Консультация для родителей "Для чего нужно учить с детьми стихи?"
консультация (старшая группа)

Лазарева Лариса Николаевна
Процесс разучивания с детьми стихов имеет множество преимуществ и пользы для их развития. Вот несколько основных причин:
 
1. Развитие речи: Открытие мира стихотворного языка помогает детям развивать свою речь. Стихи имеют ритм, рифму и мелодичность, что делает их более запоминающимися и увлекательными для детей. Чтение стихов помогает развивать слуховую память, улучшает произношение, обогащает словарный запас и учит детей основам грамматики.
 
2. Формирование эмоционального интеллекта: Стихи являются сильным средством для передачи и эмоциональных переживаний. Различные стихотворения могут вызывать радость, грусть, удивление или восторг у детей. Чтение стихов позволяет детям осознать и понять различные эмоции, а также учит их эмпатии и состраданию.
 
3. Развитие воображения и творческого мышления: Стихи открывают детям мир фантазии и помогают им развивать свое воображение. Чтение или изучение стихов способствует формированию креативного мышления, умения видеть мир в нестандартных ракурсах и находить необычные решения проблем.
 
4. Формирование литературного вкуса: Чтение стихов помогает детям понять, что слова могут быть красивыми и могут вызывать разные эмоции. Это способствует формированию у них интереса к чтению и литературе в целом.
 
5. Сплочение семьи: Учить стихам с детьми может быть замечательным семейным занятием. Стихи и рифмовки могут стать прекрасным способом провести время вместе, развлечься и поделиться эмоциями. Родители могут читать стихи вслух, а дети могут повторять за ними, раскрывая свои чувства и фантазию.
 
В конце консультации, родители должны понять, что учение стихам весело и развивающе для детей. Это является важной частью их образования и помогает формированию множества навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Зачем и как учить стихи»

Заучивание стихов наизусть развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается еще в том, что она, подобно музыке, своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние человека, что очень важно в современном, довольно агрессивном мире.

Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе. Лирическая поэзия дает возможность насладиться красотой слова и ритма. Психологи отметили, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. А сейчас проверьте себя! Как вы знаете стихотворения, с которыми познакомились в детстве? Наверное, многие взрослые и дети помнят стихотворение:

Кот Василий, где ты был? Я мышей ловить ходил. Почему же ты в сметане? Потому что был в чулане.

Или такой пример:

Мама спит, она устала. Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу, А уселась и сижу.

Или такой пример:

Маша варежку надела.

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал.

        Если вы припомнили, что авторами стихов являются Алексей Крылов, Елена Благинина, Нина Саксонская, то очень хорошо. Если нет— на это нужно обратить внимание. Как выбрать лучшее стихотворение для своего ребенка? С этой проблемой выбора сталкиваются все заботливые родители. Хорошо, если        родители        имеют        педагогическое,        филологическое        образование, достаточный опыт и художественный вкус и могут решить этот вопрос самостоятельно. Но значительная часть родителей дошкольников и младших школьников часто нуждаются в помощи при выборе стихотворения. Конечно, наилучший вариант для родителей — это использование классических, проверенных временем хрестоматий для определенного возраста.

Когда и как заучивать наизусть стихотворения с дошкольниками? Обнаружено,        что        стихи        содействуют        формированию        слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5 года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки - потешки.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов (с помощью зрительных опор, используя наглядно- иллюстративный материал). Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Например, стихотворение Л. Сорокина «Слышит мишка косолапый…» (текст стихотворения — картинка - зрительная опора):

Слышит мишка косолапый (медвежонок). Близкой бури грозный свист (дующий ветер). Он зовет на помощь папу (медведь).

Удержать последний лист (лист на ветке). Папа шепчет: Это осень… (осень)

А осеннею порой

Расстается лес с листвой.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками:

  1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно нравиться своей музыкальнос- тью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.
  2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку всё стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать

стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает— это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.

  1. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух, зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Приемы, помогающие лучшему запоминанию:

  • выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
  • договаривание детьми слов, которые рифмуются;
  • чтение стихов-диалогов по ролям;
  • драматизация (обыгрывание стихотворения).

Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.

Главное, что должны помнить родители, когда заучивают наизусть стихотворение с ребенком — это должно приносить удовлетворение обоим.

Лучше остановиться раньше, чем ребенок утомится. Лучше этим не заниматься, если ребенок категорически отказывается. Лучше вообще не заниматься разучиванием, если это вас раздражает.

Кот Василий

  • Кот Василий, где ты был?
  • Я мышей ловить ходил...
  • Почему же ты в сметане?
  • Потому что был в чулане...
  • Долго ль был там?
  • Полчаса...
  • Ну и что там?
  • Колбаса...
  • А откуда же сметана? Отвечай-ка без обмана, Расскажи нам поскорей, Как ты там ловил мышей.
  • Там сидел я возле кваса... Нюхал жареное мясо, Только глянул на творог - Вижу - мышка на порог!

Я - за мышкой по чулану И наткнулся на сметану, Зацепился за мешок, Опрокинулся горшок,

На меня упало Сало...

  • Где же мышка?
  • Убежала...

Алексей Крылов Лев

Как рисунок ни раскрашен - На рисунке лев не страшен:

Можно смело с ним играть, Вместе кушать,

Вместе спать...

Можно книжку взять под мышку - С этим львом пойти гулять!

А вот если б лев такой Появился здесь живой - С настоящими зубами И с горящими глазами... И такого льва кругом Обвести карандашом Да попробовать Резинкой

Потереть еще потом, - Он бы тут как заревел...

Он бы - все, И книжку б съел!

Елена Благинина Мама спит, она устала…

Мама спит, она устала… Ну, и я играть не стала!

Я волчка не завожу,

А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой …

А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу:

  • Я тоже двигаться хочу. Я бы многого хотела – Вслух читать

И мяч катать,

Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать. Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене,

А потом скользнул ко мне.

-Ничего, — шепнул он будто, — Посидим и в тишине …

Вот какая мама!» Мама песню напевала, Одевала дочку,

Одевала-надевала Белую сорочку.

Белая сорочка — Тоненькая строчка. Мама песенку тянула, Обувала дочку.

По резинке пристегнула К каждому чулочку.

Светлые чулочки На ногах у дочки

Мама песенку допела, Мама девочку одела:

Платье красное в горошках, Туфли новые на ножках… Вот как мама угодила —

К Маю дочку нарядила. Вот какая мама —

Золотая прямо!

 Нина Саконская Где мой пальчик?

Маша варежку надела

-Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! Маша варежку сняла.

  • Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь и найдёшь. Здравствуй пальчик!

Как живёшь?

Разговор о маме От чистого сердца, Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме. Мы любим её,

Как хорошего друга, За то, что у нас

С нею всё сообща, За то, что, когда

Нам приходится туго, Мы можем всплакнуть У родного плеча.

Мы любим её и за то, Что порою

Становятся строже В морщинках глаза. Но стоит с повинной Прийти головою – Исчезнут морщинки, Умчится гроза.

За то, что всегда Без утайки и прямо

Мы можем доверить Ей сердце своё.

И просто за то,

Что она – наша мама, Мы крепко и нежно Любим её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужно играть с детьми

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассма...

Конспект беседы в подготовительной группе «Для чего нужно учиться ?»

Цель: формирование осознанного отношения к учёбе.Задачи:1.Формирование представления о школе, о значении знаний, полученных на уроках.2.Воспитывать интерес детей к образовательной деятельности, желани...

Педагогический проект «Для чего нужна гимнастика?» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект«Для чего нужна гимнастика?»(с детьми старшего дошкольного возраста)...

Педагогический проект «Для чего нужна гимнастика?» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Педагогический проект«Для чего нужна гимнастика?»(с детьми старшего дошкольного возраста)...

Календарное планирование воспитательно-образовательной работы Тема: «Детский сад. Школа. Для чего нужно учиться!»

Развитие познавательного интереса, интереса к школе, к книгам. Закрепление знаний детей о школе, о том, зачем нужно учиться, кто и чему учит в школе, о школьных принадлежностях и т. д....

Консультация для педагогов "Для чего нужно учить детей играть в шахматы? Мастер класс "Линейный мат"

Обучение игре в шахматы – не самоцель! Мы не стремимся из каждого ребенка вырастить Карпова или Каспарова. Намного важнее использовать игру в шахматы как средство наиболее полного раскрытия того...