ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (подготовительная группа)

БОРЗОВА АЛЬБИНА ЮРЬЕВНА

В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены современные методы и формы педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах формирования гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    В настоящее время становление гендерной идентичности детей является серьезной проблемой. Это обусловлено рядом причин: социальные изменения, происходящие в нашем обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения, унификация полов, рост проблем, связанных с нестабильностью супружеских отношений, многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины, ориентировка отечественной педагогики на психологические и возрастные особенности ребенка, мало учитывая гендерные особенности детей.

      Научно доказано, что гендерным воспитанием нужно начать заниматься с самого  раннего возраста, т.к. именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли, ведь дошкольный возраст – это период, когда интенсивно идет процесс становление самосознания ребенка.

   В дошкольных учреждениях с целью  воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей ведется целенаправленная работа.

Основная задача педагогов ДОУ - помочь детям осознавать себя как представителя определенного пола, формировать первоначальные умения и навыки гендерного поведения во всех сферах жизни и т. д..

    Но невозможно осуществлять полноценное гендерное воспитание детей  в отрыве от семьи - самого важного института воспитания.

     Семья играет ведущую роль в осознании ребенком себя как представителя определенного пола. В семье он наблюдает за формами поведения своих родителей, их ролями в семье, видами деятельности, которые предпочитает  мать и отец. Он впервые знакомится с качествами мужественности и женственности, доброжелательными отношениями между представителями разных полов, приобретает первый опыт поведения с девочками и мальчиками.
      Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть компетентными в этом направлении.

      Но мониторинг уровня компетентности и уровня осознания родителями своей роли  в гендерном воспитании детей, определения потребности в знаниях по данному направлению, проведенный нами, показал, что родители понимают важность дифференцированного подхода в воспитании девочек и мальчиков, но не обладают достаточными знаниями, не знают, как это делать (60%), 30% родителей считают, что воспитывать мальчиков и девочек нужно одинаково,  только 10% родителей владеют информацией о гендерной социализации дошкольников.

       Задача воспитателя в данной ситуации: в удобной и доступной для них форме формировать позитивную мотивацию к осознанию родителями  своей роли в гендерном воспитании детей дошкольного возраста, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить  их в деятельность образовательного учреждения.

   С этой целью мною был разработан долгосрочный проект "Два разных мира". В ходе реализации проекта решались такие задачи, как педагогическое просвещение родителей в области гендерной социализации дошкольников в ходе использования различных форм взаимодействия; вовлечение родителей в образовательный процесс с целью накопления, обогащения опыта в воспитании девочек и мальчиков.

     Установление сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах гендерного воспитания проводилось в различных формах.

     Была создана творческая группа, которая составила план детско-взрослого взаимодействия и план создания пространства детской реализации.

       Совместно с родителями было оформлено пространство детской реализации: зоны свободной деятельности мальчиков и девочек (" Мастерская по ремонту мебели для мальчиков, центр "Кухня", "Парикмахерская", " Мастерская по ремонту автомобилей"  т.д., атрибутами к сюжетно-ролевым играм, приобретены различные игрушки. Создана картотека игр по теме. Оформлен лэпбук «Девочки  и мальчики», где дети знакомятся с мужскими и женскими профессиями, с мужской и женской одеждой,  собирают разрезные картины, рассматривают иллюстрированные сказки о мальчиках и девочках и т.д.

      Родительским комитетом совместно с педагогами группы был подготовлен информационный материал по интересующей теме: информационный листок «Полоролевая социализация дошкольников»; информационные окна «Чем занять мальчиков и девочек в семье», «Трудно ли быть папой», «Мама- лучший друг», «Величие небольших различий»; стендовый материал по теме «Умные игры для девочек и мальчиков», «Как развивать ребенка с учетом пола?»; папка-передвижка «Гендерное воспитание», «Игры мальчиков, игры девочек»; газета, которая издавалась усилиями членами родительского комитета группы, освещающая наиболее сложные вопросы  развития  гендерной идентичности ребенка.

    Два раза  в год с целью повышения  гендерной компетентности родителей были проведены родительские собрания "Воспитание девочек и мальчиков в семье", «Наш дом — территория любви и взаимопонимания», в ходе  проведения которых были использованы различные приемы активизации родителей: «Мозговой штурм», «Разнос», «Ассоциации», «Коллективная запись», «Большая мечта», «Эвристические вопросы», «Инфо-карусель», «Развивающаяся кооперация» и т.д.

 Очень полезными для родителей были проведенные нами семинара- практикума "Учимся воспитывать мальчиков и девочек", родительской конференции «Мальчик и девочка -два разных мира», круглого стола «Нужно ли воспитывать девочек и мальчиков по-разному?», родительского всеобуча «Роль отца в воспитании дочери, или внимание папы», практикума «Хочу знать и понять», на которых родители, решая различные жизненные ситуации, специально созданные педагогические ситуации постигали азы гендерного воспитания своих детей. Вопросы для обсуждения предлагали сами родители, заранее опуская записки с текстом вопроса в специально изготовленный ящик  «Ваши вопросы — наши ответы».

     Родителям очень нравились групповые дискуссии, например,  «Роль народных и авторских сказок в гендерном  воспитании детей»,  где совместно обсуждали какой-либо спорный вопрос, пытались найти истину, "симпозиум" (родители выступают и раскрывают свою точку зрения по проблеме), и "дебаты" ( две команды высказывают свои точки зрения по определенному вопросу), «Имитации судебного заседания».

  Огромный опыт работы по данной проблеме получали родители во ходе проведения образовательных событий, н/р,  «Творческая мастерская», где с мальчиками папы изготовляли кормушки, скворечники, а мамы с девочками - вышивали, шили одежду для кукол, «День защитника Отечества»; «8 Марта — женский праздник», «Маленькая мисс»; культурно - досуговых мероприятий «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», "Девочки и мальчики - дружные ребята", эмоциональной силе которых невозможно переоценивать. Родители видят, как осуществляется гендерное воспитание во время праздников, дети радуются, как папы и мамы участвуют вместе с ними в играх, танцах и различают  разницу между человеком мужского и женского пола.

    Реализация детско-взрослого педагогического проекта "Два разных мира" показала, что при тесном сотрудничестве педагогов ДОУ и родителей, можно добиться положительных результатов. В результате проделанной работы у родителей повысилась педагогическая компетентность в гендерной педагогике. Проведенное повторное анкетирование показало, что у 90% родителей сформировалось представление о том, как надо воспитывать мальчиков и как воспитывать девочек. 70% детей старшего дошкольного возраста определяют гендерную позицию по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность; осознают собственное Я – мальчик (девочка), у 80% - пробуждаются чувства мужественности (женственности). Но, необходимо помнить, что только при систематической работе над данной проблемой можно достичь хороших результатов.

Итак, в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Для успешной работы в данном направлении важно тесное сотрудничество семьи и  детского учреждения. Задача педагогов детского учреждения - используя различные современные формы сотрудничества с родителями воспитанников, провести педагогическое просвещение родителей в области гендерной социализации дошкольников, приобщить родителей к работе в этом направлении, включить  их в деятельность образовательного учреждения.

Список литературы

  1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г.  Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.- М.: ТЦ Сфера, 2009
  2. Гендерное развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. – авт.сост. Нохрина В.Н. Екатеринбург, 2003г.
  3. Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. Учебно-практическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2008г.
  4. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста.- М. : ТЦ Сфера, 2006.

  5. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/05/05/gendernoe-vospitanie-doshkolnikov-v-usloviyah-detskogo


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: "Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

Цель: «Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности  по вопросу психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (закон...

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование....

Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

На этапе раннего развития у родителей становятся актуальными многие проблемы: чему нужно научить ребенка, как с ним играть, как справляться с его капризами и непослушанием и т.д. Где родителям детей р...

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...