, треугольник).

Для развития тактильной памяти целесообразно использовать дощечки Монтессори.

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, влияние импульсации с руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.

Большое значение придается использованию этого факта в работе с детьми раннего возраста и особенно там, где развитие речи задерживается. Рекомендуется стимулировать речевое развитие путем воздействия на тактильное восприятие, ощущения, тренировки движений пальцев рук.

Таким образом, очень важным условием для развития речи детей раннего возраста является связь и развитие всех анализаторных систем: зрительной, слуховой, тактильной, обонятельной, вкусовой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический проект "Формирование представлений об окружающем мире у детей раннего возраста посредством сенсорного развития"

В проекте раскрывается значимость сенсорного развития  детей раннего возраста. Поскольку успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сен...

Консультация для родителей «Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»

laquo;Активизация речи детей раннего возраста посредством развития мелкой моторики рук»...

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича.

Картотека игрового материала по познавательному развитию для детей раннего возраста посредством сенсорных пособий: игровое пособие В. В. Воскобовича....

Консультация для родителей "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр"

Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление...

Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр.

Отчёт работы по самообразованию на тему:«Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр....

Развитие речи детей раннего возраста посредством сенсорных игр

Сенсорное развитие ребёнка-это способ познания окружающего мира.Существует 5 сенсорных систем с помощью которых человек познаёт мир (зрение,слух,осязание,обаняние,вкус).Ощущения дают нам представление...

План Самообразования "Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр»

Тема: «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством сенсорных игр».Актуальность: в последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количес...