Брифинг "Роль сказки в жизни детей"
методическая разработка (старшая группа)

Ханжина Анастасия Анатольевна

Брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brifing_skazki_vzhizni_detey.docx81.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №7 «Жар-птица»

Брифинг «Роль сказки в жизни детей» 

3483_828aa4470b101abcb60253948ed6dc00.jpg

г. Нижневартовск, 2023

Цель: Повысить желание и стремление родителей в привитии положительной значимости сказки в жизни ребёнка. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной деятельности с детьми по ознакомлению со сказками. Расширить знания родителей о важности сказки в жизни ребёнка.

«Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Роль сказок в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.

Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.

В современном мире значение сказки в воспитании детей переходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действия представлены на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.

Сказка может не только воспитывать, но и корректировать поведение, во многих случаях снимать сложные психологические проблемы и стрессы, тревожащие неокрепшую психику ребенка. Для этого можно выбирать подходящие сюжеты уже существующих сказок и разбирать их в ролевых играх или театральных постановках. Отличным коррекционным моментом станет игра «Придумай по-другому», в которой ребенку предлагается создать новый финал любимой сказки. Обратите внимание, какие сюжетные ходы выбирает малыш, стремится ли он сделать финал истории счастливым, с какими персонажами ассоциирует себя и своих близких.

Но самая главная мораль – что есть зло, а что добро. В русских народных сказках именно это и выражено. В результате ребенок сравнивает себя с хорошим персонажем и знает, что зло наказуемо. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: - потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы. - потребность в компетентности. Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем. - потребность в активности. Герой всегда активен, всегда находится в действии: куда – то идет, кому – то помогает, с кем – то борется и так далее.

Почему сказка так эффективна в воспитании ребѐнка, особенно ребѐнка дошкольного возраста?

Во – первых, в дошкольном возрасте восприятии сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему мечтать и фантазировать. Но сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступном для понимания ребенка форме постигать их.

Во – вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть эмоционального объединения себя с другим человеком и присвоения его норм, ценностей образцов как своих.

Существует целое направление психотерапии, которое так и называется «сказкотерапия», или «сказкокоррекция». Взрослый сочиняет сказку, помогающую ребенку избавиться от тревог и страхов, повысить уверенность в себе, научиться общаться, освоить другую модель обучения и т. д.

Сказкотерапия бывает особенно эффективна в случаях детского упрямства, капризов, конфликтов со сверстниками и близкими … Лучше сочинять сказку вместе с детьми. Ребенок сам направит сюжет в сторону тревожащих его проблем, а вы, вероятно, откроете, что-то новое в его душевном мире. Чтобы сказка получилась интересной и полезной, необходимо соблюдать несколько правил.

• Сказку надо сочинять в хорошем настроении, никуда не торопясь.

 • Прекрасно, если ребенок воспримет это как новую увлекательную игру. Не стоит отрывать его от любимого занятия, иначе сказкотерапия не принесет плодов. Такая сказка уместна перед сном, во время прогулки.

 • Герои или героиня должны быть близки ребенку. Если ему нет еще 5 лет, лучше сочинить сказку про симпатичного зайчика, мышку, львенка. Для детей постарше главным персонажем может быть ребенок одного с ним пола и возраста. Но не стоит давать герою сказки имя вашего малыша. Ребенок и сказочный персонаж – не одно и то же.

 • События, происходящие с героями сказки, его переживания должны быть похожи на те, которые травмируют ребенка в реальной жизни, но не в мелких деталях. Полезно в сказке преувеличить трудности или даже довести ситуацию до абсурда. Например, если вы решили побороться с излишней плаксивостью, можно сочинить историю о маленьком инопланетянине, который так «заплакал» свою планету, что на ней буквально сухого места не осталось. Ее жители прилетели на Землю, чтобы земляне научили их строить лодки, а люди придумали, как успокоить плаксу. В сказке должны быть волшебство, вымысел, юмор.

• Не стоит помещать в сказку предметы и персонажей из реальной жизни (современный транспорт, оружие, ваших знакомых.) Правда и вымысел должны быть разделены четкой границей. Но если сам ребенок включает в сказку жизненные реалии – пусть они остаются.

• Не подвергайте критике то, что придумает малыш. Все, что он говорит, - ценно и обязательно должно быть включено в сказку, даже если выглядит слишком кровожадным или неприличным.

 • И, конечно же, счастливый конец обязателен. Герой всегда находит выход из трудных ситуаций, становится сильнее и красивее, а чудища оказываются смешными и не страшными.

Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребенка.

Старайтесь рассказывать ему добрые волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом, поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте сказки, близкие и полезные именно вашему ребенку. Сказки живут среди нас, надо только разглядеть, где и когда они начинаются.

Анкета для родителей  «Сказка в жизни вашего ребенка»

  1. Как часто Вы читаете (рассказываете) своему ребенку сказки?

______________________________________________________________________

  1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

______________________________________________________________________

  1. Просит ли Ваш ребенок читать (рассказывать) сказку несколько раз?

______________________________________________________________________

  1. Есть ли любимая сказка у Вашего малыша? Если есть – какая?

______________________________________________________________________

  1. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые слушал?

______________________________________________________________________

  1. Рассказывает ли ребенок сказку совместно с Вами или своим куклам (игрушкам?)

______________________________________________________________________

  1. Есть ли у ребенка книжки для самостоятельного рассматривания?

______________________________________________________________________

  1. Рассматривая иллюстрации к сказкам, задает ли Вам ребенок вопросы?

______________________________________________________________________

  1. Узнает ли Ваш ребенок сказку по иллюстрации?

______________________________________________________________________

  1. Есть ли у Вас дома какой-либо вид детского театра (настольный пальчиковый, кукольный и пр.?)

______________________________________________________________________

  1. Придумываете ли Вы когда-нибудь сказки для Вашего ребенка?

______________________________________________________________________

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Народная сказка в жизни детей"

В этой консультации содержтся полезная информация для начинающих воспитателей....

Из опыта работы:«Сказка в жизни детей».

Судьба ребенка зависит от того, какие взрослые люди его окружают. Если эти взрослые сумеют быть добрыми и умелыми воспитателями, если каждый день малыша будет наполнен умным разнообразным общени...

Русские народные сказки в жизни детей

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных....

Роль сказки в жизни детей дошкольников. (Консультация для родителей)

Сказки в жизни детей имеют огромное значение. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Данная консультация предназначена для родителей и воспитателей....

Какую роль играет сказка в жизни детей

консультация для  родителей...

консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"

консультация для воспитателей "Народные сказки в жизни детей"...

Мир сказки в жизни детей.

Благотворное и развивающее влияние сказки на ребенка ни у кого не вызывает сомнения. Сказка читается и рассказывается малышу на протяжении всего детства. Именно со сказки начинается приобщение к миру ...