Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей
статья на тему

Елена Алексеевна Миронова

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

Консультирование как форма работы по обеспечению психологической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развитию и образования детей

Одной из актуальных проблем дошкольного образования является взаимодействие семьи и ДОУ. Эффективной  формой  взаимодействия с родителями является консультирование. В нашем дошкольном учреждении консультирование ведется по 4 направлениям:

  • индивидуальное консультирование;
  • групповое плановое  или консультирование семей с идентичными проблемами;
  • стендовое;
  • дистанционное

Индивидуальное консультирование инициируют  родители (законные  представители), администрации детского сада или  сам педагог-психолог, а групповое – педагоги.

Если проанализировать проблематику обращений в этом учебном году, то она выглядит так:

  • готовность к обучению в школе (родители детей старших и подготовительных групп) – 50% всех обратившихся за консультацией;
  • адаптация к ДОУ – 10%;
  • гиперактивность, нарушение внимания – 10%;
  • нарушения познавательного развития (медлительность, невнимательность, плохая  организованность, память) – 15%;
  • упрямство, непослушание – 4%;
  • страхи, тревожность, нарушение коммуникации – 4%;
  • сложные жизненные ситуации (развод,  потеря близких) -2%;
  • другие проблемы -5%

Анализ показывает, что значительная часть обращений прямо или косвенно связана  с проблемами самих родителей, а именно:

  1. Родители недостаточно знакомы с возрастными особенностями детей, у них сформированы неправильные воспитательные представления и установки. Очень часто они выдвигают завышенные или наоборот заниженные требования, недооценивают реальные достижения ребенка, результаты его игровой и коммуникативной деятельности;
  2. Личностные характеристики родителей, которые демонстрируют недостаточную психологическую зрелость, авторитарность, тревожность, проецируя свои проблемы  на детей.
  3. Отношения родителей и воспитателей, нежелание родителей взаимодействовать с педагогами. Следствием этого является психологическая напряженность, слухи, обсуждение которых переносится в интернет пространство, социальные сети. Это, безусловно, ставит под угрозу психологическую защищенность и самого образовательного учреждения, и всех участников образовательного процесса, так как зачастую градус обсуждения зашкаливает и приобретает неприемлемые формы.  

Групповое консультирование проводится во время родительских собраний или тематических встреч с родителями, которых объединяют схожие проблемы.  Интересующими родителей темами являются:

  • У школьного порога;
  • Адаптация без слез;
  • Психологические особенности дошкольников;
  • Кризис 3-х лет;
  • Дети и компьютер: правила безопасности;
  • Страхи и др.

Еще одним направлением работы по психологическому консультированию является стендовое консультирование. Ежемесячно, в групповом уголке, обновляется материал для родителей, исходя из особенностей группы, потребностей детей, ее посещающих, возрастных характеристик. Информация под заголовком «Советы психолога» подается лаконично, доступно, схематично.  В стендовом или постерном консультировании эффективнее решаются задачи, поставленные ФГОС ДО.

Достаточно востребованной в нашем детском саду стала дистанционная форма консультирования, которая осуществляется через сайт ДОУ, личный сайт педагога-психолога. Тематика консультаций, размещенных на сайте ДОУ, определяется запросами родителей (законных представителей) воспитанников, воспитателей, исходя из анализа диагностики, коррекционно-развивающей работы, наблюдений за детьми в ДОУ. Преимуществом этой формы является то, что информация подается системно и последовательно, родители могут вернуться к заинтересовавшей их теме.

Анализ посещения страницы и просмотра консультаций свидетельствует о том, что эта работа актуальна и полезна.

Таким образом, включение  консультаций, в том числе с применением ИКТ, в сферу работы с родителями, позволяет своевременно, доступно, адресно оказывать помощь родителям в воспитании и развитии ребенка, что ведет к оптимизации родительско-детских отношений, гармоничному психологическому развитию, эмоциональному благополучию ребенка и формированию безопасной среды ДОУ.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г.  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 .
  3. Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. - М.;Просвещение,  2015.-126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей в соответствии с ФГОС»

Задача детского сада оказать семье  педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг ...

«Родительский клуб как эффективная форма работы по обеспечению методической и психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста» (Обобщение опыта работы)

Создание семейного клуба «Школа молодых родителей» дает возможность перестроить традиционную систему повышения психолого-педагогического просвещения современной семьи в условиях детского с...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬИ И ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОПРОСАХ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматривается проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется сотрудничеству педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей. Представлены с...

Психолого-педагогическое сопровождение семей и повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ

Проблема психологического сопровождения детей с ОВЗ является неотъемлемой частью комплексного сопровождения и оказывает непосредственное влияние на личностное развитие ребёнка, процесс его адаптации и...