Почемучка
статья (младшая группа)

Серебринская Анжелика Витальевна

Почемучки и как с ними существовать 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemuchka.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Воспитатель: Серебринская А.В.

«Почемучка»

Где? Как? Зачем? Почему?

Эти вопросы порой могут свести с ума. Особенно когда один и тот же вопрос повторяется не один раз. Почемучки – это дети дошкольного возраста, которые только начали свой путь в познание этого огромного и разнообразного мира.

Давайте же разберемся почему «почемучкам» порой мало одного вашего ответа и из-за чего ребенок по нескольку раз спрашивает у вас один и тот же вопрос.

Начнем с того, что наш мир огромен, даже взрослый человек знает не всё. Однако же взрослому найти ответ на свой вопрос намного легче. За нашими плечами уже лежит немалый опыт. Мы можем спросить у знакомых, можем прочитать в книгах, а сейчас с приходом в нашу жизнь интернета, поиск стал еще проще.

Но откуда, же брать ответы маленькому ребенку? Он еще не умеет читать, не знает где и как искать информацию. А вопросов с каждым днем становится все больше. Родители и ближнее окружение – это единственный источник информации для ребенка.

Дети приходят в мир чистые, они еще ничего не знают, и наша задача помочь им постичь и освоиться  в нем. Изначально мы сами показываем и рассказываем, что-то ребенку. Даем знания о свойствах, качествах, назначениях, названиях предметов. Затем ребенок сам начинает интересоваться своим окружением и все чаще подходит к нам, и в силу своей не опытности просто показывает, в надежде узнать ответ.

И когда же ребенок подрастает, и мы думаем, «как же хорошо, что мой ребенок столько знает, он уже знает цвета, формы и названия, он уже может говорить».

 Ребенок может немного замедлиться в своем стремлении познавать мир. И мы начинаем думать, что вот ОНО. Ребенок вырос и сам может утолить свою жажду знаний. На самом  же деле ребенок просто обрабатывал полученные знания и продолжал наблюдать за окружение, за взаимодействием людей. И в какой-то момент затишье исчезает. Ребенок понял, как правильно задавать вопросы, чтобы получить ответ который требуется. И тут начинается время непрекращающихся вопросов, от которых мы не знаем куда прятаться.

Легче всего для взрослого не отделять тот период, когда ребенок был маленьким, и вы сами преподносили ему информацию, от периода, когда ребенок стал задавать вопросы. Это всё тоже время когда ребенок познает мир, у него все так же много вопросов, как и раньше, просто сейчас он может выразить этот вопрос и донести его до вас, он, наконец-то может получить ответ.

Будем помнить, что для ребенка важнее всего и надежней его родители. Ребенок уверен, мои мама и папа знают всё! Отсюда и следуют многочисленные вопросы.

Вопросы почемучек делятся на несколько видов.

1. Ребенок спрашивает об одном и том же много раз, через небольшой промежуток времени.  Например:

1 -Что это?

- Это цветок.

2 – Где папа?

- Папа на работе.

И вот вы уже чувствуете себя заевшей пластинкой, когда раз в шестой отвечаете одно и то же. Однако для ребенка важно знать, что ответ не поменялся. Цветок – это цветок и никак иначе. А папы нет рядом, потому что он на работе. Ребенку необходимо постоянство ответов, чтобы четко установить связь с ситуацией или предметом, чтобы у него сформировался образ.

2. Но порой ребенок, уже сформировав связь у себя в мозгу, всё так же продолжает спрашивать одно и тоже. И вот вы видите, что ему становится весело, он улыбается, и глаза искрятся весельем.
И значит это уже, что ребенку стало интересно, а как же долго мне еще смогут отвечать, не изменится ли ответ на вопрос.

И из этого есть несколько вариантов выхода из ситуации 1) поддержать игру ребенка, но повести её в своем направление. Спросить у него, что же это такое? Попросить его дать ответ, можно даже несколько раз как делал это ребенок до этого. Тогда ему может самому надоесть задавать этот вопрос.
Или же можно задав его же вопрос, потом перейти на вопросы об окружении. А это что такое? В конце похвалив ребенка, что он так много знает.

2) А можно ответив на вопрос дополнить его – Это цветок, ромашка.
После можно показать ребенку и другие цветы и рассказать об их названиях, можно даже углубиться с ребенком в историю и разобраться, почему же тот или иной цветок так назвали. Так вы сможете переключить ребенка с уже бессмысленных вопросов на что то полезное и обогатить его знания.  Так же можно рассказать ребенку, что один и тот же предмет можно назвать по разному (синонимы) ( томаты – помидоры) или что несколько предметов может состоять в одной группе, но иметь дополнительное название, которое к другим не будет относиться (стулья => табурет)

3)  Сказать ребенку, что он и сам прекрасно знает ответ на свой вопрос, и вы понимаете, что он хочет повеселиться, но вы не настроены, играть в такие игры.  
Здесь нужно быть очень тактичным и ни в коем случае не грубить, одно неверное слово и ребенок может замкнуться в себе и больше никогда не подходить к вам с вопросами.

3. Когда ребенок подрастает, он начинает спрашивать более сложные вопросы. Следовательно, и ответы становятся сложнее. Ребенок может не понять ответ и продолжает задавать вопрос. Но ответ от этого не меняется и понимания не появляется. Выход из этого очень простой, взрослый должен переформулировать свой ответ, возможно дав его, более развернуто. Так же можно вместе с ребенком найти ответ на вопрос, посмотреть фильм или прочитать книгу.

А так же стоит научить ребенка доносить до взрослого, что если не понятно, надо попросить объяснить иначе, или уточнить по конкретному непонятному слову или дать более развернутый ответ, а не спрашивать одно и то же несколько раз.

Так же для родителя важной задачей является донести до ребенка, что родители тоже могут чего-то не знать и не знать это нормально, если чего-то не знаешь это всегда можно изучить и для этого есть множество способов, не только родители. Научив ребенка добывать информацию различными способами, вы можете победить «почемучесть» ребенка.

4. В какой-то момент ребенок начинает задавать вопросы по поводу запретов, которые ему выдвигает взрослый (почему нельзя трогать провода?) и если в первый раз ребенок действительно хочет узнать ответ, то последующие вопросы он задает для себя. Чтобы понять, чем обоснованы ваши ограничения, старается еще раз разобраться в правильности запретов, а заодно убедиться в компетентности взрослого. Вопросы могут быть разными, но все они сводятся к одному не высказанному: «Почему я должен вас слушаться?  Почему вы каждый раз говорите мне, что можно делать, а чего нельзя?».

 В этом случае взрослому не стоит показывать свое превосходство, говоря «потому что я так сказал», это конечно может сработать пару раз, но вопросов у ребенка это не отменит. К тому же если будете использовать этот ответ часто, ребенок так и не уяснит, почему вы ему что-то запрещаете, и сформируется неверное представление о запретах.
Стоит построить свой ответ так, чтобы донести до ребенка, что запреты распространяются не только на него, но и на других людей, они едины для всех. Если нарушать запреты это будет нести опасность для здоровья или будет нарушать общественное спокойствие. Та же есть запреты, по потребностям ребенка. Например, он хочет машинку, которая дорого стоит, здесь родителю стоит объяснить причины запрета, сказать, что машинка дорого стоит, и нет средств, ее купить. Есть вариант договориться с ребенком, предложить купить другую машинку, или эту, но позже, к примеру, на день рождения или другой праздник.  

5. Есть еще один не мало важный вопрос, который задают дети «А что если..?» Скорее всего ребенок уже сам знает, что будет, но он хочет убедиться в достоверности этих знаний. Тут родителю стоит проявить бдительность, потому что ребенок может начать экспериментировать и не всегда его эксперименты будут безопасны. Стоит объяснить ребенку, что если он хочет что-то проверить на опыте лучше это делать вместе со взрослым, а некоторые опыты опасны и их ни в коем случае нельзя проводить, потому что могут повлечь за собой серьезные проблемы.

6. Так же ребенок может начать подходить к разным членам семьи и своего  окружения с одним и тем же вопросом. Это означает, что либо ребенок не понимает ответа, либо он хочет убедиться в достоверности ответа, ведь все люди могут отвечать по-разному, так же он может расширять свои знания в данном вопросе. В этот период у ребенка формируется понимание к кому из своего окружения лучше подойти, чтобы узнать ответ на вопрос по какой-то определенной категории.

 Дети в возрасте почемучек наиболее подвержены неуверенности в себе, в своих знаниях и окружающем мире. Родителям стоит быть внимательными к психическому здоровью ребенка. Порой многочисленные вопросы могут скрывать в себе страхи, тревоги, сомнения и недоверие. Важно донести до ребенка, что его стремление к познаниям всегда поддержится с вашей стороны, вы его любите и замечаете, что его знания становятся все обширнее, и даже если он чего-то еще не знает это не страшно. В этот период родителям стоит набраться терпения и ни в коем случае не реагировать на вопросы ребенка агрессивно или игнорировать их. Ведь именно сейчас ребенок переосмысливает мир, свое положение в нем, и если он не будет чувствовать поддержки со стороны родителя, это может подорвать его доверие к взрослым и в дальнейшем ребенок может замкнуться в себе.

Желаем удачи почемучкам и их родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская дидактическая игра «Моя милый край» (путешествие по Удомельскому району с Почемучкой)

Авторская дидактическая игра по краеведению, разработана в рамках проекта "Введение ребенка 6-7 лет в социальный мир средствами краеведения"....

" Почемучки " или Как отвечать на детские вопросы.

Умение ответить на  вопрос ребёнка- большое искусство.Овладеть таким искусством - посильная задача для родителей и воспитателей....

Консультация для родителей "Что ответить Почемучке?"

Консультация для родительского уголка....

Программа работы кружка "Почемучка"

Программа работы кружка "Почемучка"...

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»

Конспект спортивного досуга по ПДД в подготовительной к школе группе №6 «Почемучка в гостях у ребят» Конкурс «Дорожная Азбука 2011»...

Родительский клуб"Почемучка"

Семья и детский сад – два воспитательных института, каждый из которых даёт ребёнку определённый социальный опыт. Но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения...