Буклет Словарные игры для дошкольников
материал (старшая группа)

Войтенко Галина Павловна

В буклете даны словарные игры для игры родителей с детьми, большими и маленькими. В эти игры можно играть везде: дома и на улице и в других местах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Словарные игры не просто полезное, но и увлекательное занятие, которое уместно везде и всегда! В словарные игры можно играть с большими и маленькими, в метро или в машине, в гостях или дома, на прогулке или в очереди.

Это могут быть как настольно-печатные игры – кубики историй, детская «Монополия», всевозможные тематические лото, игра в «Крокодила» (покажи слово), игра «Кто я?» (угадай, что ты за персонаж с помощью наводящих вопросов), так и весёлые игры, не требующие вообще никакого реквизита.

Приведём примеры таких игр:

  1. Вспоминать слова, которые начинаются на определённую букву. Разминку можно выполнять в формате конкурса, называя слова по очереди. Кто назовёт больше всех – тот выиграл.
  2. Поиск родственных слов. Если у меня есть ум, то я какой? (Умный.) Если я сделан из стекла, то я какой? (Стеклянный.) И так далее.
  3. Угадай профессию. Человек, который шьёт одежду, – это… . Человек, который ловит преступников, – это… . И так далее.
  4. Игра «Загадай предмет» – загадывающий описывает свойства предмета, а остальные угадывают, что это.
  5. «Я знаю пять…» Каждый участник по очереди называет пять слов из единого смыслового множества: пять городов, пять имён девочек, пять овощей, пять предметов одежды и так далее.
  6. Описываем свойства предметов. Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх.

Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?"Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?

  1. Что может быть? Взрослый называет прилагательное, а малыш к нему - существительные. Например, «Черное». Что может быть черным? Ребенок перечисляет: земля, дерево, портфель, краски… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Мяч, какой?» Круглый, резиновый, красно-синий, новый, большой…
  2. Игра «Добавь слово»Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Взрослый называет начало действия, а ребенок - его продолжение и окончание:

     Оля проснулась и (стала умываться).

         -Коля оделся и. (побежал гулять).

     -он замерз и. (пошел домой).

- стали они играть. (с зайчиком).

- зайчик испугался и. (побежал, спрятался)

- девочка обиделась и. (ушла, заплакала).

Ещё одна вариация словарных игр – игры с мячом: они не только развивают память, но и тренируют скорость реакции.

  1. «Съедобное – несъедобное». Ведущий игрок называет любое слово и кидает ребёнку мяч. Если слово обозначает съедобный предмет, ребёнок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает.
  2. «Большой – маленький». Ведущий произносит одно слово из пары («палец» или «пальчик», «шкаф» или «шкафчик», «кошка» или «котёнок») и кидает мяч. Ребёнок возвращает мяч, назвав пару для услышанного слова.
  3. Игра «Скажи наоборот» – поиск антонимичных слов и понятий, например горячо – холодно, день – ночь, смелый – трусливый, бежит – стоит, с обменом мячом по аналогичному принципу.
  4. «Кто где живёт?» – ведущий бросает мяч и называет какое-то животное, а ребёнок возвращает мяч с ответом на вопрос, где это животное живёт, например лиса – в норе, собака – в конуре, ворона – в гнезде.
  5. «Назови животное (одежду, блюдо, имя и так далее)». В эту игру можно играть как с одним ребенком так и  с компанией детей. Кидайте мяч участникам по очереди: поймавший мяч называет слово из заданной тематической группы и бросает мяч обратно. Ребёнок, который не смог вспомнить слово, выбывает из игры. Победителем считается последний оставшийся в игре участник.

Игры со словами полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют формированию лексической базы, активизируют навыки словообразования, ускоряют процесс извлечения из памяти, способствуют развитию внимания и логики. Удачи вам и вашим дошкольникам!

https://pbs.twimg.com/media/DZ7CEWYW0AEUpQN.jpg:large

Словарные игры с детьми старшего дошкольного возраста

(для родителей)

http://deti.cherlib.ru/content/images/upload/images/8888888.jpg

         

            Педагог-психолог Войтенко Г.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по обогащению, активизации и закреплению словарного запаса старших дошкольников с ОНР

1.        Изучена методическая литература по рассматриваемому вопросу и составлен каталог (прилагается)2.        Были состав...

Буклет "Подвижные игры для дошкольников"

Небольшой сборник  поможет о рганизации и проведении подвижных игр в детском саду и дома....

Игры на развитие словарного запаса у дошкольников.

Игры на развитие словарного запаса у дошкольников....

Буклет «Пальчиковые игры для дошкольников»

Буклет «Пальчиковые игры для дошкольников»...

Игры на обогащение словарного запаса у дошкольников

Цель–практически использовать дидактические игры и игровые приемы во время логокоррекционной работы, направленной на наиболее эффективную активизацию, уточнение, обогащение словаря дет...

Речевые игры для развития словарного запаса старших дошкольников.

        Консультация для родителей старших дошкольников        Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребёнка – это...