"Каждый день с потешкой"(тематическая программа дня для детей младшей группы по применению произведений устного народного творчества в разных режимных моментах.)
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Шишкина Ольга Петровна

     С раннего возраста ребенок откликивается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

     Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок и поэтому, я имею большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включаю в повседневный разговор с детьми.

     Особенно эффективно использую фольклорные формы в период адаптации ребенка к новым для него условием детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем переключаю его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки, например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Саше спать не даешь.

Или:

 

Киска, киска, киска брысь!

На дорожку не садись,

Наша Танечка пойдет,

Через киску упадет.

Или:

 

Вот собачка Жучка,

Хвостик-закорючка,

Зубки острые,

Шерстка пестрая

 Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка

Этот пальчик – мамочка, 

Этот пальчик наш малыш,

А зовут его Ванечка.

Или:

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

     Правильно подобранная потешка помогает, установит контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю.

     С помощью народных песенок, потешек я воспитываю у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умывается,

Детям улыбаемся

При причесывание:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка маму слушайся.

 

Во время приема пищи:

Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Зайка – за капусту,

Мышка – за корку,

Дети – за молочко.

При одевании на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем галошики:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Вот так хорошо!

 

Валенки – валенки

Невелички – маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу.

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя Сереженька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке

Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействуют на чувство ребенка, способствует запоминанию текста.

     Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы из настольного театра, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

     Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Моя задача – помочь им в этом.

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Использование элементов устного народного творчества в проведении режимных моментов в адаптационный период в работе с детьми раннего возраста.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.Сказки, песни, потешки, пестушки незаменимое средство пробуждения познавательной а...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»...

Проект по эстетическому воспитанию детей второй младшей группы 3-4 лет "Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о на...

Статья о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детямначальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе,обычаях, истории, культуре. Но при этом, на наш взгляд, важно не з...

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...