Консультация для родителей «Безопасные и эффективные способы развития двигательной активности детей раннего возраста»
консультация

Щербонос Мария Геннадьевна

Возрастные особенности развития детей

Чтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям и воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать основные анатомо-физиологические особенности детского организма. Это знание поможет понять, почему в том или ином возрасте рекомендуются те или иные физические упражнения и подвижные игры. Родители и воспитатели смогут самостоятельно подбирать упражнения, наиболее подходящие для их ребенка, а также судить о его психическом и физическом развитии.

Основными показателями развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем, состояние внутренних органов, уровень психики и уровень развития двигательных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_aktivnosti.docx19.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Безопасные и эффективные способы развития двигательной активности детей раннего возраста»

Возрастные особенности развития детей

Чтобы правильно воспитывать ребенка и сознательно заниматься с ним физическими упражнениями, родителям и воспитателям дошкольных учреждений необходимо знать основные анатомо-физиологические особенности детского организма. Это знание поможет понять, почему в том или ином возрасте рекомендуются те или иные физические упражнения и подвижные игры. Родители и воспитатели смогут самостоятельно подбирать упражнения, наиболее подходящие для их ребенка, а также судить о его психическом и физическом развитии.

Основными показателями развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки, состояние костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и мышечной систем, состояние внутренних органов, уровень психики и уровень развития двигательных умений и навыков.

Развитие детей от 0 до 3 лет

Надеемся, что детей с 2 месяцев к нам не приведут, поэтому рассмотрим развитие детей с 1 года

На первом году жизни ребенок самостоятельно ходит; без опоры приседает и выпрямляется; может, наклонившись, поднять предмет; его занятия с игрушками становятся более разнообразными; он выполняет сравнительно сложные задания (открывает дверь, приносит отдельные предметы)

Существуют примерные возрастные показатели развития основных двигательных умений и навыков для детей от 1 года до 3 лет. Зная их, родители и воспитатели смогут оценить двигательные качества ребенка.

Давайте вспомним

Так, ребенок от 1 года до 1года 2 месяцев может пройти, не садясь, до 10 м; влезть на лесенку высотой 1 м; перелезть на четвереньках через бревно.

Ребенок от 1 года 2 месяцев до 1 года 4 месяцев начинает ходить более уверенно; может перешагнуть через лежащую на полу палку; перелезть через бревно; бросить мяч на росстояние до 50 см.

В 1 год 5 месяцев – 1 год 6 месяцев ребенок легко влезает в ящик или на бревно высотой 10 см; перешагивает через веревку, поднятую над полом на 10 см; может бросить одной рукой малый мяч в большую цель, которая находится на полу на расстоянии 20-40 см от него.

Ребенок от 1 года 7 месяцев до 2 лет может пройти по наклонной доске, один конец которой приподнят на 2-25 см; влезть на лестницу высотой 1,5 м; перешагнуть через веревку, поднятую над полом на 18-20см; попасть малым мячом в цель на расстоянии 50-70 см.

Ребенок 2-2,5 лет влезает на табурет высотой 20см; может пройти по наклонной доске, один конец которой приподнят на 25-30 см; перешагнуть через палку, поднятую на 20-30 см; бросить мяч в цель на расстоянии 80-100 см.

Ребенок 3 лет может ходить вверх и вниз по наклонной доске, один конец которой приподнят на 30-35 см; влезть на табурет высотой 25 см; бросить мяч на расстоянии 100см.

ФГОС стандарт

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Специфические и общепедагогические методы двигательной активности

Под методами понимаются способы применения физических упражнений.

В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

К специфическим методам физического воспитания относятся:

• методы строго регламентированного упражнения;

• игровой метод (использование упражнений в игровой форме)

• соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы включают в себя:

• словесные методы;

• методы наглядного действия;

• практические методы.

Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач по развитию двигательной активности детей.

Игровой прием близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста - наиболее специфичный и эмоционально - эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы». Используя игровой метод с соответствующими установками, можно довольно точно дозировать нагрузку, как по объему, так и по интенсивности, и, что очень важно, в игре на фоне положительных эмоций даже самая высокая двигательная интенсивность, переносится детьми без значительных волевых усилий.

В раннем возрасте малыш начинает овладевать основными движениями, и эта потребность в движении и их смене возрастает, но с другой стороны, у детей раннего возраста движения еще недостаточно координированы. Дети в этом возрасте часто неуклюжи, им тяжело сохранять равновесие и правильно выполнять некоторые виды движений (лазание, подпрыгивание, перешагивание игры с мячом и др.) Одним из средств развития движений и способом удовлетворения двигательной потребности детей раннего возраста является подвижная игра и двигательные упражнения. Они привлекают детей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности. Подвижные игры и двигательные упражнения направлены на развитие психических процессов (внимание, память, речь), развитие личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх и двигательных упражнениях дети приобретают определенный двигательный опыт, а также опыт партнерского взаимодействия с другими детьми взрослыми, общения.

Подвижные игры и двигательные упражнения включаются в физкультурные занятия с детьми, утреннюю гимнастику, режимные моменты в течении дня. При этом фиксировать внимание на том, чтобы каждый ребенок поучаствовал в подвижной игре, а также следить за общим состоянием детского организма во избежание его переутомляемости.

Игры, формирующие двигательную активность:

• Игры, развивающие координацию движений - «Мы топаем»«Прятки»«Игра в лошадки» и др.

• Игры, обучающие быстро бегать - «Бегите ко мне»«Лови меня»«Догони мяч»

• Игры, обучающие прыжкам - «Воробушки»«Мячик»

• Игры, формирующие навыки ползания - «Кошечка крадется»«Дорожка препятствий»«Котята и щенята» …

• Игры, развивающие движения кисти – «пальчиковая» гимнастика «Ладушки»«Моя семья»«Вышли пальчики гулять» …

• Игры, развивающие чувство равновесия- «Качели – карусели»«Через речку» …

• Игры с мячом - «Кидаем мячики»«Кто попадет» …

• Сюжетные подвижные игры - «Наседка и цыплята»«Кот и мыши» …

• Игры – пляски.

Дети постепенно в игровых условиях осваивают разные виды ходьбы, развивают внимание, равновесие, обогащают свой активный словарь при многократном повторении формируется правильная осанка.

После освоения каких-либо движений воспитатель изменяет ситуацию, повышая требования, то есть создает условия благоприятные для развития формирования закрепления и использования еще недостаточно закрепившихся двигательных умений. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности ребенка. Для детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо часто привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Предлагаю несколько несложных игр:

1.«Карусель» Дети стоят по кругу, взявшись одной рукой за обруч. Идут по кругу и произносят слова:

Ели, ели, ели, ели,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом.

Дети убыстряют шаг, переходят на бег.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Дети замедляют ход, переходят на шаг.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Дети приседают и кладут обруч на пол. Повтор игры происходит в другую сторону.

2. «Пузырь» Дети берутся за руки и образуют круг, стоя близко друг от друга. Воспитатель произносит слова:

Раздувайся пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся.

Дети расширяют круг, и держаться за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни пузырь». Дети садятся на корточки и говорят: «Хлоп, ш-ш-ш». Воспитатель объясняет, что пузырь лопнул и из него идет воздух. Затем дети снова «раздувают» пузырь.

3. Шарики собери. Дети стоят в большом кругу. Воспитатель, высоко поднимая корзину или коробку высыпает цветные мячи или шарики «количество 15-20 штук» и произносит: — Раз, два, три, шарики собери! Дети с удовольствием бегают за катящимися шариками и собирают в корзину или коробку, которая стоит на стульчике.

4. У меня флажочек. Дети стоят в большом кругу расстояние друг от друга 1 метр воспитатель раздает по два флажочка. Поднимаем высоко — раз, опускаем низко — два, спрятали за спинку — три.

5Попади в цель. Дети встают по кругу в руках мячи в центре глубокий мягкий модуль в виде ямы по сигналу воспитателя «Раз, два, три мячик лети» — бросают мячи в корзину.

6. «Зайка беленький сидит» Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит, что все они зайки и предлагают выбежать на полянку. Дети садятся на корточки вокруг воспитателя. Воспитатель произносит текст:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать

Скок, скок, скок, скок

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал

Зайка прыг и ускакал.

7. «Солнышко и дождик»

Выглянуло солнышко. Дети встают, бегают по комнате, прыгают, веселятся. По сигналу «Дождь» все бегут к стульчикам (домикам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие двигательной активности детей раннего возраста"

От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние здоровья, работоспособность, успешное усвоение материала. Учёными доказана связь двигательной актив...

Консультация для родителей Тема: « Материалы и оборудования для двигательной активности детей раннего возраста»

Консультация для родителейТема: « Материалы и оборудования для двигательной активности детей раннего возраста»...

Консультация для родителей: "Развитие двигательной активности детей раннего возраста"

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в со...

Консультация для родителей. Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста».

Консультация для родителей.Тема:«Развитие двигательной активности детей раннего возраста»....

Консультация для родителей «Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи» второй группы раннего возраста

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».                  В. А. СухомлинскийИсследования ученых доказали, что уровень развития детс...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....

Консультация для родителей "Развитие двигательной активности детей раннего возраста"

В раннем возрасте дети могут активно двигаться самостоятельно. На основе этих движений советуем придумать веселые подвижные игры с детьми. Главное, чтобы взрослый сам принимал в этом активное участие....