КОНСУЛЬТАЦИЯ
консультация (средняя группа)

Шевцова Ксения Андреевна

Консультация  «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Мнемотехника, как средство мотивации речевой активности детей»

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения словосочетаний «дождь идет» используется зонт, «ветер дует» — наклонившееся дерево.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начинала работу с простейших символов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуются следующие размеры таблицы:

для дошкольников среднего возраста — таблицы на 6 клетках;

для дошкольников старшего возраста — таблицы на 9-12 клетках;

для подготовительного к школе возрасту-таблицы на 12-15 клетках.

Нужно отметить, если вы сделали, например слова «холодный» – изображением лягушки, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу не заменять символ.

 Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. 

Мнемотаблицы: 
-являются дидактическим материалом по развитию речи; 
-их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; 
-использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть.

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

1.Развитие речи и пополнение словарного запаса.

2.Преобразование образов в символы.

3.Развитие памяти, внимания и образного мышления.

4.Развитие мелкой моторики.

Мнемотаблицы  эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка – символ, изображающая действие или предмет; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном  графическом воспроизведении текста. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения совместно с детьми необходимо разработать  и составить мнемотаблицу, но вначале эмоционально прочитать детям стихотворение, и провести словарную работу по активизации незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. Следующий этап работы с мнемотаблицей — эмоциональное, выразительное воспроизведение текста стихотворения. В процессе работы большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока кодируют его в таблице, так как при шифровке текста происходит детальный разбор и привязка к зрительному образу, что способствует расширению мыслительных процессов. Постепенно память дошкольников укрепляется,  их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. При таком способе работы стихотворение запоминается целиком. Разучивание стало для дошкольников делом весёлым, эмоциональным, и при этом содержание текста – осязаемым, видимым, представляемым. Владение мнемотехникой позволяет параллельно решать ряд задач: развитие мелкой моторики рук, совершенствование навыков ориентировки на плоскости листа и др. Существуют правила работы с мнемотаблицами:

1. не использовать больше 2-х схем в день;

2. число квадратов в схеме не должно превышать девяти;

3. таблицы должны быть цветными, но главное понятными детям;

4. занятия строятся по принципу от простого к сложному, от мнемоквадратов

до цепочек, и позже – к таблицам.

Применяются мнемотаблицы для обогащения словарного запаса, при обучении

составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, заучивании

стихов и при пересказах художественной литературы.

Работа с мнемотаблицами строится в три этапа:

1. рассматривание таблицы и разбор изображений;

2. преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование);

3. пересказ или рассказ текста с опорой на таблицу.

Средства мнемотехники можно использовать в играх и игровых упражнениях,

что позволяет осуществлять работу более эффективно и гармонично.

Так как дети принимают «условность» легко, данная технология

многофункциональна и обладает вариативностью. Для преодоления

различных лексико – грамматических трудностей можно применять

следующие дидактические игры: «Один – много», «Назови ласково»,

«Угадай – ка!», «Назови одним словом», «Маленький, большой, огромный»,

«Хлопни!», «Кулинар» и др.

Для развития логического мышления, памяти и внимания используются игры:

«Собери картинку», «Найди пару», «Что забыл нарисовать художник?»,

«Что лишнее?» и др.

Таким образом, использование средств мнемотехники в овладении детьми

связной речью позволяет ребенку, опираясь на образы памяти, устанавливать

причинно – следственные связи, делать выводы, что ускоряет и облегчает

процесс овладения связной речью в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....