консультация для родителей
консультация (младшая группа)

марина Ивановна Львова

Адаптационные процессы охватывают три

стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От

того, насколько каждый готов пережить

адаптацию, зависит конечный результат -

спокойный ребенок, с удовольствием

посещающий дошкольное образовательное

учреждение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей раннего возраста на тему:

«Условия для успешной адаптации к детскому саду»

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде

всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых

людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них

реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут

вечером дома, капризничают и плачут перед

входом в группу.

Адаптационные процессы охватывают три

стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От

того, насколько каждый готов пережить

адаптацию, зависит конечный результат -

спокойный ребенок, с удовольствием

посещающий дошкольное образовательное

учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду

поднимаются и решаются уже не один десяток

лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами

нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители.

Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно

на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный

взгляд педагогов.

Ребенок.

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни

все меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся

жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются

следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными

физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает:

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;

• регрессия речи;

понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и

другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью

адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и

приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда

срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит,

впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название

которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает:

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической

и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться?! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации:

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают

среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену

отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются

регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе,

откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются

любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у

него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного

ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям

жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно,

является новым, неизведанным пространством, где он встречает много

незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что

каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни

привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,

некоторые не могут привыкнуть в течение года.

 Режим. Ребенку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы.

В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних

условиях она не была так важна.

 Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема

наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными

особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не

хватает эмоционального общения с мамой.

 Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет

пребывание ребенка в детском саду.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

- самостоятельно садиться на стул;

- самостоятельно пить из чашки;

- пользоваться ложкой;

- активно участвовать в одевании, умывании.

 Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых

позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и

вследствие этого - нервничать, плакать, капризничать.

Неумение занять себя игрушкой.

 Наличие у ребенка своеобразных привычек.

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые

затрудняют адаптацию ребенка.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

 Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при

расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните,

он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он

обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста

пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы

обязательно придете.

 Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в

детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни

любимым, ни безопасным.

 Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может

навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают

плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

 Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если

малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже

полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет

ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому

человеку.

Способы уменьшить стресс ребенка.

 необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры,

прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять

напряжение, накопившееся за время пребывания в

детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с

дневным напряжением — игры на воде: наберите в

ванну немного теплой воды, включите теплый

высокий душ. Вся накипь дня — усталость,

раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с

малыша. Игры в воде подчиняются одному общему

правилу – они должны быть нешумными,

спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками

(смотреть, как они впитывают и отдают воду,

устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их

в кораблики или дельфинов), строить из мягкой

мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть

переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует

умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на

свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите

идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события

дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо

обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый

вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша.

Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг.

Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или

для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и то же

время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно

сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую

мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя,

почитать сказку.

Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в

нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если

малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая

пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей

вечностью, и стресс отступит!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

консультациядля родителей на тему День космонавтики

консультация для родителей День космонавтики...

Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

О правилах поведения во время гололеда....

консультациядля родителей "Безопасность ребенка на зимних каникулах"

Информационный блок для родителей по безопасности ребенка...

консультациядля родителей "Рисуем вместе с малышами"

консультация для родителей "Рисуем вместе с малышами"...

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Воспитываем трудолюбие».

КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Воспитываем трудолюбие».     Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок вырос ответственным и трудолюбивым. Трудолюбие это одно из условий успешн...