Консультация "Как развивать память ребенка"
консультация

Родители и учителя часто жалуются на плохую память ребенка, особенно в 1 классе. Упражнения на развитие памяти..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_pamyati.doc240 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 «Дубравушка»

Консультация для родителей

Как развивать память ребенка

Подготовила:

Педагог-психолог

Соловьева Е.И.

г. Нягань

Хорошая ли у вашего ребенка память

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений.

Родители и учителя часто жалуются на плохую память ребенка, особенно в первом классе. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что надо принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д.

В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал.

Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе.

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название фотографической памяти. Вспоминая что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.

Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда ребенок пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет сообщение про себя.

Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается без труда и на более длительный срок.

Родители, жалующиеся на плохую память своих детей, часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Подчеркнем, что без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще не возможно. Для улучшения памяти нужны специальные упражнения. Их необходимо проводить с дошкольного возраста.

  1. Упражнения и игры на развитие зрительной памяти

Игра «Запомни картинки»

Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по 1 предмету. Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Поставить   перед   ребенком   на   1   минуту   4-5   игрушек,   затем   попросить   ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?» Игру можно усложнить: А) увеличить количество игрушек; Б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

Игра «Рисуем по памяти узоры»

На листе бумаги нарисован узор (узоры можно брать из книг по подготовке ребенка к школе, прописей или придумать самим). Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на узор, затем уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.

Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также мелкая моторика рук.

Упражнение для развития зрительной памяти

А) Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами (на карточке должно быть несколько различных фигур, с различным расположением на листе бумаги - внизу, вверху вправо, влево, в центре). Время демонстрации одной карточки - 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

Б) Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т.д.). попросите ребенка посмотреть на тгу фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложит!, так же.

Усложнить это задание можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует не только зрительную память, но и умение считать.

Игра «Запомни предметы»

На стол выкладываются хорошо знакомые всем вещи, например, книга, шляпа, будильник, чашка, кубик и т.д. предметы не должны быть связаны друг с другом по смыслу.

Ребенку дается некоторое время (достаточное для него), чтобы все это запомнить, затем он отворачивается, и один предмет убирается. Теперь малыш должен постараться вспомнить, что же отсутствует на столе. Для ребят 3-4 лет пяти предметов достаточно. Постепенно от занятия к занятию, число предметов можно увеличить, причем интересно добавлять три однотипные вещи. Например, положить среди прочих предметов три чайные ложки, а потом одну из них убрать.

Другие разновидности этой игры: предметы не убираются, а меняются местами, и дети должны восстановить прежний порядок. Можно все предметы накрыть чем-нибудь и попросить малыша назвать их по памяти

Сделать игру более сложной можно путем увеличения количества предметов (до 15) и (или) уменьшением времени на их запоминание.

Игра с открытками

Вы берете какую-нибудь яркую сюжетную открытку (или репродукцию картины), предлагаете ее внимательно рассмотреть, а затем забираете картинку и задаете «контрольные вопросы»: кто нарисован на картинке, как он одет, какого цвета одежда, кто стоит рядом и так далее. Если ответ не верен, предлагаете снова рассмотреть открытку и опять ее забираете, продолжая задавать вопросы. Поощряйте ребенка за каждый правильный ответ.

2.Упражнения и игры на развитие слуховой памяти

Игра в слова

Вариант 1: Задание 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...»).

Вариант 2: Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

Вариант 3: Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд,

щеки, самолет.

(Слова можно придумать и самим).

Игра «Каскад слов»

Заранее подготовьте список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположите их как показано ниже.

  1. Огонь
  2. Дом, молоко
  3. Конь, гриб, игла
  4. Петух, солнце, асфальт, тетрадь
  5. Крыша, пень, вода, свеча, школа.
  6. Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
  7. Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын
  8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед
  9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

10.        Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок должен повторить их в той же последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами составляют 1 секунду). Когда ребенок уже не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитайте ему такое же количество слов, но других (которые следует подготовить заранее).

Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным заданием, то переходите к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов

3. Упражнения на развитие осязательной (тактильной) памяти

А) На рисунке  нарисованы фигуры, точно такие же вам придется вырезать из твердой бумаги или картона.

Задание 1. Закрой глаза и ощупай эту фигуру

Задание 2. Расскажи, что ты чувствуешь. Как ты думаешь, как выглядит эта фигура?

Задание 3. Фигура убирается, а ребенка просят нарисовать по памяти то, что он запомнил.

«Нарисуй эту фигуру, которую ты только что держал в руках!»

Это упражнение можно повторить с помощью других фигур.

Б) Геометрические фигуры ( круг, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник) необходимо

вырезать из твердой бумаги или картона.

Задание 1: Сначала необходимо обсудить с ребенком то, как называются эти фигуры.

Задание 2:  Ребенок с закрытыми глазами' ощупывает фигуры в определенном  порядке,

например, сначала круг, затем треугольник, квадрат и т.д. «Ты должен запомнить фигуры,

которые ощупываешь».

Задание 3: Расскажи по порядку, какая была первая фигура, какая-вторая и т.д.

Задание 4. После того, как ребенок научится запоминать последовательность фигур, можно

перейти к изучению их правильных названий. Желательно, чтобы в процессе этой работы

обсуждались не только определения, но и признаки этих фигур; например, у треугольника 3

угла и т.д.

В) Игра «Круг, треугольник, квадрат»

Круг,  треугольник  и   квадрат  разделены  на  несколько  частей.   Эти   фигуры  также необходимо вырезать из твердой бумаги или картона.

Задание 1. Ребенок собирает из частей круг, треугольник и квадрат. Если задача решена можно двигаться дальше.

Задание 2: Закрой глаза и собери из частей сначала круг, затем - треугольник и квадрат. Задание 3. Расскажи какую фигуру тебе было легче собирать.

Как ты думаешь, почему ты быстрее собрал круг, нежели квадрат?

Ты старался как-нибудь запомнить те части, из которых ты собирал фигуры?

Расскажи как ты запоминал эти части?

4. Игры на тренировку мнемического приема «группировка»

А) возьмите картинки с изображением предметов по группам: транспорт, фрукты, одежда.

1. Разложите картинки на столе так, чтобы было 3 ряда по 3 картинки в каждом ряду (одной группы). Попросите малыша назвать одним словом и запомнить каждую группу. Затем он отворачивается, вы убираете какую-нибудь одну группу картинок и предлагаете ребенку определить, какая группа исчезла.

  1. Можно разложить картинки вперемешку. Затем предложить ребенку назвать обобщающими словами группы, которые могут быть образованы из имеющихся картинок. После этого малыш должен запомнить все картинки и отвернуться (или закрыть глаза). Вы убираете 2-3 картинки одной группы и предлагаете ребенку вспомнить, какие это были картинки и какой группе они принадлежат. Сложность этой игры зависит от общего количества картинок и количества групп, которые они образуют.

Игра с группами картинок

Возьмите по 3-4 картинки из групп: животные, овощи, инструменты (или любые другие) и разложите на столе вперемешку. Малыш должен на них внимательно посмотреть, в течение 1-2 минут запомнить и отвернуться. Затем вы убираете со стола 4-5 картинок, имеющих отношение как минимум к трем разным группам. Ребенок должен определить, какие картинки были убраны.

Можно не только убирать картинки, но и добавлять их, или же одновременно и добавлять, и убирать. Задайте малышу вопрос: «Что прибавилось, что убрали?» в дальнейшем можно усложнить задание: не предупреждать о том, что произошло с картинками. Ребенок должен сам определить, как изменился состав картинок.

5.        Игра на тренировку мнемического приема «повторение»

Игра «Стихи и перевертыши»

Поиграйте с ребенком в такую игру: вы читаете четверостишие без последнего слова, а он должен догадаться, какое это должно быть слово. Затем вы читаете это четверостишие еще раз, но уже без последних двух слов, потом без трех и т.д. недостающие слова должен называть малыш. Так постепенно ему нужно будет называть все слова стихотворения, т.е. фактически выучить стихотворение наизусть.

Для разнообразия можно использовать перевертыши, скороговорки.

6.        Игра на смысловое соотнесение

Игра «Пары картинок»

Вам понадобятся 5-6 пар картинок с изображением предметов, связанных друг с другом по смыслу. Например: карандаш-альбом, лимон-апельсин, книга-очки, самолет-вертолет, нож-вилка и т.д. разложите их попарно в два ряда: карандаш вверху - альбом под ним, лимон вверху - апельсин под ним и т.д.

Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить все картинки. Обратите внимание на смысловую связь между парами предметов. Заранее предупредите малыша, что после того, как он все запомнит, один ряд картинок будет накрыт листком бумаги, и чтобы восстановить по памяти этот ряд ему нужно будет использовать оставшийся. Через 2-3 минуты накройте картинки верхнего ряда. Ребенок должен назвать, какие это были картинки.

Картинки можно подбирать самим.

7.        Тренировка словесно-логической памяти

Игра Запомни слова»

Игра заключается в том, что вы читаете малышу 10-12 не связанных по смыслу слов. Например: стул, озеро, яблоко, потолок, вертолет, огурец, ложка, дым, сумка, нож. Он должен их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести. Учитывая количество правильно названных слов, можно следить за тем, как изменяется память в течение определенного времени. Если количество таких слов возрастает, значит, память улучшается.

8.        Развитие оперативной памяти

Игра «Складывай и запоминай»

Для игры ребенок должен осуществлять элементарные операции сложения в пределах 10-20.

На рисунке (таблица из 36 клеток 6-в сторону, 6-вниз) чередуется случайным образом три предмета: книга, шарик, цветочек.

Ребенок должен пересмотреть последовательно каждый предмет (по строчкам), назвать его и считать количество одинаковых предметов (по нарастающей). Например: 1 книга, 1 шарик, 1 цветочек, 2 книги, 2 шарика, 3 книги, 2 цветочка, 3 цветочка и т.д. чтобы успешно справиться с заданием, нужно постоянно сохранять в памяти промежуточную сумму по данному предмету. Когда замечается ошибка, сумма восстанавливается, и игра продолжается.

Ошибкой считается неверно указанная текущая сумма (правда, чтобы такую ошибку заметить, вам необходимо тоже внимательно следить за выполнением задания. Пусть ребенок считает дальше, вы лишь фиксируете, что он допустил ошибку.

9.        Развитие кратковременной памяти.

Вы показываете ребенку набор цифр, он их запоминает, через 2-3 минуты вы эти цифры накрываете листком бумаги, а он должен их воспроизвести по памяти.

Начинать лучше с 3 цифр, а потом постепенно увеличивать их число. Карточки с цифрами нужно показывать не по порядку, например 2,8,10,7,3,5,2,8,4,6,2,3,5 и т.д.

Литература:

  1. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - СПб.: Питер,
    2004.- 205 с. (стр. 102-108, 115-118).
  2. Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Развиваем память и внимание. Москва: ИКЦ «МарТ»;
    Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005-160с.(стр.4-13)
  3. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для
    родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996.-192 с. (стр.51-54).
  4. Черемошкина  Л.В.   Развитие   памяти  детей.   Популярное   пособие   для   родителей   и
    педагогов. -Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с. (стр.27-32).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Развиваем память ребенка"

Пособие направлено на развитие памяти, внимания у детей старшего дошкольного возраста...

Статья для родителей "Развивайте память ребенка"

Статья для родителей "Развивайте память ребенка"...

Как развивать память ребенка.

Консультация для родителей...

Развиваем память ребенка

Советы детям и их родителям...

Консультация для родителей "Развиваем память ребенка"

Материал бедет полезен для развития памяти у ребенка дощкольного возраста....

Развиваем память ребенка

Чтобы дети не скучали, надо с ними играть. Следует подбирать материал , доступный для каждого ребёнка. А если ребёнок, играя, хорошо подготовится к школе, то о чём ещё могут мечтать родители и воспита...