Мнемотехника для развития памяти и речи детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Отличная память — ключ к успешному обучению ребёнка. Чтобы развивать память уже в раннем возрасте, можно использовать различные методы запоминания. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие методы запоминания подходят для развития памяти и речи у детей дошкольного возраста и как их применять.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мнемотехника для развития памяти и речи детей дошкольного возраста

Отличная память — ключ к успешному обучению ребёнка. Чтобы развивать память уже в раннем возрасте, можно использовать различные методы запоминания. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие методы запоминания подходят для развития памяти и речи у детей дошкольного возраста и как их применять.

Что такое мнемотехника и мнемотаблицы?

Мнемотехника — это совокупность методов и приёмов, которые помогают человеку легко и быстро запоминать и воспроизводить информацию.

Существует несколько методов мнемотехники, все они основаны на использовании ассоциаций. Один из методов предполагает использование наглядных материалов, которые помогают человеку быстрее и эффективнее запоминать информацию.

Для развития памяти детей дошкольного возраста существует несколько типов мнемотехнических материалов: мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадраты — это схематичное изображение, которое кодирует слово, словосочетание или простое предложение. В качестве кода могут использоваться как предметы, так и действия. Например, «лунная ночь» может быть изображена в виде тёмного фона и светлой круглой луны.

Мнемодорожки — это ряд мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых общей темой. С помощью мнемодорожек можно закодировать небольшие рассказы, стихотворения, скороговорки и т. д.

Мнемотаблицы — это совокупность большого количества мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых общей темой. В мнемотаблицах закодирован гораздо больший объём информации, чем в мнемодорожках.

Как организовать занятие для развития речи и памяти с помощью мнемотехники

  1. Подготовьте текст и соответствующие ему наглядные материалы: мнемодорожку, мнемотаблицу или мнемоквадраты.
  2. Прочитайте текст ребёнку выразительно и неторопливо. Делайте паузы, чтобы ребёнок лучше усваивал информацию.
  3. Прочитайте текст ещё раз, но теперь останавливайтесь на изображениях из мнемодорожки или мнемотаблицы.
  4. Рассмотрите рисунки, обсудите их значение. Если ребёнок не понимает значение какого-либо изображения, замените его на более понятное.
  5. Прочитайте текст по частям, выделяя смысловые фрагменты.
  6. Предложите ребёнку пересказать текст, используя мнемодорожку или мнемотаблицу в качестве подсказки. Если ребёнку нужна помощь, помогите ему продолжить рассказ.

Можно использовать как уже готовые мнемотаблицы, так и таблицы с пробелами. В последнем случае ребёнок старшего дошкольного возраста может самостоятельно дополнить таблицу, вписав в пробелы изображения, которые будут соответствовать сюжету стихотворения или рассказа.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно

Вы можете самостоятельно создать мнемотаблицу, используя подходящий текст. Для этого вам понадобятся бумага, линейка и письменные принадлежности: карандаши, фломастеры или краски с кистью.

1. Выберите текст, который соответствует возрасту ребёнка и его уровню сложности.

2. Разделите текст на смысловые части. Чем младше ребёнок, тем короче должны быть эти части.

3. Разделите лист бумаги на квадраты, количество которых соответствует количеству частей текста.

4. В каждом квадрате изобразите то, о чём говорится в части текста, или то, с чем она ассоциируется.

5. Дополнительно можно перенести в квадраты и сам текст, который нужно запомнить.

Для детей 3–5 лет создавайте мнемотаблицы из 4–8 квадратов, а для детей 5–7 лет — из 8–16 квадратов.

В качестве материала для мнемотаблицы можно использовать стихотворения, небольшие рассказы на интересные темы или описания времён года: лета, весны, зимы и осени. Также можно учить стихи, загадки и скороговорки.

В ваших руках — эффективный инструмент для развития памяти и речи вашего ребёнка.

Подбирайте стихи и истории, которые будут интересны вашему малышу. Рассказывайте ему интересные факты об окружающем мире, чтобы расширить его кругозор. А если нужно запомнить что-то конкретное, используйте методы запоминания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы поддержки и развития чтения.

Доклад, подготовленный к неделе чтения в детском саду. Тема: Проблема развития связной монологической речи детей дошкольного возраста в проекции реализации государственной программы подде...

«Устное народное творчество как средство развития компонентов устной речи детей дошкольного возраста»

Моя работа, о развитие компонентов  устной речи  у детей с помощью устного народного творчества....

Система работы по развитию связной образной речи детей дошкольного возраста.

Обогащение связной речи детей образно-выразительными средствами речи: сравнениями, эпитетами, олицетворениями, метафорами, синонимами и антонимами на материале формирования монологического выска...

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста

Развитие звукопроизносительной стороны речи детей дошкольного возраста...

"Развитие памяти и мышления детей дошкольного возраста посредством мнемотехники"

Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами  поведения, приобретением умений, навыков, привычек - всё это связано с работой памяти...

«Развитие памяти и речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов»

Стихотворения в дошкольном возрасте являются основным средством развития памяти. Заучивание стихотворений детьми приводит к развитию памяти...

«Игры в стиле «Мемори» для развития памяти, мышления, внимания детей дошкольного возраста»

Существует множество методик, технологий и развивающих игр, которые доступны педагогам для организации игровых сеансов с использованием игр для развития памяти, внимания и мышления. Любые развивающие ...