Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ
консультация (младшая группа)

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста становятся актуальными в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в возрасте 2-3лет, когда учитывается чувствительность речевого развития. В этот период дети наиболее чувствительны к восприятию речи окружающих, к воздействию различных факторов внешней и внутренней среды, поэтому этот период является особенно продуктивным для развития речи детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_2-3_let_cherez_chtenie_skazki.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста становятся актуальными в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в возрасте 3-4 лет, когда учитывается чувствительность речевого развития. В этот период дети наиболее чувствительны к восприятию речи окружающих, к воздействию различных факторов внешней и внутренней среды, поэтому этот период является особенно продуктивным для развития речи детей. Детей 3-4 лет называют «почемучками». Их интересует все, что их окружает и происходит вокруг них. Поэтому основной особенностью развития речи в этом возрасте является вопросительная структура: почему? как? зачем? что будет, если? Важно помнить, что каждый вопрос требует ответа, но как можно более четкого и краткого, потому что малыши еще не способны внимательно слушать длинные объяснения. Развитие речи детей имеет следующие особенности. Интенсивное овладение речью: рост словарного запаса, усложнение речевых конструкций, совершенствование артикуляции. К. И. Чуковский характеризовал этот период как «гениальную языковую одаренность»: теперь дети активно занимаются словотворчеством, создают самые невообразимые слова и синтаксические конструкции, пытаются рифмовать, сочиняют стихи, которые зачастую понятны только им самим. Детская речь характеризуется ситуативностью, то есть она не подготовлена и определяется конкретной ситуацией. Словарный запас ребенка может состоять из 1 500 - 2 000 слов. Фразы трехлетнего ребенка состоят из 3-4 слов, а к четырем годам они используют развернутые предложения. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно, без дополнительных вопросов, связно и логично рассказать о том, что произошло или что они видели, пересказать то, что им прочитали взрослые, составить полный рассказ по картинке, пересказать услышанную сказку. Они могут лишь описать изображенные предметы и действия, которые совершали герои или персонажи. Но дети сейчас активно запоминают и воспроизводят различные стихи и детские стишки, которые они могут понять. Интонация, выразительность. Дети теперь могут не только копировать нюансы интонации, которые взрослые показывали им, читая стихотворение, но и вносить собственные выразительные нотки, которые, по их мнению, соответствуют прочитанному. Однако на четвертом году жизни малышам не всегда доступно регулирование темпа и громкости речи. Они могут не осознавать, что говорят слишком тихо, особенно при общении с незнакомыми людьми. А находясь под сильным впечатлением от чего-то, говорят об этом, «захлебываясь эмоциями», сбиваясь и торопясь. Развитие речи детей раннего возраста является одной из приоритетных задач в обучении и воспитании дошкольников. Речь ребенка постоянно развивается дома, на занятиях, в чтении сказках, в общении со сверстниками и взрослыми, сопровождает его в любой деятельности. В развитии речи дети могут иметь резкие индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а другие еще далеки от совершенства. С. Н. Карпова утверждает, что в разработке психолого-педагогических проблем развития речи у детей дошкольного возраста и совершенствования содержания и методов обучения родному языку можно выделить три основных направления − структурное (формирование различных уровней языковой системы: фонетического, лексического и грамматического); − функциональный (развитие языковых навыков в коммуникативных функциях: развитие связной речи, речевого общения); − когнитивный (формирование способности к зачаточному осознанию языковых и речевых явлений). Все три направления взаимосвязаны, и вопрос развития осознания явлений является частью вопроса всех исследований, изучающих различные аспекты языкового развития детей дошкольного возраста. При знакомстве с детскими сказками нужно опираться на общие принципы обучения, разработанные для детей раннего возраста, а именно: принципы активности и посильной самостоятельности, познавательной выразительности, наглядности, активного участия и постепенности. Сказки являются наиболее доступным материалом для развития всех видов детской деятельности. Мир сказок удивителен, уникален, его потенциал не превзойдён. Сказки для детей младшего возраста просты и цикличны по своей природе. То есть они повторяются снова и снова, с небольшими изменениями в сюжете. Эта особенность сказок позволяет детям лучше запоминать сюжет и развивать память. Сказки помогают детям открывать новые, неизведанные и огромные миры. Это помогает детям думать, развивать память и внимание, а также развивать свою речь. Язык историй ритмичен, в нем много повторов и фраз (например, тянет-потянет, бил-бил, не разбил). Это облегчает понимание истории, что особенно важно для детей с плохим развитием слухового внимания. Шаг за шагом они учат новые слова и фразы. Чтобы познакомить их со сказками, я обратилась к списку рекомендуемого чтения в образовательной программе «От рождения до школы», составленному Вераксой В. Е.  «Курочка ряба». «Репка» , «Колобок» , «Теремок» , «Как коза избушку построила» , «Маша и медведь», «Волк и козлята». Так же важны детям и качественные иллюстрации в книгах, они должны быть на каждой странице издания. Рассматривание увлекательной книги прививает любовь к чтению. Стоит обратить внимание на те сказки, в которых герои совершают добрые или дурные поступки. Их можно обсудить на каком-то примере. Нужно выбирать произведения, в которых персонажи решают актуальные проблемы ребенка. Например, историю о том, как утенок научился делиться, или Маше понравилось чистить зубы. Полезно читать русские народные сказки, шедевры всемирной литературы – адаптированные по возрасту произведения Ш. Перро, Г.Х. Андерсена и т.д .Таким образом, восприятие сказок позволяет детям 3-4 лет: − развивать духовно-богатую личность ребёнка, представлять его как активного и творческого участника сказки; − создавать благоприятные условия для того, чтобы ребёнок занимался саморазвитием. Чтение сказок – мощное средство для всестороннего развития ребенка. Оно обогащает словарный запас, активизирует речь. Обсуждение прочитанного позволит лучше мыслить, разовьет логику, научит анализировать. Пересказ поможет ребенку связно излагать мысли и улучшит память. Игры в сказку, создание творческих поделок повысят уверенность в себе, разовьют воображение и художественный дар.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие речи детей 6-7 лет через ТРИЗ-технологию»

Консультация для родителей  «Развитие речи детей 6-7 лет через ТРИЗ-технологию»...

План по самообразованию «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки». 2022-2023 учебный год.

Цель: Создание условий для речевого развития детей 3-4 лет через чтение сказкиЗадачи: 1. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротк...

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

«Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог. Создать необходимые условия для знакомства детей ...