Картотека игр на развитие памяти и внимания для детей дошкольного возраста.
картотека (средняя группа)

Антонова Наталья Николаевна

Картотека игр на развитие памяти и внимания  для детей от 4 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

2. «Запомни — положи»

Задачаразвить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Оборудование4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 4 игрушки.

ОписаниеПосле рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. После этого картинки (игрушки) смешиваются, а ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

3. «Что пропало?»

Задачаразвить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.

ОписаниеПосле рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну из картинок (игрушек) и выравнивает нарушенный ряд предметов. Ребенок должен вспомнить, какую картинку (или предмет) убрали, и показать, где он находился.

К пяти годам ребенок должен научиться не только показывать местонахождение убранного предмета, но и рассказать об этом, употребляя соответствующий предлог. Например: «Не стало картинки с куклой».

5. «Что добавилось?»

Задачаразвить произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.

Оборудование3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.

ОписаниеПосле рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю. К 5 годам следует добиваться от ребенка полного ответа на вопрос. Например: «Слева от куклы прибавилась машинка (книжка, кубик и т. д.)».

6. «Чем отличаются?»

Задачаразвить зрительную память и внимание детей, научить их внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между

ними.

Оборудованиепары похожих сюжетных картинок, которые отличаются друг от друга заметными отличиями в деталях (цвет, форма, количество, местоположение).

ОписаниеРебенку показывается сначала одна картинка, затем после ее рассмотрения - другая, после чего он должен назвать по памяти отличия между ними. При необходимости взрослый может помочь ребенку наводящими вопросами.

10. «Запомни — назови»

Задачаразвить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок.

ОборудованиеI вариант: детям 3-4 лет предъявляются 4-5 картинок или хорошо знакомых предметов; для детей 5 лет количество картинок или предметов увеличивается до 6-7 штук.

II вариант: парные карточки, на одной из которых изображено определенное (в зависимости от возраста ребенка) количество предметов (см. I вариант), на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание.

I вариантРебенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.

II вариантСначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем
эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен помнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

11.«Запомни слова»

Задачаразвить слуховую память и внимание детей, расширить их словарный запас.

ОписаниеВзрослый медленно и четко называет слова, знакомые ребенку в этом возрасте и доступные ему для повторения: детям 3-4 лет - 4-5 слов; 5 лет - 6-7 слов. Играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускаются.

На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик), затем абсолютно разные.

  1. «Постучи, как я»

Задачаразвить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

ОписаниеВзрослый предлагает ребенку прослушать несложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

4. «Что изменилось?»

Задачаразвить зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.

Оборудование. I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.

II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим. количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.

Описание. I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.

II вариантРебенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев Ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.

Например: «На первой картинке у зайчика на бант, а на второй - галстук. Сначала ежик был в красной кофточке и нес на спине яблоко, а затем кофта стала синей, а на спине оказался гриб».

7. «Запомни и запиши цифры»

Задачаразвить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудованиекарточка с 2-3 написанными на ней цифрами.

ОписаниеВзрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребенок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

8. «Повтори за мной действия»

Задачаразвить у детей зрительную и двигательную память, координацию движений, научить их последовательному повторению действий за взрослым.

ОписаниеВзрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый показывает ребенку 5-6 движений, следующих сразу друг за другом, а ребенок должен запомнить их последовательность и самостоятельно повторить.

Например: руки вверх - вперед - в стороны - на пояс - присесть; руки вперед, присесть - руки вверх, встать - руки на поясе, прыжок.

9. «Посмотри — запомни — нарисуй»

Задачаразвить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудованиекарточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.

ОписаниеВзрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

12.«Запомни пары»

Задачаразвить зрительную память и ассоциативное мышление детей, тренировать их в умении соотносить подходящие по смыслу предметы.

Оборудованиезнакомые ребенку предметные картинки, из которых можно составить пары, подходящие друг другу по смыслу.

ОписаниеКартинки перемешиваются и раскладываются на столе. Взрослый произносит слова к каждому из которых ребенок подбирает соответствующую картинку и подходящую ей по смыслу парную картинку.

Например: ваза - цветы, собака - ошейник, ключ - замок, тарелка - ложка и т. д. По мере тренировки взрослый может проводить игру на слух (без картинок), называя одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе.

13.«Ответь на вопросы»

Задачаразвить у детей зрительную память, умение внимательно рассматривать картинку и запоминать ее детали.

Оборудованиесюжетные картинки для рассматривания.

ОписаниеПосле рассматривания ребенком картинки взрослый ее убирает и задает вопросы по ее содержанию.

Инструкция взрослого при этом может быть следующей. Сначала: «Посмотри внимательно, какие подарки принесли зайке на день рождения его друзья»; затем: «Помоги зайчику вспомнить, кто что подарил».

Или сначала: «Постарайся запомнить, кто в каком домике живет», затем: «Вспомни, кто в каком домике живет».

Картотека

игр на развитие памяти

для детей (4-6 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста

Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку. Упражнения лучше п...

Картотека упражнений для развития чувства ритма у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по формированию чувства ритма носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом (они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирова...

Картотека игр для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста

Картотека игр для развития творческого воображения для детей дошкольного возраста (старшая группа)...

Картотека игр для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений, а также для родителей детей дошкольного возраста...

"Развитие памяти и мышления детей дошкольного возраста посредством мнемотехники"

Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами  поведения, приобретением умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти...

«Развитие памяти и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов»

Стихотворения в дошкольном возрасте являются основным средством развития памяти. Заучивание стихотворений детьми приводит к развитию памяти...

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Картотека игр для развития навыка общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...