Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Выявление позиций родителей, поиск наиболее важных и эффективных форм работы. Заинтересованность их данной проблемой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2023.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

год

Проблема

Этап

Содержание работы

Результат

Форма отчетности

2022

-

2023

Выявление позиций родителей, поиск наиболее важных и эффективных форм работы. Заинтересованность их данной проблемой.

Основной

Составление перспективного плана работы с дошкольниками, родителями.

Перспективный план работы с родителями

(приложение 1)

Перспективный план работы с дошкольниками

(приложение 2)

Анкеты для родителей

Цель проведения анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

- Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?________________________________________________________________________________________________________________________________________

- На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?______________________________________________________________________________________________________________________________________

- Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?______________

-  Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?___________________________________________________________________

Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?__________________________________________________

Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?_______________________________________________________

«Экологическое образование в семье».

  1. Есть ли у вас дома животные? Кошка, рыбки, собака, хомячок и др.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли комнатные растения? Какие?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто ухаживает за животными или растениями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что делает при этом ребенок: кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает? Подчеркнуть или дописать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. С какой целью?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Где ребенок обычно проводит лето?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в детском саду?

_________________________________________________________________

  1. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ

Месяц

Мероприятия и форма проведения

Задачи

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявить уровень родителей по вопросам экологии.

Сентябрь

Выставка поделок из овощей и фруктов «Фантазии осени»

Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Октябрь

Выставка рисунков в Центр культуры, спорта и молодёжной политики «Идёт доброта по Земле»

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Ноябрь

Праздник «День Матери», изготовление подарков из экологически чистого материала – бумаги»

Применение иновационных технологий в творческой деятельности.

Декабрь

Семейный клуб «Содружество»

Тема: «Мелкая моторика рук как средство развития познавательной сферы. Игра-путешествие «В гостях у тётушки Совы»

Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Декабрь

Выставка детско-родительского творчества «Символ 2023 года».

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности

Декабрь

Муниципальный этап областного конкурса «Семья за детство безопасности» в номинации - книжка малышка «Я и мои родители на дороге»

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Февраль

День здоровья- «Фитотерапия».

Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей и формирования ЗОЖ.

Март

Конкурс детско - родительского творчества «Живут на свете чудеса».

Способствовать коммуникации родителей и детей через продуктивный вид деятельности.

Апрель

Выставка поделок «Эколята – защитники природы!»

Сплочение детско – родительского коллектива.

Апрель

Огород на окне

Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Май

Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города.

Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ

Тема

Программное содержание

Сентябрь

1.

Природа вокруг нас.

Экспериментирование с солнечным светом (солнечные лучи, солнечные зайчики)

Создание в группе благоприятной атмосферы и установление доброжелательного отношения с детьми. Выявление уровня экологической воспитанности у дошкольников. Закрепить знания детей о деревьях, и растениях, об овощах и фруктах, животных, о неживой природе. Познакомить детей с влиянием солнечных лучей,  с происхождением солнечных зайчиков.

2.

Наблюдение

«Цветы на нашем участке»

Исследовательская деятельность «Как развивается растение»

Уточнить представление детей о том, что, кроме деревьев и кустарников, на территории детского сада растут цветы, разные по окраске, названиям, но все красивые. Уточнить названия цветов, их строение, особенности размера, окраски, формы лепестков, листьев, стебля. Побуждать к сравнительным высказываниям, употреблению эпитетов, оценок. Обратить внимание на то, что некоторые цветы приятно пахнут. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений, желание сохранить ее. Уточнить представление о том, что растения живые – они растут и изменяются.

Выделить циклы развития растения: семя -> росток —» растение —> цветок —> плод -> семя.

3

Ознакомление с сезонными явлениями природы

Эксперимент «Поиск воздуха» (чистый воздух богатство нашего края)

Обратить внимание детей на небо: что на нем видите? (солнце, облака или тучи). Определить ветер – посмотреть на деревья: качаются ли ветки, в какую сторону наклоняются. Значение ветра для жизни растений и животных. Летающие семена. Развивать речь, провоцировать детей употреблять прилагательные, делать выводы. Продолжать учить отбирать нужные картинки в календаре природы, одевать по погоде куклу.

Обнаружить и выявить свойства воздуха.

4.

Что растет в лесу

Фотовыставка «Мы в лесу», рисование, лепка грибов

Закреплять  первоначальные знания о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. В лесу всегда тень и прохладно, осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, поэтому лес становится красивым, в нем пахнет грибами. Познакомить с произведениями искусства – картинами и репродукциями на тему осеннего леса. Формировать умения рисовать и лепить грибы.

Октябрь

1.

Красная книга НСО

Рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО.

2.

Соль

Игра-эксперимент «Соль и ее свойства»  

Расширять представление детей о свойствах соли и воды,  их использование.

3.

Наблюдение

«Кто живет в аквариуме?»

Наблюдение за рыбками в аквариуме (видеофильм, презентация). Уточнить представление о том, что в аквариуме живут рыбки, черепахи, улитки, растения. Формировать представление о том, что рыбки живут в хороших условиях: в аквариуме много воды, света, на дне лежат песок, камни, рыбки не голодают, потому, что их каждый день кормят. В этих условиях они хорошо себя чувствуют, не болеют. Уточнить представления об особенностях внешнего облика рыб, строении их тела, о функции глаз – они нужны, чтобы видеть окружающие предметы.

4.

К ребятам приходит Айболит

Эксперимент «Здоровая пища»

Воспитывать у детей интерес к своему здоровью, желание его поддерживать полезной, содержащей витамины пищей. Уточнять и расширять представления об отличительных особенностях овощей, фруктов о том, что их можно есть в сыром и/или вареном виде, из них можно готовить суп, салат; в сыром виде они полезнее – в них много витаминов, которые нужны для здоровья, в ходе эксперимента показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Ноябрь

1.

Экосистема «Лиственный лес»

Эксперимент

 «Чьи следы»

Расширять представления детей о лесе – в лесу живут разные животные (заяц, еж, белка, лиса, волк, медведь); насекомые, птицы, все они могут жить в лесу, потому, что находят там пищу; учить детей различать этих животных по особенностям внешнего вида. Развивать познавательный интерес у детей  в процессе опытно-экспериментальной деятельности. 

2.

Реализация проекта

«Природа родного края»

Знакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Сформировать у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

3.

Домашние животные Экологическая игра «Домашние животные»

Наблюдение за животными (видео, презентация). Закрепить у детей представления об известных им домашних животных – корове, козе, свинье, познакомить с новыми – овцой, лошадью; познакомить со стихотворениями о них, вызвать положительный эмоциональный отклик, интерес и сочувствие к животным.

4.

Экологический квест «Мы защитники природы»

Дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины.

Развивать познавательную и исследовательскую активность, любознательность, умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Помочь детям осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека.

Декабрь

1.

Зима на участке детского сада. Опыты и эксперименты с водой и снегом, цветные льдинки

Закреплять знания о первых признаках зимы, умение наблюдать явления природы, устанавливать простейшие связи между ними,   формировать умение восхищаться красотой русской природы. Развивать поисково-познавательную активность детей при проведении опытов и исследований с водой и снегом.
Продолжать знакомить детей со свойствами воды (на морозе замерзает и превращается в лед; лед твердый, не льется, принимает форму сосуда, в котором застывает, лед холодный, скользкий, хрупкий – его можно разбить, если ударить чем – то твердым). Показать детям, что в тепле лед тает и превращается в воду, цветной лед становится цветной водой

2.

Красная книга НСО

Продолжать рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО.

3.

Экспериментирование с предметами (бумага, ткани, пластмасс, металл)

Игра-эксперимент «Свойства бумаги»

Сформировать умения различать по свойствам бумагу, ткань, металл, пластмасс. Уточнять представление детей о бумаге и изделиях из нее (бумагу делают из дерева, бумага очень нужна людям, из нее изготавливают разные предметы, она бывает разного цвета, тонкая и толстая, мягкая и жесткая, на ней можно рисовать, из нее можно делать игрушки, бумагу надо беречь); упражнять детей в аппликации – умение составлять и склеивать предмет из частей.

4.

Исследовательская деятельность «Сравним живую и игрушечную ели»

Показать детям главные особенности живого дерева, игрушечная ель искусственная, ее сделали на заводе из пластмассы, у нее есть ствол, ветки, но нет корней – она не живая, не пахнет, ее можно поставить в любое место, с ней можно играть. Воспитывать у детей эмоционально положительное отношение, сочувствие к живой ели, желание облегчить ее зимнее существование, дать представление о том, что в сильные морозы деревья могут замерзнуть, поэтому их следует прикапывать снегом, который согревает корни и ствол, что большое количество снега на лапах ели вредно для нее, так как оттягивает их вниз и может сломать, ели можно помогать, легонько отряхивая снег с веток.

Январь

1.

Исследовательская деятельность «Почему песок хорошо сыплется?»

Выделить свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

2.

В гостях у курочки Рябы (знакомство с птичьим двором)

Уточнить представления детей о домашней птице: курах, утках, гусях (как выглядят, какие звуки издают. Как передвигаются, чем питаются, какую приносят пользу, чем отличаются взрослые особи от детенышей).

3.

Знакомство с птицами Барабинского района

Продолжать знакомить детей с лесными птицами, обогащать и углублять представления детей о птицах (особенности строения, потребности и способы их удовлетворения), способствовать возникновению желания ухаживать за птицами.

Февраль

1.

Резина. Игра-эксперимент «Свойства резины»

Знакомство со свойствами резины и её применением в жизни человека.

2.

Экологическая акция: «Умный взгляд на мусор»

     

«Много идей из ненужных вещей»

Выставка поделок

Расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так и природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов.

Рассмотреть возможность использовать бросовый материал для создания поделок, вещей (предметов), полезных человеку; содействие и укрепление связи ДОУ и семьи.

3.

Наблюдение

за комнатными растениями (в группе)

Выявить знания детей о комнатных растениях, закрепит знания об их названиях и пользе, приносимой людям; комнатные растения тоже живые, весной они начинают расти, поэтому их надо больше поливать, подкармливать удобрениями или пересаживать в новую землю; воспитывать заботливое и внимательно отношение к комнатным растениям, развивать желание помогать взрослым в уходе за ними.

4.

Наблюдения за природой.

Игра-эксперимент «Свойства камня»

Формировать представление о свойствах и особенностях камня, формировать навыки сравнения реальные предметы (камень, пластилин).

Март

1.

Красная книга НСО

Продолжать рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО.

2.

Экосистема - водоем

Освоение действия построения модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в водоеме. Познакомить детей с водоемами Барабинского района.

3.

«Удивительный магнит». Игра-экспериментирование «Свойства магнита»

Знакомство со свойствами магнита и применением их в жизни человека.

4.

Наблюдения за природой.

Весна на участке детского сада. Опыты и эксперименты с водой и снегом

Систематизировать знания детей об изменениях в природе весной, закрепить признаки ранней весны, название перелетных птиц, обогащать и активизировать словарь по теме «Весна», помочь детям самостоятельно реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, окрашивание). Развивать инициативность, познавательную активность.

Апрель

1.

Исследовательская деятельность «Веселый огород»

Знакомство с посадкой и уходом за растением, обучение длительному наблюдению; формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

2.

Айболит в гостях у детей.

Исследовательская деятельность «Лук от семи недуг»

Реализация проекта «Огород на окошке»

Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни, воспитывать сочувствие к болеющим детям; объяснить, что зимой организму требуется пища с витаминами, которых много во фруктах, шиповнике, зеленом луке; уточнить представление о различных фруктам;  показать как садить сажать лук.

3.

Досуг, посвященный Дню Земли

Формировать бережное отношение ко всему живому на земле, закрепить полученные знания о животных и растениях; формировать эмоциональный отклик на природу, желание ее охранять.

4.

Починка деревянных предметов. Игра-эксперимент «Деревянный мир»

Уточнить представления детей о деревьях, растущих на участке; дать представление о том, что деревья служат материалом для появления различных деревянных предметов, о необработанной древесине; из древесины делают мебель, оконные рамы, двери, пол; все предметы из дерева надо беречь, вовремя их чинить.

Май

1.

Наблюдение за природой

 «Такие разные облака»

Эксперимент «Чистый и грязный воздух»

Формировать у дошкольников элементарные экологические представления о неживой природе, мыслительные операции через поисково – познавательную деятельность. Продолжать закреплять знания детей о том, как появляются облака, какие бывают (виды облаков).

Дать детям представление, о том, какую роль играют растения в нашей жизни, как они влияют на чистоту воздуха и состояние здоровья человека.

2.

Зеленая аптека- лекарственные растения Барабинского района

Исследовательская деятельность «Наблюдение за одуванчиками»

Познакомить детей с лекарственными растениями Барабинского района, показать их значение для здоровья человека. Формировать знания детей о первых весенних цветах, одуванчиках. Познакомить со строением цветка и его особенностями. Научить подбирать образные слова и выражения. Воспитывать умение радоваться, воспринимая красоту цветущих растений.

3.

Красная книга НСО

Продолжать рассмотреть с детьми экологические проблемы родного края, Новосибирской области, знакомство детей с Красной книгой НСО.

4.

Квест «Экологическая тропа на территории ДОУ»

Обратить внимание детей на изменения в природе. Как вся природа ожила, солнце ярко светит. Формировать представление о том,  как чувствуют себя растения на улице (плохо: им холодно, нужно тепло и полив).  Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

В летний период дети помогают воспитателям ухаживать за огородом и цветниками ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников (старшая группа).

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников....

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Представлен перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников по трем возрастам: средний возраст, старший возраст, подготовительный возраст...

Перспективное планирование работы с родителями по экологическому воспитанию на группе раннего возраста.

В данной теме разработан материал работы  с родителями по экологическому  воспитанию на учебный год....

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию старших дошкольников на 2018 – 2019 гг.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главн...

План самообразования по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ на 2023-2024 учебный год.

Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы...

Аналитический отчёт педагога за 2023-2024 уч.год по теме самообразования «Экологическое воспитание и природоохранная культура дошкольников в ДОУ"

В отчете предоставлена информация о деятельности педагога, использование им методической литературы, взаимодействие с другими  педагогами, об участие в работе проблемной площадки начальное инжене...