Консультация для родителей на тему: «Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа)

Евдокимова Ирина Викторовна

В консультации представлены аспекты готовности ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Речевое развитие как показатель готовности ребенка к школе»

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230330_115904.jpg

Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

Существуют  следующие  аспекты готовности ребенка к школе:

Первый аспект – физиологическая готовность, предполагающий физическое здоровье ребенка, т.е. состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.

Второй аспект – психологическая и познавательная готовность, включающий:

  • мотивационную готовность–положительное отношение к школе и желание учиться;
  • умственную или познавательную готовность–достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;
  • волевую готовность–достаточно высокий уровень развития произвольного поведения;
  • коммуникативную готовность–способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

Третий аспект – речевая готовность к школе,  предполагающий:

  • сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением  всех звуков  родного языка.
  • сформированность фонематических процессов,  навыков звукового анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость-мягкость, свистящие-шипящие и т.д. различать слова, отличающиеся одним звуком (слова-паронимы: дочка-точка...).  Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов, выделять первый и последний звук в словах, определять место  заданного звука в слове, а также  определять количество и последовательность звуков в слове.
  • соответствующий возрасту словарный запас. Ребёнок должен обобщать и классифицировать предметы по группам (времена года, овощи, фрукты, мебель, насекомые, перелётные и зимующие птицы, грибы, ягоды, лиственные и хвойные деревья, домашние и дикие животные, их детеныши, одежда по сезонам, обувь, головные уборы, посуда, транспорт, профессии, инструменты, комнатные растения, цветы, рыбы, игрушки, геометрические фигуры, школьные принадлежности и другие.C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230404_112326.jpg
  •  сформированность грамматического строя речи. Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования, умение употреблять простые и сложные предлоги т.д.
  • сформированность  связной речи. Ребёнок должен уметь строить связные высказывания (связно, последовательно, чётко и точно формулировать основную мысль высказывания), составлять описательные рассказы, рассказы по картине, по серии картин, из личного опыта, владеть навыком полного и краткого пересказа.  В речи ребёнок должен использовать принятые нормы вежливого речевого обращения.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить   речевую готовность ребёнка к школе?

  1. Создать в семье условия, благоприятные для общего  и  речевого развития детей.
  2. Проводить направленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи.
  3. Не ругать ребёнка за неправильную речь.
  4. Ненавязчиво исправлять неправильное произношение.
  5. Осуществлять позитивный настрой на занятия с педагогами.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребёнка. Речь должна быть чёткой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Однако часто родители не уделяют должного внимания  устранения тех или иных речевых нарушений. Это связано с двумя причинами:

  1. родители не слышат недостатков речи своих детей;
  2. не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, ребёнок из детского сада выпускается в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Поэтому  устранять речевые нарушения необходимо в дошкольный период. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна!!!

Несколько советов для родителей по развитию речи детей:

  1. Играйте дома с детьми в различные речевые игры.
  2. Убираясь на кухне, в комнате, попросите ребёнка найти не меньше десяти слов (названий предметов), где  первым был какой-то определённый звук.C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230327_172723.jpg
  3. Возвращаясь домой из детского сада, попросите, чтобы ребёнок назвал предметы, которые видит и составил с ними предложения с определённым количеством слов.
  4. Придя с ребёнком в магазин, взрослый может использовать время покупок для плодотворной работы по развитию звукобуквенного анализа: можно попросить найти на полке продукты с определённым количеством звуков ли слогов, или назвать как можно больше количества продуктов на определённы  звук. Можно устроить соревнование, кто больше найдёт таких слов.
  5. Развивая слуховое внимание, попросите 1 минуту не разговаривать, не объясняя причину; затем спросите, что он услышал  за это время, какие звуки, голоса.C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230331_122442.jpg

C:\Users\ЛОГОПЕД\Desktop\Новая папка\IMG_20230331_122451.jpg

Любые игры, даже самые простые, направленные на развитие речи, полезны для ребёнка. Но они принесут пользу только тогда, когда выполняются без принуждения. Если вы хотите помочь своему ребёнку, не забывайте, что ничего не делается мгновенно, нужны время, терпение и система!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей по теме «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка необходимых школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно ...

Основные показатели готовности ребенка к школе

Основные показатели готовности ребенка к школе...

Консультация для родителей на тему: «Речевая готовность ребенка к школе»

Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка не­обходимых школьных принад­лежностей, это функциональ­ное развитие ребенка, которое в дальнейше...

Презентация консультации для родителей дошкольников подготовительной группы на тему "Психологическая готовность ребенка к школе".

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.Учебная деятельно...