Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.
картотека (старшая группа)

Насибулина Эльвира Абдулахатовна

 Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе  направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

 Предлагаемые нами упражнения не требуют от родителей  больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них  можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки,  мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять, начав  заниматься, в большинстве случаев вы сами сможете  придумывать аналогичные. Упражнения не следует выполнять по порядку, выбирайте  сначала те, которые более интересны Вам и Вашему ребёнку.  Если какое-то упражнение не пошло, не давите на ребёнка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к этому через какое-то время.

Четвертый лишний.

Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам. Почему?

• Яблоко, груша, картофель, слива

• Шапка, брюки, пальто, сапоги

• Чашка, ваза, миска, ложка

• Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

• Придумайте сами

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

 Простые вопросы:

• Кто больше – кот или коза?

• Днём светло, а ночью?

• Небо голубое, а трава?

• Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?

• Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?

• Почему у всех автомобилей тормоза?

• Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?

• Чем различаются гвоздь и винт?

Развиваем память.

Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

• Дом, солнце, ворона, часы, карандаш

• Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка

• Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка

• Придумайте сами

Научите ребёнка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

 Развитие общей координации и точности движений.

а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом;

б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;

в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.

 Знакомство.

Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.

 Игра «Пожалуйста».

Ребёнок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».

 Чего не хватает?

Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.

 «Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть.

Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребёнок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.

 Развиваем речь.

Просите ребёнка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).

Развиваем фонематический слух:

а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребёнок должен услышать и назвать это другое слово:

• Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора

• Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос

• Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса

• Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша

Если ребёнок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.

б) «назови звуки». Ребёнок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…

Игра «Пантомима».

Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой.

 Мои достоинства.

На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте.

Лесенка. Нарисуйте лесенку из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка (фигурку мальчика или девочки можно вырезать из бумаги). Попросите ребёнка представить, что на ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, на самой верхней - самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, на самой нижней ступеньке – самые плохие дети. На какую ступеньку ты поставишь себя? На какой хотел бы быть? На какую ступеньку тебя поставили бы мама, папа, бабушка…?

 Противоположные слова.

Предложите ребёнку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребёнка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий).

  Наблюдательность. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 Сходство и различие. Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор…

Развиваем моторику.

1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребёнок должен закончить.

2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.

3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.

4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребёнку попасть кончиком карандаша в точку.

5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.

6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.

7. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.

8. Лепка из глины и пластилина.

 

 Зоопарк на прогулке. Дети изображают любимых животных, имитируют их походку, поведение, характер. В какое животное хотели бы превратиться в волшебной стране?

 Три желания. Ребёнок рассказывает, что бы он пожелал, если бы поймал золотую рыбку (нашёл волшебную палочку). Почему именно это?

  Чувство ритма. Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребёнок должен её повторить.

 Разрезные картинки. Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребёнок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.

 Установление связей.

Ребёнок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

- линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)

- лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)

- Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)

- арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)

- кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)

- придумайте сами

 Я – вещь. Попросите ребёнка представить себя какой-либо вещью, почувствовать её характер. От имени этой вещи он рассказывает о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, привычках, о её прошлом и будущем. Можно это делать по очереди: мама представляет, что она скатерть, ребёнок – машинка; можно давать друг другу задания.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_doshkolnikov.doc312 КБ

Предварительный просмотр:

 Игры и упражнения для подготовки ребенка к школе  направленные на развитие внимания, памяти, мышления, повышение самооценки.

 Предлагаемые нами упражнения не требуют от родителей  больших затрат времени и подготовки. Некоторые из них  можно проводить в виде игры во время прогулки, уборки,  мытья посуды. Задания можно видоизменять, дополнять, начав  заниматься, в большинстве случаев вы сами сможете  придумывать аналогичные. Упражнения не следует выполнять по порядку, выбирайте  сначала те, которые более интересны Вам и Вашему ребёнку.  Если какое-то упражнение не пошло, не давите на ребёнка, найдите другое подобное, придумайте аналогичное сами, либо вернитесь к этому через какое-то время.

Четвертый лишний.

Можно выкладывать предметы, показывать картинки, для детей постарше – просто называть слова. Назвать, что не подходит к трём остальным словам. Почему?

• Яблоко, груша, картофель, слива

• Шапка, брюки, пальто, сапоги

• Чашка, ваза, миска, ложка

• Тетрадь, машинка, кукла, пирамидка

• Придумайте сами

Если использовать эту методику как развивающую, можно начинать с 3-5 картинок или слов, постепенно усложняя логический ряд, чтобы имелось несколько правильных вариантов ответа, например: кошка, лев, собака – лишними может быть и собака (не из семейства кошачьих), и лев (не домашнее животное).

 Простые вопросы:

• Кто больше – кот или коза?

• Днём светло, а ночью?

• Небо голубое, а трава?

• Яблоки, груши, сливы – что это? Шкаф, стол, диван?

• Маленький кот – котёнок, маленькая собака…?

• Почему у всех автомобилей тормоза?

• Чем похожи молоток и топор? Кошка и мышка?

• Чем различаются гвоздь и винт?

Развиваем память.

Назовите (прочитайте) медленно и отчётливо несколько слов. Ребёнок должен их воспроизвести в произвольном порядке. Назовите слова повторно.

• Дом, солнце, ворона, часы, карандаш

• Молоко, снег, стол, молоток, окно, книжка

• Песок, дерево, вазон, сахар, лопата, чемодан, ручка

• Придумайте сами

Научите ребёнка ассоциативному запоминанию слов: на дом светило солнце, прилетела ворона, посмотрела на часы и украла карандаш.

 Развитие общей координации и точности движений.

а) игра с мячом «Съедобное – несъедобное» (съедобное ловим, несъедобное отталкиваем), а также любые другие игры и упражнения с мячом;

б) игра «Зеркало»: ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого (как отдельные движения, так и их последовательность); передайте роль ведущего ребенку, пускай сам придумывает движения;

в) игра в «Тир»: попадание в цель различными предметами (мячом, стрелами, кольцами и др.). Это упражнение способствует развитию не только координации движений и их точности, но и глазомера.

 Знакомство.

Предложите ребёнку рассказать о себе так, как бы он сделал это, представляясь незнакомому человеку.

 Игра «Пожалуйста».

Ребёнок повторяет движения за взрослым, но выполнять должен только те, которые предлагаются после обращения «пожалуйста»: «пожалуйста, присядь».

 Чего не хватает?

Перед ребёнком выкладываются картинки (или игрушки) – до 10 шт. Он смотрит на них 1-2 минуты, затем отворачивается, а Вы меняете что-то, убирая или переставляя. Ребёнок должен посмотреть и сказать, что изменилось. При хорошей зрительной памяти ребёнок легко замечает исчезновение или перемещение 1-3 игрушек.

 «Да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть.

Задавайте простые вопросы: «Ты любишь конфеты?», «Какого цвета снег?». Ребёнок должен отвечать, не говоря слов «да», «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок – уровень самоконтроля достаточно высок.

 Развиваем речь.

Просите ребёнка пересказывать короткие рассказы, сказки, мультфильмы. Ребёнок будет учиться согласовывать слова, правильно строить предложения, соблюдать логику рассказа (начало, середина, конец).

Развиваем фонематический слух:

а) «назови лишнее слово». Несколько раз повторите какое-то слово, а потом вместо него скажите другое, похожее. Ребёнок должен услышать и назвать это другое слово:

• Гора, гора, гора, нора, гора, гора, пора, гора

• Голос, голос, колос, голос, голос, голос, волос

• Коса, коса, коса, коза, коса, коса, роса

• Саша, Саша, Саша, Даша, Саша, каша, Саша

Если ребёнок ошибается, произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание на звуковые различия.

б) «назови звуки». Ребёнок должен назвать первый и последний звуки в словах: стол, кошка, автобус, улитка…

Игра «Пантомима».

Предложите ребёнку с помощью разнообразных поз, движений тела показать, как выглядят: добрый учитель; злой учитель; отличник; ученик, который плохо учится; не хочет идти в школу; старательно делает уроки; внимательный; невнимательный; боится отвечать; с удовольствием идёт в школу. Кого приятнее показывать? Предложите другие задания, не связанные со школой.

 Мои достоинства.

На большом листке бумаги напишите вместе с ребёнком список его достоинств. Прочитайте это другим взрослым, пускай добавят ещё какие-то достоинства. Список положите на видном месте. Регулярно перечитывайте его и дополняйте.

Лесенка. Нарисуйте лесенку из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка (фигурку мальчика или девочки можно вырезать из бумаги). Попросите ребёнка представить, что на ступеньку выше ставят хороших детей, чем выше – тем лучше дети, на самой верхней - самые хорошие дети. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей, на самой нижней ступеньке – самые плохие дети. На какую ступеньку ты поставишь себя? На какой хотел бы быть? На какую ступеньку тебя поставили бы мама, папа, бабушка…?

 Противоположные слова.

Предложите ребёнку называть противоположные слова к тем, что вы будете произносить. Например, зима – лето, высокий – низкий, холодно – жарко, мокрый - сухой. Если у ребёнка получается, попробуйте называть более сложные слова, обозначающие чувства, качества, состояния (весёлый – грустный, жадный – щедрый, замерзающий - тающий).

  Наблюдательность. Предложите ребёнку внимательно посмотреть на какой-нибудь предмет, а потом отвернуться и описать его. Так можно обращать внимание на прохожих, пассажиров в транспорте, вспоминать знакомых. Попросите вспомнить, что встречается по дороге в детский сад, магазин и т. д. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

 Сходство и различие. Предложите ребёнку сравнить (чем похожи и чем отличаются) между собой различные предметы и понятия. Для дошкольника это должны быть хорошо знакомые предметы (можно использовать картинки, сами предметы): молоко и вода, машина и трамвай, яблоко и помидор…

Развиваем моторику.

1. На листике в клеточку начните рисовать по линиям простой узор. Ребёнок должен закончить.

2. «Трудные виражи». Игра начинается с того, что Вы рисуете дорожки разной формы, в одном конце которых - машина, а в другом – дом (зайчик – морковка, и т. п.). Ребенок должен карандашом, не отрывая руки, «проехать» по изгибам дорожек.

3. «Парашютисты». В верхней части листа рисуются несколько точек (парашютисты), внизу – небольшой круг (место их приземления). Надо точными движениями, прямыми линиями сверху вниз посадить своих парашютистов.

4. «Попади в точку». Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребёнка на 10-15 сантиметров от листа, а затем предлагает ребёнку попасть кончиком карандаша в точку.

5. Нанизываем бусы, застёгиваем и расстёгиваем пуговицы, кнопки, крючки.

6. Вырезаем из бумаги, делаем аппликации, лепим из пластилина, рисуем, выкладываем узоры из фасоли и круп.

7. Очень желательны книжки – раскраски, мелкие конструкторы, мозаика.

8. Лепка из глины и пластилина.

 Зоопарк на прогулке. Дети изображают любимых животных, имитируют их походку, поведение, характер. В какое животное хотели бы превратиться в волшебной стране?

 Три желания. Ребёнок рассказывает, что бы он пожелал, если бы поймал золотую рыбку (нашёл волшебную палочку). Почему именно это?

  Чувство ритма. Взрослый демонстрирует комбинацию из 5-7 хлопков, а ребёнок должен её повторить.

 Разрезные картинки. Возьмите любую картинку, открытку и разрежьте её на несколько частей (в зависимости от возможностей вашего ребёнка). Попросите собрать. Если ребёнок справляется, постепенно усложняйте задания, выбирая картинки с более сложным рисунком или разрезая их на большее количество частей.

 Установление связей.

Ребёнок должен закончить предложение, которое вы начинаете. Он должен попытаться установить взаимно-обратную связь между величинами или размещением предметов в пространстве.

- линейка длиннее карандаша, а карандаш … (короче, чем линейка)

- лампа стоит на столе, а стол… (под лампой)

- Дима выше Саши, а Саша… (ниже Димы)

- арбуз больше яблока, а яблоко… (меньше арбуза)

- кукла лежит ближе к тебе, а собачка… (дальше)

- придумайте сами

 Я – вещь. Попросите ребёнка представить себя какой-либо вещью, почувствовать её характер. От имени этой вещи он рассказывает о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, о её заботах, привычках, о её прошлом и будущем. Можно это делать по очереди: мама представляет, что она скатерть, ребёнок – машинка; можно давать друг другу задания.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Ежедневно предлагайте детям такие занятия! Не спешите за ребёнка делать то, что он может и должен делать сам, пусть поначалу медленно, но самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры – помощники, для развития внимания, памяти, мышления.

В материале описаны виды памяти, их развитие и подборка игр....

Игры по подготовке к освоению навыков чтения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики.

Не секрет, что успех в обучении чтению напрямую зависит от развития познавательных способностей ребенка. Например, если малыш не научится быть внимательным в играх, не связанных с буквами, то и на зан...

ДЕТЯМ-игры на развитие внимания, памяти, мышления.

Игры с детьми на развитие внимания,памяти,мышления....

Консультация для родителей "Игры и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи"

Консультация для родителей "Игры и упражнения, направленные на развитие фнимания, памяти, мышления, речи"....

Игровые упражнения на развитие внимания, памяти, мышления для дошкольников 6-7 лет

Пособие позволяет подготовить руку ребенка к письму, развить моторику, а так же мышление, внимание и память. Ребенок овладеет навыками рисования по клеточкам, научится сопоставлять и анализировать....

Продуктивная деятельность дошкольников и ее влияние на развитие внимания, памяти, мышления и речи ребенка.

В материале рассматривается влияние продуктивной деятельности на гармоничное развитие ребенка....