«Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»
учебно-методический материал (младшая группа)

Ефремова Наталия Юрьевна

 Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог.

 Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

 Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

 Воспитывать уверенность в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «ЦРР – детский сад №176»

План работы по самообразованию

на 2023 – 2024 учебный год

воспитателя Ефремовой Н.Ю.

Тема самообразования:

«Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

Воронеж 2023

                                                      ПОЛОЖЕНИЕ

о работе педагогов над темами самообразования

в дошкольном образовательном учреждении

1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано для МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 176» г. Воронеж и регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической работы.
  2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
  3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.
  4. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цель и задачи

  1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
  2. Задачи:
  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • изучение и внедрение в практику инновационного педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
  • развитие в МДОУ инновационных процессов.

3. Порядок работы над темой самообразования

  1. Тема самообразования определяется, исходя из:
  • основных направлений работы детского сада;
  • затруднений педагогов;
  • специфики их индивидуальных интересов.
  1. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от года до пяти лет.
  2. Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой.
  3. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
  • выступления (отчет) на заседании педсовета;
  • теоретический, методический и практический семинары; практикум; тренинг; мастер-класс; открытый просмотр НОД; доклад; реферат; статья в журнале; программа; дидактический материал; методическое пособие; научно-методическая разработка.
  1. Заместитель заведующей по воспитательно- образовательной работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
  2. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме: доклада; реферата; статьи в журнале; программы; дидактического материала; методического пособия; научно-методической разработки.
  3. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
  4. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

                                                    План работы

педагога Ефремовой Н.Ю. над темой

самообразования на 2023-2024 учебный год.

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки

В течении года

1

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

2

Цель: Создание условий для речевого развития детей 2-3 лет через чтение сказки

Задачи:

 1. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Воспитывать уверенность в себе.

Актуальность.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна. Она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам необходимо воспользоваться главным языком детства мудрой и очень интересной сказкой. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
         Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

3

Предполагаемый результат

У детей:

1.Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2.Проявится желание  слушать чтение сказки и рассматриванию иллюстраций.

3.У детей повысится интерес к рассказыванию сказок.

4.Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

5. Сформируется интерес у детей к книгам, бережное отношение к ним относится

У воспитателя:

      -  Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности.

     

                         2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Изучение методической литературы:

1. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.:ИздательствоАст, 2000г.

2. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М,: Просвещение, 1969г.

3. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений. – М,: Обруч, 2012г.

4. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.- М., 2005.

5. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание.- 2005.- №5.

6. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000

Сентябрь

1

                               Перспективный план работы на 2023-2024 год.

Содержание работы

Теоретический этап

Изучение учебной и методической литературы

В течение года

 Изучение и подбор литературы.

 Диагностика детей на начало года.

 Разработка перспективного плана по работе с детьми.

Сентябрь-

октябрь

Практический этап

Анализ изученных источников, составление картотеки игр на развитие навыков общения.

В течение года

Совместная работа с детьми

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь», «Как у нашего кота.», «Пошел котик под мосток… ».

Включение в книжный уголок сказки «Колобок» Чтение сказки «Колобок».Обыгрывание сказки «Колобок»детьми с помощью масок

Сентябрь

 Включение в книжный уголок сказки «Кот, лиса и петух» Чтение сказки «Кот, лиса и петух».

Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух» с использование мягких игрушек

 Обыгрывание сказки «Кот, лиса и петух» детьми с помощью масок

Октябрь

Включение в книжный уголок сказки «Репка». Чтение сказки «Репка».

Рассказывание сказки «Репка» с использование масок. Обыгрывание сказки «Репка».

Ноябрь

Включение в книжный уголок сказки «Лиса и заяц» Чтение сказки «Лиса и заяц».

Рассказывание сказки «Лиса и заяц» с использование масок

Декабрь

Включение в книжный уголок сказки «Теремок» Чтение сказки «Теремок».

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием деревянного настольного театра.

Январь

Включение в книжный уголок сказки «Гуси-лебеди» Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с использованием настольного театра

Февраль

Включение в книжный уголок сказки «Волк и семеро козлят» Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Март

Включение в книжный уголок сказки «Бычок, смоляной бочок» Чтение сказки «Бочок, смоляной бочок»  Обыгрывание детьми сказки «Бычок, смоляной бочок»

Апрель

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Май

Совместная работа с родителями

1.Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»

2. Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»

3. Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

4. Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»

Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр

5. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

6. Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра

7. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу"

8. Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

9. Презентация: «Какая прелесть эти сказки»

В течение года

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки

Сентябрь-2023

1

Теоретическая часть:

-Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

-Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2

Практическая часть:

-дидактические игры;

-игры-драматизации, инсценировки,

 

-дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Оформление опыта работы:

-Разработать карты маниторинга.

-  Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

-Оформить практический материал

Сроки

Сентябрь-Май

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сентябрь

Май

1

Отчет о проделанной работе:

2

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

3

Участие в педагогических конкурсах.

Открытый просмотр для родителей

                               

                       

     

                                                         

                                                         

 

Список литературы:

1.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.

2.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.

3.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста" П»собие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004.

4.Федоренко Л.П. «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2007.



Предварительный просмотр:

                                    МБДОУ «ЦРР – детский сад №176»

План работы по самообразованию

на 2023 – 2024 учебный год

воспитателя Ефремовой Н.Ю.

Тема самообразования:

«Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

Воронеж 2023

                                                      ПОЛОЖЕНИЕ

о работе педагогов над темами самообразования

в дошкольном образовательном учреждении

1. Общие положения

  1. Настоящее Положение разработано для МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 176» г. Воронеж и регулирует деятельность педагогов над темами самообразования, которая является одной из основных форм методической работы.
  2. Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
  3. При совмещении педагогом двух и более должностей тема самообразования определяется по каждому виду деятельности.
  4. Срок действия данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.

2. Цель и задачи

  1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
  2. Задачи:
  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
  • овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  • изучение и внедрение в практику инновационного педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
  • развитие в МДОУ инновационных процессов.

3. Порядок работы над темой самообразования

  1. Тема самообразования определяется, исходя из:
  • основных направлений работы детского сада;
  • затруднений педагогов;
  • специфики их индивидуальных интересов.
  1. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от года до пяти лет.
  2. Каждый педагог должен иметь индивидуальный план работы над темой.
  3. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершении педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
  • выступления (отчет) на заседании педсовета;
  • теоретический, методический и практический семинары; практикум; тренинг; мастер-класс; открытый просмотр НОД; доклад; реферат; статья в журнале; программа; дидактический материал; методическое пособие; научно-методическая разработка.
  1. Заместитель заведующей по воспитательно- образовательной работе ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
  2. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме: доклада; реферата; статьи в журнале; программы; дидактического материала; методического пособия; научно-методической разработки.
  3. Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.
  4. Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

                                                    План работы

педагога Ефремовой Н.Ю. над темой

самообразования на 2023-2024 учебный год.

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

1 этап. Подготовительный (выявление)

Содержание работы

Сроки

В течении года

1

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет через чтение сказки»

2

Цель: Создание условий для речевого развития детей 2-3 лет через чтение сказки

Задачи:

 1. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротких литературных текстов, содержащих диалог.

2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

4. Воспитывать уверенность в себе.

Актуальность.

В течение тысячелетий сказка открывала и открывает ребенку дорогу в мир. Едва начав осознавать самого себя, ребенок осмысливает окружающее, усваивает законы общения, устанавливает различие между «хорошо» и «плохо» именно через сказку. С точки зрения процесса воспитания, сказка облекает в художественную форму, эстетически расцвечивает для ребенка правила жизни человека, пробуждает любознательность и интерес к огромному миру, учит наслаждаться искусством. Пренебречь этим — значит лишиться прочной основы развития личности вступающего в жизнь человека.

Роль сказки в развитии ребенка многогранна. Она и фантазию развивает, и мышление, и даже правильную речь. С древних времен сказка является неотъемлемой частью воспитания каждого ребенка. Она поможет родителям доступным языком научить детишек жизни, расскажет им о добре и о зле. Для детей сказка намного понятнее пресных и скучных речей взрослых. Именно поэтому, чтобы поддержать малыша, объяснить и научить его чему-нибудь, родителям и педагогам необходимо воспользоваться главным языком детства мудрой и очень интересной сказкой. Сказка в жизни детей занимает очень важное место: с ее помощью дети очень рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли, а еще она является лучшим помощником в формировании основ общения и поведения.

Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
         Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

3

Предполагаемый результат

У детей:

1.Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2.Проявится желание  слушать чтение сказки и рассматриванию иллюстраций.

3.У детей повысится интерес к рассказыванию сказок.

4.Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

5. Сформируется интерес у детей к книгам, бережное отношение к ним относится

У воспитателя:

      -  Повышение своего теоретического, практического уровня,

профессионального мастерства и компетентности.

     

                         2 этап. Аналитический (изучение)

Содержание работы

Изучение методической литературы:

1. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. – М.:ИздательствоАст, 2000г.

2. Караманенко Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. - М,: Просвещение, 1969г.

3. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений. – М,: Обруч, 2012г.

4. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации.- М., 2005.

5. Зимина И.Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников. //Дошкольное воспитание.- 2005.- №5.

6. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб., 2000

Сентябрь

1

                               Перспективный план работы на 2023-2024 год.

Содержание работы

Теоретический этап

Изучение учебной и методической литературы

В течение года

 Изучение и подбор литературы.

 Диагностика детей на начало года.

 Разработка перспективного плана по работе с детьми.

Сентябрь-

октябрь

Практический этап

Анализ изученных источников, составление картотеки игр на развитие навыков общения.

В течение года

Совместная работа с детьми

Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки.», «Петушок, петушок.», «Большие ноги.», «Водичка, водичка.», «Баю-бай, баю-бай.», «Киска, киска, киска, брысь», «Как у нашего кота.», «Пошел котик под мосток… ».

Включение в книжный уголок сказки «Колобок» Чтение сказки «Колобок».Обыгрывание сказки «Колобок»детьми с помощью масок

Сентябрь

 Включение в книжный уголок сказки «Кот, лиса и петух» Чтение сказки «Кот, лиса и петух».

Рассказывание сказки «Кот, лиса и петух» с использование мягких игрушек

 Обыгрывание сказки «Кот, лиса и петух» детьми с помощью масок

Октябрь

Включение в книжный уголок сказки «Репка». Чтение сказки «Репка».

Рассказывание сказки «Репка» с использование масок. Обыгрывание сказки «Репка».

Ноябрь

Включение в книжный уголок сказки «Лиса и заяц» Чтение сказки «Лиса и заяц».

Рассказывание сказки «Лиса и заяц» с использование масок

Декабрь

Включение в книжный уголок сказки «Теремок» Чтение сказки «Теремок».

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием деревянного настольного театра.

Январь

Включение в книжный уголок сказки «Гуси-лебеди» Чтение сказки «Гуси-лебеди»

Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» с использованием настольного театра

Февраль

Включение в книжный уголок сказки «Волк и семеро козлят» Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Март

Включение в книжный уголок сказки «Бычок, смоляной бочок» Чтение сказки «Бочок, смоляной бочок»  Обыгрывание детьми сказки «Бычок, смоляной бочок»

Апрель

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Май

Совместная работа с родителями

1.Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»

2. Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям»

3. Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

4. Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»

Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр

5. Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

6. Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра

7. Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу"

8. Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

9. Презентация: «Какая прелесть эти сказки»

В течение года

3 этап. Организационный (обобщение)

Содержание работы

Сроки

Сентябрь-2023

1

Теоретическая часть:

-Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.

-Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы

2

Практическая часть:

-дидактические игры;

-игры-драматизации, инсценировки,

 

-дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры

4 этап. Завершающий (внедрение)

Содержание работы

1

Оформление опыта работы:

-Разработать карты маниторинга.

-  Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.

-Оформить практический материал

Сроки

Сентябрь-Май

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

Сентябрь

Май

1

Отчет о проделанной работе:

2

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

3

Участие в педагогических конкурсах.

Открытый просмотр для родителей

                               

                       

     

                                                         

                                                         

 

Список литературы:

1.Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.

2.Гурович Л.М. «Ребёнок и книга» Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002.

3.Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста" П»собие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004.

4.Федоренко Л.П. «Методика развития речи у детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему :«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»

Доклад на тему :«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»...

консультация "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"

quot;Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через чтение художественной литературы"...

План по самообразованию «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки». 2022-2023 учебный год.

Цель: Создание условий для речевого развития детей 3-4 лет через чтение сказкиЗадачи: 1. Развивать интонационную выразительность речи, диалогическую речь посредством инсценировки коротк...

План по самообразованию 2022-2023 уч. год Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет через чтение сказки»

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям? Необходимо читать ребёнку, рассказы...

Консультация для родителей РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ СКАЗКИ

Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста становятся актуальными в связи с психофизиологическими особенностями развития ребенка в возрасте 2-3лет, когда учитывается чувствительность речевого...