День с потешками.
материал

Велижанина Наталья Михайловна

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые формы фольклора - потешкиРоль этих малых форм фольклора трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_s_poteshkami.docx275.42 КБ

Предварительный просмотр:

-«День с потешками» (развиваем речь ребенка через фольклор)-

Несмотря на то, что потешки называют малыми фольклорными формами, они играют большую роль в развитии и воспитании ребенка. Детские песни и потешки очень важны для развития речи. Кроме этого, они развлекают детей, воспитывают их, побуждают к активности, налаживают эмоциональный контакт ребенка с родителями, формируют чувство юмора. Они положительно действуют на интеллект, эмоции, на физическое и сенсорное развитие ребенка.

-Способствуют эмоциональному и тактильному контакту малыша и взрослого.

 Взрослый, напевая или рассказывая потешку, обычно улыбается. Видя маму или папу в хорошем настроении, малыш получает сигнал о том, что все благополучно. Такое психологическое состояние способствует полноценному эмоциональному развитию. Пение потешек, сопровождающихся прикосновениями, объятиями и поцелуями, дает повод для тактильного контакта и сближения детей и взрослых.

-Развивают речь.

С помощью потешек развивается фонематический слух. В этих малых фольклорных формах используются часто повторяющиеся сочетания звуков – наигрыши. Они произносятся с разной интонацией, в различном темпе. Роль потешек в развитии речи ребенка трудно переоценить — она становится образной и эмоциональной.

-Развивают мелкую моторику.

 Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию малышей. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки-ладушки», с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков.

-Развивают музыкальный слух.

 Многие потешки произносятся нараспев, тем самым позволяя петь их даже тем, кто не обладает музыкальными талантами. Эти небольшие фольклорные произведения, отшлифованные до совершенства многими поколениями, с раннего возраста знакомят малышей с лучшими образцами народного музыкального творчества.

-Развивают эмоции. 

Нередко в потешках слова используются в уменьшительно-ласкательном варианте (головушка, бородушка, петушок), что вызывает любовь и уважение к герою этих малых фольклорных форм. Животные очеловечиваются — они продают орешки, метут избушку, несут воду.

-Развивают чувство ритма.

 Звукоподражания (ду-ду-ду, ту-ту-ту, баю-бай) и рифмы (на дубу, во трубу) придают тексту потешек особую ритмичность. Ритм и рифма, разнообразные интонации в голосе родителей вызывают у детей чувство тепла и безопасности.

-Воспитывают малыша, дают образец для подражания. Во многих потешках рассказывается о пользе умывания, правильного поведения во время еды, о том, что нужно заботиться о своем организме.

-Учат доброте, сопереживанию. С помощью потешек ребенок получает образец правильного поведения: нужно делиться с другими, не обижать маленьких, быть добрыми, отзывчивыми, дружить и приходить на помощь друзьям. 

Учителя-логопеды: Велижанина Н.М., Точилкина О.И.

Потешки, сопровождающие различные гигиенические мероприятия.

 Маленькие песенки в лаконичной манере помогут малышу научиться умываться, одеваться, делать зарядку, подстригать ногти, есть, причесываться.

 Вот проснулись, потянулись,

 С боку на бок повернулись,

 Потягушечки, потягушечки!

 Где игрушечки, погремушечки?

 Ты, игрушка, погреми,

  Нашу детку подними!

Водичка, водичка,

Умой Насте личико,

Настя кушала кашку,

Испачкала мордашку,

Помоги, водичка, Умыть Насте личико.

 

Тетка Агашка

Сшей мне рубашку,

Надо нарядиться – Едем прокатиться!

Ванечка-Ванюша,

Кашку всю ты скушай.

Стукни ложкой, топни ножкой,

Хлопни ты в ладоши,

И погладь ты кошку!

Это кто у нас? Мизинчик!

Бегал с нами в магазинчик!

Покупал игрушки, сладкие ватрушки!

Подари нам ноготок! Ну-ка ножницы – цок, цок!

Ай, лады, лады! Не боимся мы воды,

Чисто умываемся, Маме улыбаемся!

Ай, бай, бай, бай! Ты, собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи! Ты, петух, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

Потешки для привлечения внимания ребенка к общению и совместной деятельности.

Нередко очень хочется рассказать малышу о своей любви, сказать ему ласковые слова, позвать что-то сделать вместе, просто привлечь внимание. И здесь тоже помогут потешки:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой хорошенький,

Мой пригоженький!

Ой, люли, та-ра-ра!

На горе стоит гора,

А на той горе дубок, а на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах, в позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу, он играет во трубу.

Труба точеная, позолоченная. Ту-ту-ту! Ду-ду-ду!

Утром он в трубу трубит, ночью сказки говорит.

Пошел котик на торжок, купил котик пирожок,

Пошел котик на улочку, купил котик булочку.

 Самому ли съесть, или Ване снесть?

Я и сам укушу, да и Ванечке снесу.

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайки – за капустку,

Мышки – за корку,

Детки – за молоко.

Стуки-стуки, глянь в ворота: верно в гости едет кто-то.

Едет целая семья, впереди идет свинья,

Гусли гусь настроил, а петух – с трубою.

Кот и песик удивились – даже помирились.

Потешки для успокаивания малыша.

Выйдет киска не спеша

И погладит малыша,

Мяу-мяу – скажет киска,

Наша детка хороша.

Ах, кокля-мокля,

Глазоньки промокли,

Кто будет детку обижать,

Того коза будет бодать.

        

Придет киска не спеша

И погладит малыша.

«Мяу-мяу» скажет киска,

Наша детка хороша.

Не плачь, детка,

Прискачет белка,

Принесет орешки

Тебе для потешки!

Потешки-диалоги.

 Учим по ролям, проговариваем, выполняем Забавные диалоги – это своеобразные мини-спектакли, которые можно разыграть и дома, и на прогулке. Они развивают внимание, память, учат выразительности, помогают освоить богатство интонаций.

— Кисонька-мурысенька! Ты где была?

 — На мельнице.

— Кисонька-мурысенька! Что ты там делала?

— Муку молола!

— Кисонька – мурысенька, что из муки пекла?

— Прянички!

— Кисенька – мурысенька, с кем прянички ела?

— Одна! (грозим пальцем)

— Не ешь одна, не ешь одна!

— Ножки, ножки, где вы были?

— За грибами в лес ходили!

— А вы, ручки, помогали?

— Мы грибочки собирали!

— Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

 Вот и Ванечки с грибком,

С подосиновичком.

Котятки, котятки, малые ребятки!

А кто у вас больший!

А кто у вас меньший?

— Мы все подрастем, за мышами пойдем.

Один дедушка кот будет дома сидеть,

Да на печке лежать, нас с добром поджидать.

Тень-тень-потетень, выше города плетень.

Сели звери на плетень, похвалялись целый день.

Похвалялася лиса: «Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка: «Пойди, догоняй-ка!»

Похвалялися ежи: «У нас шубы хороши!»

Похвалялся медведь: «Могу песни я петь!»

— Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар!

— Чики-брики, ты зачем?

— Чики-брики, за овсом.

— Чики-брики, ты кому?

— Чики-брики, я коню!

— Чики-брики, ты какому?

— Чики-брики, вороному!

Потешки-песенки. Двигаемся, поем.

Стихотворные игры, в которых дети подражают действиям взрослых, очень нравятся малышам. Они разыгрывают целые инсценировки, сопровождаемые пением и движениями:

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили,

Вот так, вот так, головой своей крутили (поворачиваем голову).

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так –

Дружно дерево качали (наклоняемся влево-вправо).

И вразвалочку ходили,

И из речки воду пили.

Вот так, вот так –

 И из речки воду пили (наклоняемся вперед).

 А еще они плясали,

Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так –

Кверху лапы поднимали! (поднимаем ручки)

Пошел старик дорогою,

Дорогою, дорогою.

Нашел козу безрогую,

Безрогую, безрогую.

— Давай, коза, попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем,

Да ножками подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается,

Бодается, бодается.

А старик ругается,

Ругается, ругается.

Ой, лады, лады (показать ладошки),

Не боимся мы воды (топнуть ножкой),

Чисто умываемся (имитация умывания),

Маме улыбаемся (развести ручки в стороны и улыбнуться)

Вот болотце на пути!

Как его нам перейти?

Прыг да скок!

Прыг да скок!

Веселей скачи, дружок!

На лошадке ехали, в огород заехали (руки держат воображаемые вожжи),

 Гоп-гоп-гоп! Гоп-гоп-гоп! (хлопаем в ладоши)

Нам машине ехали, до угла доехали (руки держат воображаемый руль),

 Би-би-би! Би-би-би! (давим на сигнал),

Паровозом ехали, до горы доехали (движения руки вверх-вниз),

У-у-у-у! (движение рукой сверху-вниз).

Для детей 3-4 года

Тили-тили! Тили-тили!

 Две козы траву косили.

Козочки молоденькие,

 Хвостики коротенькие.

Как товар-то мой хорош!

Я продам его за грош,

Куплю волку кафтан,

А лисице – сарафан!

Белочке — сережки,

Зайчику – сапожки.

А медведю – балалайку,

 Косолапый, поиграй-ка!

 У медведя во бору Сладких ягод наберу.

Не аукай, не кричи – Спит хозяин на печи.

Ты на цыпочках ходи,

И его не разбуди!

На улице три курицы

С петухом дерутся.

В окошке три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш! Кыш! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!»

 Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

К небу дым идет столбом!

Кошка выскочила,

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом.

А лошадка – с фонарем,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка – с листом.

Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь погас!

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес-то спит, и река-то спит,

Ходит сон у окон, Оле спать велит.

Для детей 4-5 лет.

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел,

На печи калачи,

Как огонь горячи,

Пряники пекутся,

Коту в лапы не даются.

Лень-потягота, поди на Федота,

С Федота на Якова, с Якова на всякого,

А со всякого: и с Якова, и с Федота,

Уходи, ты, лень-потягота,

К себе на болота.

Наш козел-стрекозел

Очень умный был,

Он и воду носил,

Он и тесто месил,

И дрова рубит,

И деток кормил,

Деток кормил и приговаривал:

«Кушайте, козлятушки,

Кушайте, ребятушки,

Кашку-малашку

Да сладкие оладушки.

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому,

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

 Золотой уздой потряхивает.

Все колечушки-то: бряк-бряк-бряк!

Золотые они: звяк-звяк-звяк!

Я по лесу по зеленому бреду,

Я грибочки в кузовок соберу,

Я в осиннике рыжики беру,

По березничку – березовики,

По сосновым пням – опеночки,

А под елкой – белый гриб-боровик.

Потешки развивают внимание, речь, память, знакомят ребенка с разными сторонами жизни, учат доброте, сочувствию, взаимопониманию.

Учителя-логопеды: Велижанина Н.М., Точилкина О.И.

Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/poteshki/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Богатырские потешки (День защитников Отечества)

Цель: воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.Задачи: * формирование навыков коллективного поведения.*  создание атмосферы взаимовыручки, товарищества, выявление ин...

"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)

   С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ...

Статья. «День с Потешками» Сборник потешек на все случаи жизни (в помощь педагогам групп раннего возраста)

quot;День с Потешками" Сборник потешек на все случаи жизни (в помощь педагогам групп раннего возраста)У русского народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство - его опыт, его фольклор...

консультация для родителей "Каждый день с потешкой"

Народная мудрость создала множество потешек  на все случаи жизни ребёнка. Применение их уместно и дома и в детском саду....

Потешки на каждый день

Потешки на каждый день...

Картотека "День с потешками"

Картотеку потешек рекомендуется использовать в режимные моменты в разных возрастных группах....