Доклад на тему :«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Коробкова Наталья Вячеславовна

Доклад на тему :«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx122.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД№22»





           Доклад к педагогическому совету на тему:

«Развитие диалогической речи детей 3-5 лет через чтение и восприятие художественной литературы»

 




F:\20190328_095539.jpg

Автор разработки:

Воспитатель

Коробкова Н.В.

Богатейшим материалом, основой для игр, развивающие коммуникативные навыки, развивающих диалогическую речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор.

Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. В произведениях устного народного творчества собрана мудрость многих поколений, поэтому они не только занимательны, но и чрезвычайно полезны в плане развития эмоций и речи маленького человека.

Малые фольклорные формы являются ярким и выразительным материалом, который, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста и являются эффективной, интересной и целесообразной формой работы с дошкольниками.

Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процессе труда на природе, в быту. Четкий ритм песенки или потешки, доступность в смысловом и фонетическом оформлении, повторяющиеся звуки и звукосочетания привлекают внимание малыша, вызывают у него положительные эмоции, позволяют детям достаточно легко запоминать сначала отдельные слова, а затем весь текст. Детям понятны произведения, в которых описываются ситуации, имеющие место в их жизни (кормление, умывание, пестование, игра с ним взрослого, забота о здоровье, обучение ходьбе, укладывание спать, т. е. все, что относится к обеспечению жизненно важных потребностей

Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

  • воспитание звуковой культуры речи.

Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребёнка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.

  • обогащение словаря

Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Ещё ценность потешки в том, что слова можно соединить с действием ребёнка. Содержание многих потешек богато глаголами, с их использованием демонстрируются действия, обозначенными словами, тем самым, связывая само слово с действием.

  • формирование грамматического строя речи.
  • развитие монологической и диалогической речи.
  • развитие мелкой моторики рук.

Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.

Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребёнку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлением с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

На подготовительном этапе работы мною было сделано следующее:

  • подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
  • составлена картотека потешек, поэзии пестования для всех режимных моментов;
  • подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

На основном этапе в первой младшей группе организована работа, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты.

В адаптационный период использовали такие потешки как:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка - хороший!

Ванечка - пригожий!

Например, перед завтраком, умывание:

Вот журчит водица,

Мыльце пузырится.

Ты, журчи, водица,

Деткам дай умыться.

Завтрак

Кашей подкрепились,

Чаю сладкого напились.

Наблюдение за дождём

Дождик капнет на ладошку,

Все увидят каплю - крошку.

Если он польёт сильней,

Побегут ручьи быстрей.

Подготовка ко сну. Сон.

Солнышку и детям отдыхать пора.

Вот они все вместе уходят со двора.

Пообедать надо, надо им поспать,

А проснувшись, снова можно всем играть.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

При подъёме: " Мы проснулись "

Мы проснулись, мы проснулись

И друг другу улыбнулись.

Ножки поднимаем,

Ручками вращаем.

Повращаем раз - другой

Сон уходит вон - долой.

Водой будем умываться,

Потом дружно одеваться.

Перед обедом:

Перед тем, как сесть обедать,

Что должны мы с вами сделать? (мыть руки)

Прогулка:

Солнышко устало на облачке сидеть.

Выходите, дети, спинки свои греть.

Поиграем вместе в "Каравай" и "Чехарду",

А, потом вы спрячетесь, а я вас - найду.

Потешки использую не только в режимных моментах, но и в организованной образовательной и совместно - партнёрской деятельности.

Применение произведений малых фольклорных жанров в процессе непосредственно образовательной деятельности:

Образовательная область "Познание. ФЦКМ", элементами экспериментирования через фольклорные произведения. Они развивают любознательность, понимание простейших причинно-следственных отношений, воспитывают познавательную активность, желание узнавать новое. Например, показывая детям иллюстрацию к потешке " Водичка-водичка", спрашиваем "Кто изображен на картинке?", "Что она делает?". Затем читаем потешку:

"Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок"

Образовательная область "Познание. ФЭМП", использовали потешки - загадки. При чтении стишка нужно загнуть столько пальчиков, сколько героев упоминается, а потом сосчитать их и дать правильный ответ, в какую цифру превратятся герои потешки.

"1"

Вышел из лесу медведь

И давай рычать-реветь,

Косолапо топать

И глазами хлопать.

Хватит, мишка, топотать.

Будем мы тебя считать: Раз! - и превратится

Мишка в… (единицу)

Образовательная область "Художественное творчество" для проведения НОД использовали стихи-потешки, которые предназначены развития мелкой моторики у детей. Рисуем различные линии!

Кисточки

Выбираем пальчик для занятий.

Будем рисовать сейчас!

Где тут кисточки у нас?

Вот они! Стоят как дружно!

Из пяти одну взять нужно. Образовательная область "Познание" (формирование целостной картины мира) включала в НОД различные потешки соответствующие тематике:

- о животных:

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

Методы и приёмы, используемые при работе с потешками:

  • обыгрывание сюжета потешки.

В ходе НОД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации т. д.) с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.

Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке и т. д.)

  • словесные игры "Доскажи словечко"
  • подвижные игры и хороводные игры (У медведя во бору)
  • пальчиковая гимнастика (Пальчик - мальчик, где ты был.)
  • чтение потешек с одновременной демонстрацией иллюстраций, например: "Деревья большие"

Дерево большое,

Смотрите, вот какое.

До макушки не достать,

Даже, если на носочки встать.

  • логоритмика (методика Железновой)

Итоги работы показали, что многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывают стихи, потешки.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование потешек помогает детям овладеть:

  • родным языком;
  • разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие);
  • первоначальными навыками самообслуживания и гигиены.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребёнка.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.

Знакомство с фольклором расширяет кругозор детей, формирует отношение к окружающему миру, обогащает их чувства и речь.

А между тем, правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив.

Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к ощущению того, что нашёл своё место в этом мире, к уверенности в себе. Ведь каждый родитель стремится к тому, чтобы его малыш мог быть уверен в себе, в своих силах, а потому имеет смысл знакомить своего ребёнка с фольклорными произведениями как можно раньше.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Доклад на тему: «Формирование диалогической речи детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие художественной литературы»

Анкета для родителей «Развитие диалогической речи через чтение и восприятие  художественной литературы»...

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»

Статья на тему : «Развитие диалогической речи детей через приобщение к художественной литературе»...

Самоанализ по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Тема: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Обобщение опыта по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Обобщение опыта по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...

Система работы по теме "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

Система работы по теме: "Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"...