Поможем ребёнку заговорить!
статья (младшая группа)

Сорочкина Елена Владимировна

В статье для родителей и воспитателей для работы с детьми младшего возраста.Как известно, игра- – один из лучших способов развития речи и мышления детей..  Именно с помощю  р игр и упражнений нужно развивать речь детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Поможем ребёнку заговорить!

  Многие родители, стремясь, чтобы ребёнок  скорее заговорил, пытаются дать ему словесный образец. «Скажи-часы, скажи-ложка; скажи, скажи, скажи…»- без устали обращаются к  малышу взрослые. Иногда они начинают по подражанию повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идёт.  Известно, что подражание- непременное условие овладения речью, но, чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом.

    Развитие речевой системы характеризируется как последовательное и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное формирование её звеньев происходит в определённые возрастные сроки- т.н. критические периоды: 1-2 года и 6-7 лет. Эти периоды характеризируются повышенной неустойчивостью нервных механизмов речевой деятельности и риском возникновения нарушений. А эти критические периоды сами по себе выступают в роли предрасполагающих факторов, могут также сочетаться с такими неблагоприятными факторами  развития речи у ребёнка, определяются причинами, имеющими  либо биологическую, либо социальную природу.  Неговорящие  (или плохоговорящие) дети представляют собой разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу, и не всегда сразу удаётся выявить причину (причины), из-за которой(ых) задерживается появление речи.

   Цель нашей работы: развивать коммуникативные умения, речь и создавать благоприятные условия для индивидуального развития каждого ребёнка. Для чистого звукопроизношения необходим сформированный артикуляционный аппарат, то есть подвижные органы- язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если, занимаясь спортом, тренируются и развиваются мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно по аналогии тренировать и мышцы артикуляционного аппарат а (язык и губы). Для этого применяем игры и упражнения здоровьесберегающих технологий.

  Давайте рассмотрим определённые педагогические приёмы, речевые игры, игры и приёмы методы здоровьесберегающих технологий, которые  могут быть действенны в любом случае.

   Отсутствие речи может раздражать самого ребёнка. Его не понимают, он капризничает, выражает своё недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, всё интенсивнее прибегает к жестам.

   Ни в коем случае не запрещайте ребёнку использовать жесты в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Не волнуйтесь: при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

 От своевременно оказанной коррекционно- педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциональных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения.

  Развитие речи во многом зависит от того, насколько вас хорошо понимает ребёнок.

Проверьте, может ли ваш ребёнок выполнить следующие инструкции: покажи зайчика, собачку,  возьми зайчика , машинку; дай зайчика , машину, собачку; поиграй в ладушки; закрой глаза; помаши рукой; зайчика отнеси маме, а куклу положи в шкаф; мячик дай мне, а куклу положи спать.

   С самого рождения человека окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это умение приходит со временем. Оно необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребёнок должен научиться  напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, т.е. у него должно быть сформировано произвольное внимание. Сосредоточение на словах взрослого- и результат , и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребёнок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать стихи, рассказы, сказки, а также представлять то, о чём в них говориться.

    Для развития слухового внимания хорошо иметь различные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки, ложки.

Покажите их малышу, как они звучат, а потом предложите отвернуться и догадываться, на каком инструменте вы играете.

Обращайте внимание ребёнка на «домашние звуки»:  что там шумит? Объясняйте: это шумит холодильник, стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.

Говорите малышу: «Слышишь, как идёт дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолёт и т.п.»

Сделайте вид, что вы играете по игрушечному телефону. Предложите ребёнку делать то же.

Пойте короткие, ритмические песенки и декламируйте  стихи.

Расширяйте кругозор детей на прогулках, рассказывайте  о то, что видите, комментируйте, что вы делаете.

Проговаривайте с ребёнком то, что с ним происходит, или произойдёт: т.д. «Мы сейчас оденемся», «Как ты хорошо ешь кашу», «Мы сейчас пойдём гулять и т.д. Такой комментарий позволяет удерживать внимание ребёнка к происходящему.

    Для стимулирования появления речи предлагаются разнообразные  методические приёмы, игры…, учитывая индивидуальность ребёнка, его общее, психоречевое и развитие, состояние речевой деятельности, интересы и предпочтения

    Основной « пусковой» момент появление речи- общение. Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями. Поощряйте речевую реакцию ребёнка в любом случае - как с правильным, так и не с правильным звуковым оформлением, не настаивайте на чёткости произношения. Пусть первые ответы ребёнка- всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

    Развитию диалога помогают:

Инсценировки псенок, стихов- диалогов, маленьких сказок с иллюстрациями Например, такие, как Б.Заходера «Ёж», «Кискино горе»…, И. Токмаковой «На лошадке ехали…», «Кисонька- мурысонька» (из русского фольклора) , В. Бианки «Лис и мышонок» и др…, инсценирование сказок Сутеева, Носова, Житкова, Гаршина, Бианки.

   Продумайте серию вопросов –ответов, которые хорошо использовать во время режимных моментов, а прогулке, в совместной с ребёнком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т.д…Малышам предлагается два варианта ответа: «Да-нет», Кто это? Что это? Кто там пришёл? Кто летит? Кто идёт? Что тут растёт? Затем вопрос -  «Что делает? (мама, папа, кукла,  машина и т.д.). На вопрос «Где мама?», направленный на проявление в речи ребёнка указательных местоимений, ожидаются ответы: «Там, тут, здесь, вон». Наиболее значимые команды в реальных в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, пусти, лови, пей, ешь, ищи, встань, помоги, убери и др…Играя в домашний театр, нет необходимости в громозких декорациях. Вначале ребёнок пытается повторить то, что ему показывает взрослый, затем начинает копировать интонации, отдельные звуки, слов. Также интересны будут совместные  сюжетно-ролевые игры:  «Чаепитие», «Кормление зверей», «День рождение зайчика» и др…

   Традиционные игры, типа «Ладушки», «Поехали, поохали, с орехами, с орехами… побуждают ребёнка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем и подражать его речи. Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими : гав-гав, мяу, ква-ква т т.д.Например, говорите , что вам холодно(бррр), играйте в прятки (ку-ку), укладывайте игрушки спать (бай-бай), кормитете кукол(ням-ням), говорите по телефону (але-але), играйте в поездку на поезде (ту- ту, би-би), предложите пос5какать на лошади (но-но), походить, как мишка (топ-топ).Хорошо, если ребёнок будет вместе с вами договаривать потешки: «Гуси -гуси: (га,га,га!)…..Можно рассказывать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко-ко-ко), за мышку (пи-пи-пи), изображает, как упало яичко (бах), как плачут баба и деда  (ой-ой-ой).

 При заучивании стихов, не огорчайтесь,если ребёнок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или не правильно их произносит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Поможем ребенку заговорить.

В консультации даны советы  родителям неговорящих детей по активизации речевой функции....

"Поможем гостю заговорить"

quot;Поможем гостю заговорить"...

Презентация:"Поможем малышу заговорить"

поможем малышу заговорить...

Консультация для родителей детей 2,5 – 3 лет "Поможем ребенку заговорить"

Методические рекомендации для родителей для развития речевой активности детей младшего  возраста....

Консультация «Поможем ребенку заговорить…»

В консультации помещён материал о развитии речи  у детей...

Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»

    Неговорящие дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказатьс...

Консультация для родителей «Поможем ребенку заговорить»

    Неговорящие  дети представляют разнородную в педагогическом и медицинском отношении группу. Наш многолетний опыт показал, что определенные педагогические приемы могут оказать...