Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольника
консультация (старшая группа)

Максимова Татьяна Сергеевна

Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 Красногвардейского  района
г.Санкт - Петербурга

        

        

Консультация для родителей:
«Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников»

https://fs.znanio.ru/d5af0e/7c/9a/790efd7e114f73578f8bcd4865cd1664fb.jpg

                                                                                           Воспитатель:

                                                                                            Максимова Т.С.

 

Санкт - Петербург 2023

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании трудовой деятельности дошкольников»

С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Сущность трудового воспитания дошкольников заключается в приобщении к доступной трудовой деятельности и формировании у них положительного отношения к труду взрослых.

Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.

Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках, пословицах; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники.

Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое. Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь в виду ряд обстоятельств.

Во-первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе.

Во-вторых, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда.

В-третьих, важно учитывать, что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации.

Приучать ребенка к труду надо начинать уже с двухлетнего возраста. Раннее включение детей в семье в посильную работу делает жизнь ребенка более полной, интересной. Ребенок приобретает много ценных качеств, становится более самостоятельным, усваивает полезные практические навыки в самообслуживании, включается в труд взрослых.

 Важно приучать детей выполнять нужные, не менее интересные для них трудовые обязанности, но не наказывать детей трудом, систематически учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду. Главное говорить ребенку слова «вместе» и «помогу» и это доставит ему большую радость.

Именно в семье ребенок получает навыки относящиеся к ручному труду. Например, девочка уже к 6 годам может держать иголку, пришивать пуговицы, делать стежки, шить для куклы простую одежду, стирать кукольное белье . А мальчики под пристальным вниманием папы учатся вбивать гвоздь, сбивать скамейку для куклы, скворечник для птиц, разные конструкции самолетов.

Важное место в семье родители уделяют вопросам формирования навыков по уходу за собой: снимать, надевать одежду и вешать ее на место, завязывать шнурки, чистить зубы, умываться, причесываться, вытирать нос, пользоваться туалетом, а так же организовать питание.

Родители приучают ребенка: накрыть стол, убрать со стола, подать пищу для своих близких, изучают правила элементарного этикета, поведения за столом.

В каждой семье свой порядок, свой жизненный стиль и система ценностей. Для каждого члена семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, как проводят вечера, выходные, праздники. Поэтому каждая мама приучает ребенка создать в доме уют не для глаз, а для души всех обитателей.

Это удается сделать в тех семьях, где ребенка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения ощущать, что они небезразличны родителям. Возникшее чувство гордости за хорошо выполненное задание, поручение побуждает ребенка к новым «победам». Поэтому необходимо вовлекать малыша в общие семейные дела: вместе накрыть на стол, испечь печенье, полить грядки и т. д. важно чтобы ребенок чувствовал себя полноценным участником совместного труда со взрослым.

Ценно то, что ребенок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом можно убедиться, наблюдая за подготовкой к семейным праздникам.

Более старшим детям доверяют более сложные дела: навести порядок в шкафу для посуды, аккуратно разложить белье на полках, помыть игрушечную посуду. При выполнении всех этих дел важно всем членам семьи быть примером. Не стоит жаловаться на усталость, говорить о нежелании что-то делать. Пусть ребенок видит активность каждого, их сноровку, умение все делать с готовностью. В исследовании Д. О. Дзинтере выявлено, что формированию трудовой деятельности дошкольника, укреплению любви и интереса к труду мешает неумение родителей создать у ребенка эмоционально-положительный настрой для выполнения задания, обязанностей поддержать его усилия, вовремя проконтролировать и помочь, подчеркнуть полезность осуществленной работы. Отрицательно влияют нетерпение, раздражительность родителей по поводу нерасторопности или неумелости. Негативно сказываются на развитии ребенка переоценка его возможностей, передозировка трудовых обязанностей. Наконец, родители часто прибегают отрицательным отзывам о своей работе: «Завтра понедельник так не хочется идти на работу!»; «Только пообедали, а уже об ужине надо думать. Как надоела бесконечная готовка!» такие высказывания могут быть сделаны под влиянием сиюминутного настроения, а маленький ребенок принимает их всерьез и делает свои выводы о тяготах труда, о нежелании близких и любимых людей трудиться.

Для осуществления трудового воспитания в семье, важно добиться, чтобы родители понимали необходимость совместной работы с детским садом по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника

Статья для родителей о значении семьи в формировании грамотной речи дошкольника...

Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника

В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть1)...

Определение роли семьи в формировании правового сознания дошкольника

В презентации представлена работа детско-родительского клуба по правовому воспитанию дошкольника, состоящую из мини-проектов. каждый проект заканчивается проведением родительской гостиной. (часть2)...

Роль семьи в формировании речевого поведения дошкольников

Как правило, родители обращают внимание лишь на состояние звукопроизношения ребёнка. Но есть и другие, не менее важные стороны речи. Одна из них - чистота речи - отражает не только развитие собственно...

Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника

«Речь взрослых –образец для подражания»«РОЛЬ  СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИРЕЧИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНИКА»...

Роль семьи в формировании трудовых навыков у дошкольников

В статье кратко рассматривается процесс формирования трудовых навыков у дошкольников в семье, описаны некоторые ошибки родителей....

Консультация для родителей: "Роль семьи в формировании игровой деятельности дошкольников".

Советы родителям о методах и условиях, необходимых для успешного формирования игровой деятельности у дошкольников....