Консультация для родителей "Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Ярославлева Елена Сергеевна

Консультация для родителей "Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_pamyati_i_vnimaniya.docx490.07 КБ

Предварительный просмотр:

https://sun9-16.userapi.com/impf/Cd_0TxpdySJOOnERrJt6x_Mx8V_znHfGiL9tBA/o8UZ2KDZOLc.jpg?size=1590x530&quality=95&crop=0,0,1590,530&sign=2b5849d3c24912facfaa4b622d3c658e&type=cover_group

Консультация для родителей

«Развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста»

Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания и развития памяти у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.

Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.

Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.

 К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.

 Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер - ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Память можно классифицировать на основании использования того или иного анализатора. Существуют такие ее виды: зрительная; слуховая; тактильная; эмоциональная; вербально-логическая.

Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать - значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Гораздо быстрее осваивается материал в игре. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти. Ребенок лучше запоминает то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, в то время как абстракции откладываются очень слабо и неохотно. Ребенок учит стихи, песни сами воспоминания становятся более длительными, малыш может вспомнить события, произошедшие несколько недель назад, и рассказать о них.

Для развития слуховой памяти детям непременно понравится играть в разнообразные игры. Например, игра в «Магазин». Кроме того, это забава поможет улучшить кратковременную слуховую память. Сначала нужно придумать и оборудовать магазин, в котором будет продаваться что-то, имеющееся дома. Это могут быть продукты питания, игрушки, одежда. Главное – чтобы малышу было интересно. Также допустимо использовать и предметные карточки.

Суть игры:

Мама просит ребенка сходить за покупками.

Товары, которые нужно купить, она озвучивает. Задача малыша – запомнить. Для начала список должен быть небольшим, включать 2–3 наименования, постепенно число увеличивается.

Ребенок идет в «магазин», где мама уже преобразилась в продавца, и совершает покупки.

Если малыш не может запомнить, нужно подсказать ему, намекнуть на ассоциации. Например, если это молоко, можно попросить вспомнить, на чем мама варит кашу или что папа любит пить.

Еще один вариант – «Я скажу, а ты повтори». Взрослый перечисляет несколько слов, на первых этапах желательно одной смысловой группы – к примеру, растения. Задача ребенка – запомнить и воспроизвести их. Постепенно число слов увеличивается, они подбираются в произвольном порядке, никак не связаны друг с другом.

Для зрительной памяти в игровой форме можно поиграть с ребенком в разнообразные игры. Самая простая игра-тренировка «Восстанови ряд». Суть ее такова: мама расставляет на столе 3–4 игрушки в определенной последовательности, просит ребенка внимательно посмотреть на ряд, постараться его запомнить, после чего – отвернуться.

Далее следует переместить игрушки, сообщив малышу, что был ураган, нарушивший порядок. Задача ребенка – вспомнить и восстановить последовательность.

Варианты игры:

Не менять местами, а убирать игрушки – ребенок должен назвать отсутствующую и показать ее место.

Добавить предмет – ребенку предстоит найти лишнее.

Постепенно количество игрушек следует увеличивать, перемещения делать все более масштабными.

Игры и упражнения на развитие памяти «Пары»

Отличным упражнением на развитие слуховой памяти ребенка является игра с парами слов. 5 – 7 пар слов, связанных между собой по смыслу, например, стул – стол - кошка, собака, вилка - тарелка. Теперь следует прочитать эти слова ребенку 3 раза. Обязательно выделяйте пары слов с помощью интонации, не торопитесь. Через небольшой отрезок времени называйте ребенку первые слова из пары, в то время как он должен следом за каждым вашим словом повторять его пару. Таким образом, тренируется кратковременная память, а для развития долговременной памяти - выполните то же упражнение спустя полчаса.

Игра на развитие тактильной памяти ребенка

Ребенок закрывает глаза, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.

 Игра «Разрезанные картинки»

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -

разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Игра «Какой игрушки не хватает?»

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?"

Игра «Где спрятана игрушка?»

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игра "Опиши игрушку!"

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 10 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Такие занятия не только будут стимулировать развитие памяти и внимания детей, но и построят прочные отношения между родителями и детьми. К тому же они интересны и родителям, и детям.

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0-%D0%B2-%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B5-%D0%B5%D1%82%D0%B8-27423351.jpgC:\Users\HP\Pictures\Saved Pictures\1256271283_bezimeni-1 (3).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития внимания у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Игры, приведенные в этой статье, направлены на развитие внимания у ребенка. Следует обязательно учитывать возрастные особенности детей! Дети 3-4 лет- обычно могут заниматься в течении 15-20 мину...

Консультация для родителей: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей»

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. [[{"type":"media","view_mode":"...

Перспективно-тематический план игр на развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста 5-6 лет

Перспективно-тематический план игр на развитие памяти и внимания у детей дошкольного возраста 5-6 лет...

Игры и упражнения для развития памяти и внимания у детей всех возрастов

Игры и упражнения для развития памяти и внимания у детей всех возрастов...

Картотека игр на развитие памяти и внимания для детей дошкольного возраста.

Картотека игр на развитие памяти и внимания  для детей от 4 лет....

Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Пять подсказок для развития внимания у детей» Консультация для родителей

Под вниманием понимают проявление избирательной направленности процессов сознания. Родителям важно знать особенности этого познавательного процесса у дошкольников. ...