Консультация "Способы развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"
консультация

Воробьева Ольга Константиновна

Трёхлетний ребёнок плохо воспринимает обучение в «школьном» формате, и единственный способ что-либо тренировать с малышами — это игра. Усложнять задания следует постепенно, основываясь на способностях ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трёхлетний ребёнок плохо воспринимает обучение в «школьном» формате, и единственный способ что-либо тренировать с малышами — это игра. Усложнять задания следует постепенно, основываясь на способностях ребёнка.

До 3 лет

«Повторяй за мной»

Суть упражнения в том, чтобы показать ребёнку несколько движений, которые он должен точно повторить. Вы можете менять условия, превратить игру в логопедическую, если попросите ребёнка повторять движения языка и губ.

Плюс этого упражнения не только в том, что во время физических упражнений кровь быстрее насыщается кислородом и активизируется мозговая деятельность, но и в удовольствии — дети любят подвижные и весёлые игры.

«Что исчезло?»

Выставите несколько игрушек перед малышом и попросите запомнить их. Затем попросите его отвернуться и уберите один из предметов. Повернувшись обратно, ребёнок должен заметить, какой предмет и откуда пропал. Предметы могут не пропадать, а меняться местами или добавляться, а изменения могут происходить с несколькими предметами сразу.

Если ребёнок легко справляется с задачей, условия можно поменять: спрячьте игрушку ребёнка и разыграйте с ним сценарий, в котором кто-то похитил эту игрушку, и её надо срочно вызволить из плена.

Сначала «похищайте» крупные и заметные игрушки, затем более мелкие и менее привлекательные. После того как ребёнок вспомнил, какой игрушки не хватает, можно устроить квест и искать пропажу по принципу «горячо — холодно». Можно искать по подсказкам, по фотографии или другим способом.

«Найди отличия»

Детям до двух лет можно предложить сравнить одинаковые на первый взгляд картинки или предметы.

Собирая с ребёнком цветные кубики, называйте их цвета. Ближе к трём годам важно научить ребёнка пересказывать прочитанные ему сказки и стихи. Задавайте малышу много вопросов — такой метод не только развивает память, но и речь.

От 3 до 4 лет

Особое внимание в этом возрасте следует уделить развитию образной и словесно-логической памяти.

«Рассказ»

Покажите ребёнку картинку и попросите его охарактеризовать её : что на ней нарисовано, какие эмоции у персонажей на ней, что они делают и что с ними будет потом.

«Карточки с картинками»

Главная цель упражнения — научить ребёнка фантазировать. Покажите ему карточки, на которых изображены животные. Затем уберите картинки и попросите его представить, что он гуляет по зоопарку. Называйте тех животных, которых малыш увидел на карточках, но нескольких пропустите. Пусть малыш скажет, кого не хватает в зоопарке. Постепенно увеличивайте количество карточек-картинок.

«На вкус и цвет»

Это упражнение развивает связь между разными видами памяти. Попросите ребёнка представить яблоко. Пусть он подробно расскажет, какой оно формы, цвета и какое на вкус. Затем попросите описать лимон, апельсин, арбуз и так далее.

«Маршрут»

Предложите ребё нку проговорить маршрут до известного ему места: садик, парк, детская площадка. Чтобы усложнить задачу, попросите ребёнка описать маршрут в обратную сторону или объяснить другому человеку путь до места, где тот ещё ни разу не был.

Методика Марии Монтессори

Этот метод отлично подойдёт детям от 3 до 5 лет, которые начинают учить буквы. Для тренировки по Мотнессори вам потребуются карточки с буквами. Вы можете изготовить их самостоятельно или купить готовые. Попросите ребёнка пальцем обвести контур буквы и назвать звук. Как только малыш выучит согласные и гласные звуки, переходите к словам и несложным фразам. Метод Монтессори помогает ребёнку не только научиться читать, но и развивать мелкую моторику и логику.

Карточки Домана

Методика Домана основана на работе с карточками, которые помогают запоминать информацию. Вы можете создать карточки самостоятельно или приобрести готовые в книжном магазине. Сначала покажите малышу первые 15 карточек с простыми словами и проговорите их. Потом попросите ребёнка повторить сказанное вами. Когда он освоит все карточки, составляйте из слов словосочетания. Эта методика не только развивает память, но и помогает запоминать новые слова, даже иностранные.

от 5 до 6 лет

В этом возрасте важно тренировать кратковременную память.

Логические ряды

Покажите ребёнку изображения нескольких предметов в ряд, потом перемешайте карточки и попросите его вернуть картинки в исходное положение.

Запоминание деталей

Поиграйте с рёбенком в сыщика, который внимательно запоминает детали. Покажите фотографию человека и его досье, состоящее из слов и словосочетаний«любит мороженое»«живет с собакой»«носит полосатые носки». Потом предложите ребёнку опознать человека по описанию. Можно купить карточки с изображениями людей, животных или транспорта. Разложите картинки перед ребёнком, опишите одну из них и попросите ребёнка выбрать карточку согласно характеристикам.

Графические упражнения

«Соединялки», лабиринты и «обводилки» — кладезь заданий. Предложите ребёнку задания, где надо соединить точки, чтобы получился узор, рисунок, буква или слово. Графические упражнения также развивают мелкую моторику.

Дополнив упражнения ассиметричной пальчиковой гимнастикой, мы получаем хороший «брейн-фитнес» для дошкольника, который помогает развиваться, готовиться к школе и разнообразить общение взрослого с ребёнком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти дет...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект....

Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

Условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивани...

Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

В мастер - классе описан опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии памяти у дтей дошкольного возраста....

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В нем представлены игры, полезные для развития детской памяти....