Роль загадки в развитии ребенка
методическая разработка (старшая группа)

Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.

                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_zagadki_v_razvitii_rebenka.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Роль загадки в развитии ребенка

Загадка — это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают способность к анализу и обобщению, приучают к рассуждению и доказательству.

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие.

                 Виды загадок с примерами.

1.                  Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма: Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает? Ответ: замок. Стихотворная форма: Серая шейка,  Жёлтый носок,  Плавает в речке  Как поплавок. Ответ: уточка.

2.                  Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово  так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым маленьким "отгадывальщикам" — загадки попроще. Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)

У меня пропал носок, утащил его… (щенок)

В реке большая драка: поссорились два… (рака)

 Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)

Не боюсь я слова "брысь", — я лесная кошка… (рысь)

3.                  Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки:  Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ... (мишка,  белка)

С пальмы вниз, на пальму снова Ловко прыгает ... (корова, обезьяна)

 Ржёт на поле поутру Длинногривый ... (кенгуру, конь)

 Слышал даже иностранец — Всех в лесу хитрее ... (заяц, лиса)

4.                  Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются. 

 У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)

 Двенадцать братьев Друг за другом бродят, Друг друга не обходят. (Месяцы)

По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь)

 У меня который год ежик в комнате живет. Если пол намазан воском, Он натрет его до лоска. (Полотер)

Стучат, стучат — не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)

5.                  Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь.

Например: Скоро 1 0 лет Сереже — Диме нет еще шести. Дима все никак не может До Сережи дорасти. А на сколько лет моложе Мальчик Дима, чем Сережа? (на 4 года)

Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя).

 Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно. Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).

Черен, да не ворон. Рогат, да не бык. Шесть ног без копыт. Летит жужжит, упадет – землю роет (жук).  

 Принципы отбора загадок для детей  дошкольного возраста При отборе загадок для работы с детьми  дошкольного возраста необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.

6.                  Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие. Зимнее стекло Весной потекло.  Ответ:  лед

Пушистый ковёр  Не руками ткан,  Не шелками шит.  При солнце, при месяце  Серебром блестит.  Ответ:  снег

 Растут зеленеют Упадут пожелтеют Полежат почернеют Ответ:( листья)

7.                  Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь. Брат с братом сидит всю жизнь рядом, видят белый свет, а друг - друга нет. Ответ: глаза

 В брюхе баня, в носу решето, пупок на голове, рука на спине. Ответ: чайник.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие. Отгадай, какое слово есть у каждого портного? Это слово вместо шубы ежик носит на спине. Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне. Ответ: иголка

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей. В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.

 

                 Требования к загадкам к каждой возрастной группе

Для детей младшей группы характерно эмоциональное восприятие. В младшем возрасте активно развиваются внимание, память, становится наглядно-образной, формируется воображение. Благодаря этому на основе словесного описания дети могут создать образ предмета.

Тематика загадок ограничена небольшим жизненным опытом детей. Это загадки об игрушках, домашних животных, некоторые предметы домашнего обихода, продукты питания. Загадки могут иметь подсказку. Загадки для детей младшей группы должны быть лаконичны, с яркими характеристиками, конкретными образами, не должны быть подробными. У детей младшей группы еще мал жизненный опыт и не сформировано абстрактное мышление, поэтому, часто воспитатель сам дает ответ на загадку. Желательно отгадку показать, используя рисунки, игрушки и т.п. и обязательно еще раз повторить текст загадки. Дети будут запоминать загадку и, в следующий раз, сами ее отгадают.

Голодная - мычит, сытая - жует,

Всем детям молоко дает.(Корова)

Кто нам песенку такую

Все время поет: «Ку-ка-ре-ку!?»(Петушок)

Зубов нет, а кусает.(Крапива)

Дети среднего дошкольного возраста умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.). Сравнивать предметы между собой. Согласно программе воспитания в детском саду, дети этого возраста знакомятся с особенностями овощей, фруктов, характерными признаками животных, учатся наблюдать явления природы, узнают о назначении предметов домашнего обихода, транспорта.

Тематика загадок: домашние и дикие животные, предметы домашнего обихода, одежда, еда, явления природы, средства передвижения. Загадки могут быть подробные, как рассказ о предмете. Можно подбирать загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. Детям средней группы воспитатель иначе преподносит загадку. Он ее загадывает, помогает отгадать, и, вместе с детьми выясняет, что именно подсказало отгадку. Тексты загадок изучаются с детьми во вторую половину дня во время индивидуальной работы. В окончание средней группы с детьми можно проводить развлечения на основе загадок.

Скатерть белая весь мир накрыла.(Снег)

Колючий клубок прибежал в садок.(Еж)

Подобные образные средства понятны детям благодаря большому внешнему сходству.

Старшие дошкольники знакомятся с живой и неживой природой, наблюдают за животными, птицами, насекомыми, их поведением, образом жизни. Они следят за ростом и развитием растений, собирают плоды и семена, отмечают изменения погоды. У детей углубляются знания о труде людей, орудиях труда, о транспорте, технике и ее назначении.

Тематика загадок: животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, явления природы и их закономерности, предметы обихода, орудия труда, средства передвижения, связи, информации, спорт, человек, книга. Характеристика предмета может быть короткой, но один из признаков должен быть характерным.  Дети старшего дошкольного возраста не просто отгадывают загадку, а уже сами должны объяснить, почему именно такая отгадка. Дети могут загадывать загадки друг другу. Целесообразно проводить «Вечера загадок», развлечения с элементами соревнования, литературные викторины. Детей учат составлять описания-загадки. Чтобы описание-загадку другие дети смогли отгадать, она должна быть образной, яркой, точной. А наличие у детей необходимых умений, знаний, навыков будет зависеть от работы воспитателя с малышами и его творческого подхода к работе с загадками.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)

Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык)

Сам черный, и не ворон,

Есть рога, и не бык,

Шесть ног без копыт. (Рогатый жук)

 

                Два способа доказательства при отгадывание загадок

СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ОТГАДОК
      Отгадать загадку и доказать правильность отгадки — не одно и то же. Как мы уже убедились, чтобы отгадать загадку, бывает порой достаточно одного признака, случайной ассоциации, внезапной параллели. А чтобы доказать отгадку, необходимо последовательно развернутое логическое рассуждение, строгая обоснованность каждого положения. Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки.
      Поэтому любая первичная отгадка требует ее проверки системой доказательств. И если первичная отгадка оказывается неудачной, подбирается другая, которая снова проверяется системой доказательств. И так до тех пор, пока рассуждения не убедят в том, что вывод правилен.
      Доказательство является своего рода логическим приемом самопроверки, самоконтроля при отгадывании и в то же время средством убеждения других. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснять, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «Как догадался? Почему так решил? Объясни, как ты думал». Такие вопросы учат его рассуждать, объяснять, доказывать.
      Чем может ребенок обосновать отгадку? На какой основе построить доказательство? Снова обратимся к структуре загадки.
      Любая загадка включает в себя одну обязательную составную часть, необходимую для доказательства: доводы, основания, посылки. Этими основаниями являются названные в загадке признаки предметов или явлений. На них и строится доказательство. Отгадка — это не что иное, как тезис, т. е. положение, которое необходимо доказать. Обоснование отгадки представляет собой рассуждение. В нем сопоставляются основания (признаки предмета или явления) с выводом (отгадкой), в результате чего делается умозаключение о правильности отгадки.
      Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, характеризующие предмет загадывания, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему представляет собой само доказательство. Последовательность установления связей между основаниями (признаками) и отгадкой называется способом доказательства.
      Способ доказательства представляет собой не отдельное суждение, а логическую связь суждений, приводящую к определенному логическому выводу. Порядок связей должен быть найден самим отгадывающим. От последовательности установления связей и полноты их раскрытия зависит логичность и убедительность доказательства.
      Существуют два различных способа доказательства отгадок.
      Первый способ:
 доказательство начинается с объявления отгадки (тезиса), после чего следует подтверждение ее признаками (доводами).
      Второй способ: доказательство начинается с рассмотрения признаков и установления связей между ними, т. е. с рассуждения, доводов, а отгадка (тезис) является логическим выводом, итогом рассуждения.
      Способ доказательства определяется содержанием, композицией загадки, своеобразием логической задачи.
      К первому способу доказательств обращаются обычно в тех случаях, когда загадка заканчивается вопросом:
     
      Снег на полях,
      Лед на реках,
      Вьюга гуляет.
      Когда это бывает?
     
      Дети отгадывают и предлагают доказательства: «Это бывает зимой (тезис), потому что зимой на полях снег, на реках лед и вьюга завывает» (доводы).
      Ко второму способу доказательств прибегают при отгадывании загадок, в которых перечисляется ряд признаков и нет прямого вопроса. В этом случае отгадывающий рассуждает, сопоставляет признаки между собой, устанавливает связи и приходит к выводу-отгадке:
     
      Длинное ухо,
      Комочек пуха.
      Прыгает ловко,
      Любит морковку.
     
      Дети рассуждают: «Длинные уши бывают у зайчика и у кролика; зайчик и кролик пушистые и ловко прыгают, только зайчику негде взять морковку, а кролику морковку дают (доводы). Значит, это кролик» (тезис).
      К этому способу доказательств дети обращаются при отгадывании загадок, построенных на отрицательном сравнении:
     
      Круглая, да не мяч,
      Желтая, да не масло,
      Сладкая, да не сахар,
      С хвостиком, да не мышь.
     
      Ребята рассуждают: «Круглыми бывают помидор, редиска, репа. Только помидор красного цвета, редиска розового, а репа желтого. Она и сладкая. А хвостик — это корешок. Значит, это репа» (тезис).
      Способ доказательства зависит от количества признаков и полноты связей, представленных в загадке, т. е. от сложности логической задачи, которую приходится решать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль загадки в развитии ребенка

В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение вы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РОЛЬ ЗАГАДКИ В РАЗВИТИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Предлагаю вашему вниманию уважаемые педагоги и родители использовать  загадки как  увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга....

Роль загадки в воспитании ребенка.

Консультация для родителей...

роль загадки в развитии ребенка

виды загадок .методика работы с загадками...

Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании ребенка»

Развлекать ребенка можно и нужно с пользой. Один из самых известных способов, не теряющий своей актуальности, – обычные загадки. Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления...

Роль загадки в развитии ребенка

В современном детском саду загадки используются, как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение в...