Игры, направленные на развитие фонематического слуха.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Шафоростова Елена Ивановна

"Какой звук спрятался?"

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.
Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.

"Закончи слово.".

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием “слог”. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который “сбежал”.

Цветные фишки

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий “звук”, “гласный”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

"Вата и камень".

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий “звук”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий – «подушечка».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Где нужный звук?

Цель: формирование умения находить заданный звук в словах.
Оборудование: Предметные картинки.
Ход игры. Взрослый демонстрирует и называет ребенку картинки, в одной из которых есть заданный звук. Ребенок должен указать на картинку и повторить слово, в котором есть заданный звук.

Например: несколько картинок со звуком Л и несколько картинок без этого звука.

– посмотри на картинки, произнеси их. Дай мне картинки, где есть звук Л.

Клубочки.

Цель. Формировать умение подбирать слова на заданный звук
Оборудование. Клубочек ниток.
Ход игры. Играющие передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст: “По дорожке (имя ) шла/шёл, Клубок ниточек нашла/нашёл, Вы слова на (заданный звук) скажите, Нашу нитку не порвите”. Тот , у кого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше. Можно играть не только группой, но и вдвоем взрослый-ребенок, передавая друг другу клубок и называя по очереди слова на заданный звук.

«Какой звук»?

Цель. Развитие фонематического слуха, умения выделять из потока речи часто повторяющийся звук.
Оборудование. Набор коротких стихотворений, в которых часто повторяется один и тот же звук.
Ход игры. Педагог произносит стихотворение, а дети называют звук, который они чаще всего слышали.
Примерный материал.
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (звук С)

Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел. (звук Л)

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил. (звук К) и т.д.

«Попугайчики».

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему и различать созвучные фонемы.
Оборудование. Игрушка Попугай
Ход игры. Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок. Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет.
Примерный речевой материал. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та, зуб-суп ,том-дом и т.п.

 «Какой звук спрятался?»

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.
Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать звук, который “убежал”.
Примерный речевой материал. Ма…(к), мо…(х), ро…(г), ко..(т), забо…(р) и т.д.

Закончи слово.

Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему, развивать фонетический слух.
Ход игры. Игра проводится после ознакомления ребенка с понятием “слог”. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен правильно договорить слово и назвать слог, который “сбежал”.

Цветные фишки

Цель. Формирование слухового внимания, закрепление понятий “звук”, “гласный”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Оборудование. Красный квадратик для обозначения гласных звуков, синий- для обозначения твердых согласных, зеленый – для обозначения мягких согласных звуков.
Ход игры. Взрослый называет звук, а ребенок должен правильно показать соответствующий квадратик.

Вата и камень.

Цель. Формирование слухового внимания, умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости, закрепление понятий “звук”, “согласный”, “твердый согласный”, “мягкий согласный”.
Оборудование. Подушечка, кирпичик, предметные картинки с мягкими и твердыми согласными звуками в названии.
Ход игры. Взрослый показывает картинки ребенку. Если в начале своего слова ребенок слышит твердый согласный, то он говорит «кирпич», если мягкий – «подушечка».

Поймай рассыпанное слово.

Цель. Формировать навык звукового синтеза.
Оборудование. Для детей 5-6 лет допускается использовать картинки-подсказки.
Ход игры. Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [г], [у], [с’] [и]. Ребенок собирает звуки в слово.

Сосчитай звуки.

Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Пуговицы или пробки
Ход игры. Взрослый называет слово, ребенок считает количество звуков и выкладывает на столе соответствующее количество пуговиц или пробочек от бутылок..

Отгадай слово

Цель. Закрепление навыков звукового анализа и синтеза слов.
Ход игры. Проводится для детей подготовительной к школе группе, когда дети уже хорошо овладели звуковым анализом слов, слышат место звуков в словах.
Детям предлагается по нарисованной схеме слова придумать свои слова

Упражнение «Найди лишнее слово»

Взрослый предлагает ребёнку послушать ряд слов и назвать то, которое отличается от остальных:

Шар – жар – веник – пар
Каток – моток – поток – дым
Каша — гном – Маша – Даша

Игра «Обезьянки»

Взрослый предлагает ребёнку повторить за ним слоговые ряды:

  • со сменой ударного слога: та- та-та, та-та-та, та-та-та;
  • с общим согласным и разными гласными: да-ды-до, вы-ва-ву и т.д.;
  • с общим гласным и разными согласными: та-ка-па, ма-на-ва и т.д.;
  • с парными звонкими — глухими согласными сначала по два, далее по три слога: па-ба, та-да, ка-га; па-ба-па, та-да-та, ка-га-ка и т.д.;
  • с парными твёрдыми – мягкими: па-пя, по-пё, пу-пю, пы-пи и т.д.;
  • с добавлением одного согласного: ма-кма, на-фна, та-кта и т.д

Упражнение «Прохлопай слово»

Взрослый объясняет ребёнку, что слова состоят из частей – слогов, что слово можно прохлопать, простукать и узнать, сколько в нём частей: ло-па-та, шап-ка, мо-ло-ток и т.д.

Взрослый сначала совместно с ребёнком произносит слово, разделяя его на слоги, далее ребёнок делит слово самостоятельно.

Игра Отгадай, кто это?

Взрослый говорит ребёнку: комар звенит так: «зззз», ветер воет так: «ууу», жук жужжит так: «жжж», вода из крана льётся так: «ссс» и т.д. Далее взрослый произносит звук, а ребёнок отгадывает, кто этот звук издаёт.

Игра Поймай звук

Взрослый несколько раз произносит звук, который ребёнок должен запомнить и «поймать» (хлопнуть, стукнуть, топнуть и т.д.), далее медленно, чётко произносит звуковой ряд: А-Л-С-Д-Ж-И-А-Ф-Х-У-А и т.д. Согласные звуки нужно произносить отрывисто, без добавления звука «э» ( не «сэ», а «с»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"

Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.Угадай, что звучит.Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.     Педагог показывает детям  игрушечный ба...

Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста

   Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно ...

Игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха

        Уважаемые родители, нарушение речевого развития ребенка — серьезная проблема, с которой сталкиваемся мы с вами. Мамы часто жалуются, что у ребенка «каша ...

Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста

методическая разработка по развитию речи (младшая группа)Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. ...

Консультация для родителей "Игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха".

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способн...

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физического слуха. Без него нельзя научи...